Упражнения, направленные на формирование осознанности чтения.
методическая разработка по логопедии

Ашурова Елена Васильевна

Упражнения, направленные на формирование осознанности чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_formirovaaniya_chteniya.docx81.23 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Упражнения, направленные на формирование осознанности чтения.
  1. «Литературное чтение, 1 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Текст из энциклопедии «Лягушки».

Каждая лягушка претерпевает некоторые изменения, пока не станет взрослой. Какие? Запиши ответы в клетки, используя текст.

л

я

г

у

ш

к

а

  1. «Литературное чтение, 1 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. «Рифмы Матушки Гусыни: Король Пипин» в переводе на русский язык С. Маршака.

Выбери правильный ответ:

  1. Каким был Пипин?                                  

А) большим;   Б) маленьким;   В) средним.

  1. Что он выстроил?

А) дворец;   Б) дом;   В) избу.

  1. Из чего он заказал стены?

А) из бетона;   Б) из соломы;   В) из торта.

  1. Из чего сделана крыша?

А) из леденца;   Б) из вафли;   В) из соломы.

  1. Из чего сложили печь?

А) из кирпича;   Б) из пастилы;   В) из глины.

  1. В чем видел озеро?

А) в воде;   Б) в огне;   В) В лесу.

  1. В чем была собака?

А) в брюках;   Б) в калошах;   В) в платье.

  1. Кого ловили мыши?

А) птичек;   Б) сыр;   В) котов.

  1. Что делали утка и лиса?

А) бегали по лесу;   Б) пекли пироги;   В) играли в прятки.

  1. Что делал медведь?

А) спал в берлоге;   Б) кушал мед;   В) мерил туфли.

  1.  «Литературное чтение, 1 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.    Е. Чарушин «Теремок».

Какая из пословиц подходит к сказке?

  • В тесноте, да не в обиде.
  • Знает сорока, где зиму зимовать.
  • Согласие крепче каменных стен.

  1. «Литературное чтение, 1 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.   С. Михалков «Бараны».

Восстанови последовательность событий в стихотворении:

Упрямство – встреча – ссора – беда.

  1. «Литературное чтение, 3 класс». Авторы: В.Г. Горецкий и др.

Крылов «Мартышки и очки».

Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение слов:

МАРТЫШКА — маленькая обезьянка; ДЮЖИНА — 12; ПОЛДЮЖИНЫ — 6; ТЕМЯ — верхняя часть головы; НАНИЖАЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку; НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек; К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит; ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе:высший слой привилегированного класса; НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек.

Ответьте на вопросы:

  • Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?
  • Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?
  • Почему Мартышка решила, что люди её обманули?
  • В чём комичность ситуации? Что вам показалась в басне смешным?
  • Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.
  • А если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?

  1. Упражнения, направленные на формирование беглости чтения.
  1. «Литературное чтение, 1 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.   Т. Белозеров «Подснежники».

Читай целыми словами

Снег – Снегурка – Снегурочка – Снегурочкины

Печаль – печальная

Рос – вырос – выросли

Снег – снежинка – подснежники

2. «Литературное чтение, 2 класс». Авторы: В.Г. Горецкий и др.                     В.Осеева «Печенье».

Слова разбиты на слоги. Начало слова – в одном столбике, конец – в другом. Соедините слоги, прочитайте полученные слова.

пе

маль

тарел

Во

Ми

ва

ка

ша

чики

ченье

 

 

      3. «Литературное чтение, 1 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.                         С.Михалков «Трезор».

Найдите словарное слово в таблице по адресу. Учитель называет адрес: 

тигр, зеленый, третье слово сверху / щенок /;

стул, синий, второе сверху / коридор /;

муха, красный, второе снизу / кровать /;

цветы, зеленый, третье слово сверху / чёрный /.

Теперь найдите эти слова в стихотворении.

 

 

http://www.vyajli1.narod.ru/op1.ht1.gif

 

  http://www.vyajli1.narod.ru/op1.ht2.gif

 

 

красный

береза

Москва

одежда

быстро

пальто

весело

пенал

сапоги

мороз

воробей

ворона

петух

рабочий

кровать

город

посуда

работа

язык

девочка

медведь

 

зеленый

дежурный

карандаш

чёрный

ребята

сорока

деревня

класс

щенок

русский

суббота

завод

коньки

машина

скоро

тетрадь

заяц

корова

медведица

собака

ученик

 

синий

учитель

дорога

газета

вагон

перрон

ученик

директор

товарищ

Родина

малина

народ

лагерь

здоровый

спасибо

урожай

билет

коридор

здание

до свидания

ракета

4. «Литературное чтение, 3 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова и др.                          Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

Читай целыми словами

показ – показать – показывали

хотел – захотел – захотелось

вернул – вывернул – перевернул

5. «Литературное чтение, 2 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова и др.                          Сказка «Гуси-лебеди».

Читай слитно

гуси-лебеди

вымоет-выпарит

баба-яга

полетали-полетали

покричали-покричали

  1. Упражнения, направленные на формирование выразительности чтения.
  1. «Литературное чтение, 3 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова и др.                        А.И. Крылов «Зеркало и обезьяна».

Прочитай слова, правильно поставив ударение

увидя образ

ужимки и прыжки

перечесть

оборотиться

попусту

Климыч на руку нечист

украдкою

  1. «Литературное чтение, 1 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.                         Английская песенка «Я видел озеро в огне».

Силой голоса выдели важное по значению слово в ряду остальных слов

Я видел озеро в огне.

Я видел озеро в огне.

Я видел озеро в огне.

Я видел озеро в огне.

  1. «Литературное чтение, 2 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова и др.                             С. Есенин «Закружилась листва золотая».

Обозначьте чертой места, где нужно сделать паузы

  1. «Литературное чтение, 2 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.                         Ф. Кривин  «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

Разыграйте с одноклассниками сценку, как в театре, «Спор гласных и согласных»

  1. «Литературное чтение, 2 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова и др.                         М.М. Пришвин «Осеннее утро».

Прочитай предложения с разной интонацией

Осеннее утро!

Осеннее утро?

Осеннее утро!

Летите, летите!

Летите, летите.

Летите, летите?

  1. Упражнения, направленные на формирование правильности чтения.
  1. «Литературное чтение, 2 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова и др.                         М.М. Пришвин «Осеннее утро».

Название рассказа затерялось среди букв. Попробуйте найти его

СЕПРЕНСОСЕННЕЕБЗЕН

УПТВБУТРОЕТНЕОТ

  1.  «Литературное чтение, 1 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова и др.                      по М. Пляцковскому  «Сердитый дог Буль».

Читай правильно сначала по слогам, а потом слитно

Ос-та-но-вил-ся – остановился

Мар-ме-ла-дик – Мармеладик

Сла-бень-ко-го – слабенького

Кры-лыш-ка-ми – крылышками

  1. «Литературное чтение, 1 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова и др.                      Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…».

Восстанови образ буквы и прочитай название стихотворения

ЧАРОДЕЙКОЮ  ЗИМОЮ

  1. «Литературное чтение, 2 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова и др.                      Сказка «Петушок и бобовое зернышко».

 «Составь слово» и назови сказку

КОТУШЕП  И  ОБОВОБЕ  НЫШКОРЁЗ

  1. «Литературное чтение, 4 класс». Авторы: Л.Ф. Климанова и др.         Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень» 

Вставь пропущенные слова в отрывок текста и с выражением прочитай этот отрывок

На площади в одном  _______  лежал огромный  _______.  Камень занимал много _______  и мешал езде по городу.  Призвали инженеров и  ________  их, как убрать этот _______   и сколько это будет стоить.

Один  ______  сказал, что камень надо разбивать на  _______  порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой _______  и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.

 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения, направленные на формирования навыка чтения

Как превратить скучное складывание слогов в слова в интересный, увлекательный и результативный процесс? Очень просто! Можно, например, читать слова наоборот или  "по головам", можно по "ногам", "...

Обобщение опыта по теме «Стратегии и приемы формирования осознанного чтения в начальной школе».

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и ...

Формирование осознанного чтения обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы.

Одним из типов уроков чтения, направленных на развитие осознанности чтения обучающихся, являются уроки тематического обобщения. Обобщающий урок проводится в конце изучаемой темы. Подготовка к нему орг...

Система упражнений, направленных на формирование выразительности как смысловой стороны техники чтения младших школьников

Для развития у учащихся качественных навыков выразительного чтения в своей практике я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок. Эта работа даёт положительный результат, вносит в...

Использование методических приёмов и упражнений, направленных на формирование навыка чтения младших школьников

Умение читать – это универсальное, жизненно необходимое качество личности, которое формируется в начальных классах. Для этого на уроках должны быть созданы специальные педагогические условия. Це...

Задания для формирования осознанного чтения на уроках в начальной школе

Задания для формирования осознанного чтения на уроках в начальной школе...