Использование информационных технологий в развитии познавательной деятельности младших школьников
статья

Елена Анатольевна Малышенко

Использование информационных технологий  в развитии познавательной  деятельности младших школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий  в развитии познавательной  деятельности младших школьников

Е.А. Малышенко

 учитель начальных классов

           МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»,

г. Кемерово

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Федеральный государственный стандарт начального образования предъявляет следующие требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программой:

1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

2)  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.(ФГОС)

        Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ. Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • сокращает время для контроля и проверки знаний учащихся;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

 Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера. При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

  • мультимедийные курсы;
  • презентации к урокам;
  • логические игры;
  • тестовые оболочки;
  • ресурсы Интернет;
  • электронные энциклопедии.

В  общеобразовательной школе в качестве средств ИТ чаще всего используется пакет Microsoft Office. Учащиеся получают первоначальные навыки работы с такими средствами ИТ как: MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Paint. Рассмотрим основные возможности перечисленных средств ИТ.

В учебном процессе мультимедийные презентации, разработанные MS PowerPoint, используются, чтобы выступающий (учитель или ученик) мог на большом экране наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Выделяют следующие варианты использования MS PowerPoint в работе с учащимися при работе над исследовательским проектом:

  1. Проведение презентации при объяснении нового материала. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т.п.
  2. Наглядная демонстрация модели реального процесса. Построение диаграмм, таблиц, которые невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.
  3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. Подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада, создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях.
  4. Совместное изучение источников и материалов. Обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов.

5. Корректировка и тестирование знаний. Работа с тестирующими системами и тренажерами.

        Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе  сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Используя инструментальное средство MS PowerPoint, ученики могут создавать свои первые мультимедийные творческие проекты о своем домашнем питомце, увлечении, любимом писателе и т. д. Создание подобных проектов, позволяет не только получить навыки работы в программе, но и служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов, обеспечивает систематизацию знаний.

Табличный процессор MS Excel представляет собой достаточно мощный инструмент, предназначенный для создания, обработки, анализа, совместного использования и отображения информации в виде электронных таблиц:

  • создания, форматирования и печати таблиц данных;
  • проведение расчетов различного уровня сложности;
  • построения и оформления диаграмм и графиков различных типов на основе сложных табличных данных;
  • анализа данных и построения сводных отчетов.

Комплект разрабатываемых в MS Excel материалов может включать в себя электронные таблицы, графики, проверочные тесты, кроссворды, таблицы «линии времени», диаграммы и др. Созданные учителем шаблоны для обработки экспериментальных данных можно использовать в процессе выполнения учащимися исследовательских проектов, практических индивидуальных заданий и т.д

Текстовый процессор MS Word получил широкое распространение в практической деятельности учителя любой специализации. С помощью MS Word можно разрабатывать проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. . Использование дидактических материалов, созданных в текстовом процессоре, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Дидактические материалы, созданные в MS Word, способствуют организации личностно-ориентированного обучения, когда для более способных учащихся разрабатываются и подготавливаются более сложные задания или углубленные тесты, которые могут включать в себя смежные темы.

Дидактические материалы, созданные с помощью графического редактора Paint, способствуют развитию у учащихся эстетических качеств, фантазии, внимания, самостоятельного творчества. Выполняя задания на конструирование в Paint, развивается логическое мышление учащихся.

Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе возможно использование информационных технологий на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении  внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в данной системе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание  учебных предметов  в системе Л.В. Занкова,  оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, формирование мотивации к учебной деятельности.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний;
  • продвигает ребенка в общем развитии;
  • помогает преодолеть трудности;
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития»
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся  их сотрудничества в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников

Мы учим не для школы, а для жизни.  Не просто дать  знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...

Формирование и развитие речи младших школьников через внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Как известно, именно в начальной школе пр...

Научно-методическая статья на тему: "Информационные технологии как средство развития личности младших школьников"

"Нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад". В статье говорится о том, как использование компьютера на уроке расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает урок...

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....

Мастер-класс по теме: "Использование современных информационных технологий в обучении младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО "

Материал содержит подробное описание проведения мастер-класса с использованием интерактивной доски и программного обеспечения  SMART Notebook 10. Раскрыты основные технологические приёмы для созд...

Информационные технологии как средство развития личности младших школьников

laquo;Информационные технологии как средство развития личности младших школьников», публикация статьи  в сборнике региональной НПК «Педагогические инновации в дошкольном и начальном ...

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т.е. память младшего школьника – первостепенны...