Приемы деятельностного подхода в начальной школе.
статья

Хуснутдинова  Гульфина  Салимджановна

Данный методический материал предназначен для использования в своей  работе учителям начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_priemy_deyatelnostnogo_podhoda.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Хуснутдинова Гульфина Салимджановна,

учитель начальных классов,

Рыжова Венера Идиетулловна,

учитель начальных классов,

МБОУ «ЗСОШ №2», г. Заинск

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

 НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

«Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

Г. Гегель

    В любом обществе всё или практически всё определяется образованием и культурой. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения. Ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.  Поэтому перед современным образованием, согласно ФГОС,  стоит задача  не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде,  способствовать стремлению  к саморазвитию, к рациональному использованию своего времени,  проектированию своего будущего, воспитанию  здорового и безопасного образа жизни.

    Реализации данных задач в полной мере способствует технология деятельностного подхода.  Суть данного подхода состоит в направлении  «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества». Технология деятельностного подхода в обучении позволяет эффективно достичь личностных, метапредметных, предметных результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка. Поэтому деловые игры, коллективно – творческие дела, проектная деятельность  имеют мотивационную обусловленность и предполагают использование  детьми  постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности.

Рассмотрим возможность использования приёмов данного подхода

на разных этапах урока.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

- включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

- выделение содержательной области.

Урок начинаем с мотивировании детей к деятельности, используя стихотворения, девизы, пословицы, прием «яркое пятно» (легенды, притчи, случаи из жизни) и другие.

Мы умные и дружные,

Мы внимательные и старательные,

Мы прилежно учимся и всё у нас получиться! (слова сопровождаются определёнными действиями)

«О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух… (А.С. Пушкин)

- Как вы считаете, почему мы начали урок со слов А.С. Пушкина? ( Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое).  

 «Каждый день жизни – прибавляет частицу мудрости»

- Как понимаете смысл этого высказывания?  (На каждом уроке литературы  получаем положительный  опыт героев)

 - Какова же связь  между произведением «Акула» и девизом урока? (Данный вопрос следует в конце урока на этапе рефлексии)

II. Постановка учебной задачи.

- актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

- создание проблемной ситуации;

- выявление и фиксирование в громкой речи: (где и почему возникло затруднение;  называние темы и цели урока);

- повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,

помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Кроссенс»

В ходе творческого поиска дети разгадывают ассоциативную цепочку  и выдвигают свои предположения о названии произведения изучаемого на уроке.  Например: серия иллюстраций: капелька воды, капелька воды из крана, дождик, глобус, кораблик на море, тёплые страны, хищные рыбы в океане. (ответ: «Акула»)

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»

Урок окружающего мира 2 класс «Наши помощники – органы чувств».

Дети самостоятельно в процессе урока заполняют таблицу, что знали об органах чувств, что узнали нового и что хотели бы узнать.

Прием «Дерево предсказаний»

Урок математики 1 класс «Прибавление числа 3»

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – «Прибавление числа 3», ветви – предположения детей на предложенный вопрос: «Как сложить числа 8 и 3 разными способами» (Ответы детей: при помощи фишек, линейки, опираясь на состав числа, присчитыванием по 1 и другие), «листья» - дети объясняют и доказывают свои ответы (при помощи схем, числового луча, счетного материала).

Приемы создания проблемной ситуации:

-предлагаем  вопрос или практическое задание на новый материал, в результате чего возникают разные мнения;

- задаем  задание, которое невыполнимо и вызывает у детей затруднения;

-предлагаем практическое задание, с которым обучающиеся до настоящего момента не сталкивались, не знают способа выполнения, испытывают трудности.

Урок русского языка 3 класс « Слова, употребляющиеся только в единственном и только во множественном числе»

Даны слова: варежки, мороз, сосулька, здоровье, санки, снежки, коньки, хоккей

- Скажите, что общего у всех этих слов?

- Какой частью речи являются все эти слова?

-Напишите данные существительные в два столбика, сгруппировав их по числам.

- Давайте проверим, что у вас получилось?

- Устно поставим слова 1 столбика в форму множественного числа, а слова 2 столбика в форму единственного числа.

- Какая возникла проблема? (слова здоровье и хоккей нельзя поставить в форму множественного числа, а слова санки и коньки нельзя поставить в форму единственного числа)

III. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения).

- организация самостоятельной исследовательской деятельности;

- выведение алгоритма.

Приём «Работа с вопросником» применяем при введении нового материала на

этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

Приём «Уголки» 

Урок литературного чтения 3 класс В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Класс разбит на две группы: одна доказывает положительные качества героя (лягушки), другая группа – отрицательные качества, подкрепляя свои ответы фразами из текста. В конце диалога делается совместный вывод.

Приём «Чтение с остановками» 

Урок литературного чтения 3 класс К.Г. Паустовский «Кот – ворюга».

Текст был разбит на 4 смысловые части. Дети отвечали на вопросы по тексту и давали свои предположения, которые после чтения подтверждались или опровергались. Сначала задавался вопрос «Что из ваших предположений сбылось?», а «Что будет дальше? – последним.

IV.Первичное закрепление.

- выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

Приём «Написание творческих работ» 

Урок литературного чтения 3 класс «Греческое сказание Орфей и Эвридика»

Задание на выбор:

- написать продолжение событий;

- придумать и изменить концовку произведения;

- написать письмо - совет Орфею;

- подготовить презентацию модели  обложки

Прием — «Верите ли вы, что…»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Прием «Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Прием «Моделирование» - преобразование объекта с целью выделения существенных характеристик объекта

V.Рефлексия.

В своей работе используем следующие приемы: «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.

Прием РАФТ:

-Определим четыре параметра будущего текста.

Р – роль (родитель)

А – аудитория (кому вы будете писать – дошкольникам)

Ф - форма – рассказ

Т – тема «Осанка человека»

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть  не от вашего имени, а от имени родителя, и предназначен он будет для дошкольников.

      В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим  в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия  для саморазвития. В этом нам помогают приемы деятельностного подхода.

Список литературы:

1.Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии. – Москва-Ростов-на-Дону, издательский центр «Март», 2006

2. Вернер, Л.Г. Применение активных методов работы на уроках в начальной школе / Л.Г. Вернер // Начальная школа. - 2007. - №5.

3. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя  /  И. В. Муштавинская —  «КАРО», 2009 — (Уроки для педагогов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Реализация системно- деятельностного подхода в начальной школе."

Накопление педагогического опыта в рамках нового стандарта образования...

Системно - деятельностный подход в начальной школе

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания учащихся при реализации Стандартов нового поколения. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность ...

Деятельностный подход в начальной школе

Выступление по теме: "Деятельностный подход в начальной школе" на районном семинаре "Школа педагогического мастерства" для учителей начальных классов  после проведения открытого урока математики ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...