Отчет по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе".
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Гриценко Валерия Андреевна

В данном файле представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе". Данный отчет подойдет для ознакомления учителей начальных классов, а также учителей отдельных предметов. 

Цель: повышение профессиональной компетентности по вопросу применения современных здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  • изучить и систематизировать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения младших школьников;
  • учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов здоровьесбережения (различные виды массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры и т.д.);
  • направить жизнедеятельность обучающихся на сохранение и укрепление здоровья;
  • повышать заинтересованность детей 3 «Д» класса и их родителей в вопросах укрепления здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию учителя Гриценко Валерии Андреевны.

«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Цель:

повышение профессиональной компетентности по вопросу применения современных здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  • изучить и систематизировать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения младших школьников;
  • учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов здоровьесбережения (различные виды массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры и т.д.);
  • направить жизнедеятельность обучающихся на сохранение и укрепление здоровья;
  • повышать заинтересованность детей 3 «Д» класса и их родителей в вопросах укрепления здоровья.

Здоровьесберегающая технология, — это:

  1. Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  4. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий учитель применил:

1.Cоздание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

2.Творческий характер образовательного процесса.

3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности.

4.Принцип целостности.

5.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.

6.Рациональная организация двигательной активности.

7.Обеспечение адекватного восстановления сил.

8.Обеспечение прочного запоминания.

По результатам исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:

-падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;

-ухудшение состояния здоровья матерей;

-стрессы;

-дефицит двигательной активности;

-массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

-неполноценное питание;

-нарастающая интенсификация учебного процесса.

Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, учитель пришёл к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия :

      1. Утренняя зарядка. Каждое утро перед началом уроков проводится утренняя гимнастика. Она проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

      2. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводятся прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов.

      3. Дни здоровья. Подробнее хотелось бы остановиться на уроках здоровья, которые проводятся раз в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников 3 «Д» класса.  Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

     4. Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.    

   Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры (если вы их ведёте), спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, учитель проводил физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Физкультминутки учитель проводил, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток было включено:

  • упражнения по формированию осанки,
  • по укреплению зрения,
  • по укреплению мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников такой:

  • Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроков гигиены как самостоятельных уроков и использование элементов на обычных уроках.
  • Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.
  • Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.
  • Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры.
  • Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.

Нельзя не упомянуть, что в работе с родителями большое место заняли совместные классные мероприятия. Среди них особенно можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я, спортивная семья», «Встреча с родителями: шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие.

Работая с этой проблемой, после активного изучения и применения на практике с данным классным коллективом можно сделать конкретные выводы. Сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе. Результаты данной работы, сравнительный анализ динамики заболеваемости. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

ЛИТЕРАТУРА

  • Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе  : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся -  М.: Вентана-Граф, 2008
  • Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006
  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004,

  • Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  • Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Творческий отчёт по самообразованию на тему: «Информационные технологии в начальной школе».

Творческий отчет по самообразованию  представлен в виде презентации. Материал можно использовать  для  совершенствования  навыков  владения информационными технологиями на уро...

Тема самообразования "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

Из опыта работы учителя тема самообразования "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....

Отчёт по самообразованию "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

Тема самообразования: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»Цель: создание условий для сохранения, укрепления здоровья учащихся, воспитание личной ответственности за собственно...

Тема самообразования: «Возможности использования информационных технологий в начальной школе»

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных ...