Технологическая карта урока по окружающему миру УМК Школа России во 2 классе
план-конспект урока

Столярова Елена Анатольевна

Открытый урок окружающего мира

 во 2а классе (УМК «Школа России»)

«Какой бывает  транспорт»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     

                                                         «Школа №22» г. Рязани

Открытый урок окружающего мира

 во 2а классе (УМК «Школа России»)

«Какой бывает  транспорт»

Разработала

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Столярова  Елена Анатольевна

Цель: помочь учащимся обобщить имеющиеся знания о видах транспорта; составить схему «Виды транспорта»; познакомить с необычными видами транспорта.

Задачи:

Образовательные - расширить и обогатить знания детей о видах транспорта,  о современных (необычных)  видах транспорта.

Развивающие - развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Воспитательные  - воспитывать интерес к окружающему миру; формировать стремление к получению знаний; воспитывать уважение друг к другу в коллективе.

Основные понятия - транспорт, виды транспорта, номера телефонов экстренного вызова: 01, 02, 03, 04, современные виды транспорта.

Здоровьесберегающий аспект - работа по предупреждению заболеваний, сохранение здоровья; индивидуальный подход к учащимся; рациональная смена видов учебной деятельности; физминутки.

Технологии  - игровая технология, личностно-ориентированное обучение, компьютерные технологии.

Тип урока -  урок открытия новых знаний

Необходимое оборудование и используемые материалы:  компьютер для учителя и ученика, проектор, экран, авторский медиапродукт (презентация), учебник окружающий мир (автор А.А.Плешаков), видеофильм стихотворения С.Михалкова «От кареты до ракеты» (без звука, озвучивает ученик)),  карточки с наглядным материалом.

Планируемые результаты

  • Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: определять понятие «транспорт», виды транспорта;

получат возможность научиться: приводить примеры различных транспортных средств; классифицировать средства транспорта; узнавать по фотографиям транспортные средства экстренного вызова; рассказывать об истории воздушного и водного транспорта; работать с иллюстрациями в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

  • Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): 

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций

Продукт изготовленный на уроке: схема «Виды транспорта».

Тип проекта: групповой, внутриклассный.

Классификация проекта: информационный.

Продолжительность проекта: минипроект.

Технологическая карта урока

Этап урока,

цель

Время

 Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Форма

работы

Результат

1

Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

2

 Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Предлагает поприветствовать гостей.

- Девизом сегодняшнего урока пусть станет небольшое стихотворение.

Девиз сегодняшнего урока:

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

Запомни и соблюдай простые правила:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

Приветствуют учителя и гостей, проверяют готовность к уроку.

- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность
.

Фронтальная

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные УУД: поддержание интереса к уроку.

Познавательные УУД: выделение необходимой информации для ответа на вопросы.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: актуализировать работу  по определению темы урока.

4

- Ребята, о чем мы с вами говорим на уроках окружающего мира?

- Правильно. О чем мы сегодня будем говорить? Ответить на этот вопрос – поможет стихотворение Сергей Михалкова «От кареты до ракеты». Итак – внимательно прослушайте и ответьте на вопрос: о чем это стихотворение?

- О явлениях природы, о растениях, о животных, о погоде, о полезных ископаемых.

Ребята внимательно слушают стихотворение С.Михалкова в исполнении одноклассника  в сопровождении видео.

Люди ездили по свету, 

Усадив себя в карету. 

Но пришел двадцатый век – 

Сел в машину человек. 

Тут пошло такое дело! 

В городах затарахтело. 

Шум моторов, шорох шин – 

Мчатся тысячи машин. 

В паровые тихоходы 

Забирались пешеходы. 

И могли они в пути 

На ходу легко сойти. 

А теперь под стук колес 
Нас везет электровоз. 
Не успел двух слов сказать - 
Смотришь: надо вылезать! 
Корабли такими были - 
Как игрушечные, плыли. 
Плыли месяц, плыли год … 
Появился пароход! 
А сегодня в океаны  
Выплывают великаны. 
Удивляет белый свет 
Быстрота морских ракет. 
Лишь одним ветрам послушный, 
Поднимался шар воздушный. 
Человек умел мечтать, 
Человек хотел летать! 
Миновал за годом год… 
Появился самолет! 
В кресло сел, завтрак съел. 
Что такое? Прилетел! 
Ну, а это, ну, а это - 
Кругосветная ракета! 
От кареты до ракет! 
Это чудо или нет? 

Фронтальная

Регулятивные УУД: способность принять учебную задачу, поддержание интереса к уроку, способность начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Познавательные УУД: выделение необходимой информации для решения задач, поиск способов решения.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения.

3

Выявление места и причины затруднения. Цель: согласовать цель и тему урока.

4

- О чем говорится в стихотворении С. Михалкова?

- Каким одним словом можно назвать все то, что вы сейчас перечислили?
- Как вы думаете, о чем же мы будем говорить на уроке?  

- Тема нашего урока так и называется: «Какой бывает транспорт?» 

- Какие вопросы можно задать к слову «транспорт».

- Посмотрите, сколько вопросов. Конечно, на все вопросы мы в рамках урока ответить не можем, поэтому берём только три:

1. Что такое транспорт?

2. Какой бывает транспорт?

3. Какие необычные виды транспорта существуют?

- Откройте учебник, посмотрите, чему мы будем учиться на уроке.

- О машинах, о кораблях, о самолетах, о ракетах.

- Транспорт.

- Мы будем говорить о транспорте.

- Что такое транспорт?

- Какой бывает транспорт?

- Что относится к транспорту?

 - Для чего нужен транспорт?

 - Где бывает транспорт?

- Есть ли новые виды транспорта?

- Какие необычные виды транспорта?

- Сколько видов транспорта?

 - Как разобраться в огромном количестве видов транспорта, на какие группы можно разделить весь транспорт?

Дети читают тему и цели урока из учебника.

Фронтальная

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и чёткостью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД: 

умение ставить цель занятия.

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цель: формировать понятие «Транспорт», составить схему «Виды транспорта».

6

- Где или как мы можем добыть ответ на  1 вопрос?  

- Сейчас вы будете работать группами, обратите внимание на правила работы в группе.

1-я гр. – спрашивает у гостей,

2-я гр. – работает со словарем,

3-я гр. -  ищет в интернете.

 (На работу 3 мин.)

На доске появляется запись: транспорт,  стрелки и несколько значений слова. 

- Для чего служит транспорт?

- Словарь, спросить у взрослых, найти ответ в интернете.

Дети добывают знания в соответствии с заданиями, обсуждают в группе и докладывают на класс, 1 человек от группы.

- Перевозить грузы, пассажиров, путешествовать, спасать.

Фронтальная работа,

групповая работа

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации при решении задач, выбор эффективного способа решения, формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные УУД:

умение планировать последовательность выполнения действий.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и слышать других, учитывать разные мнения,  умение сотрудничать с учителем и со сверстниками.

5

Реализация построенного проекта.

Цель: составление схемы «Виды транспорта», формировать понятие о специальном транспорте, его особенностях, познакомить с необычным видом транспорта.

10

- Мы подошли ко 2 вопросу: какой бывает транспорт? Предлагаю поработать в группах.

- У меня на магнитной доске картинки различных видов транспорта.   Разделите все картинки на группы в зависимости от выполняемой работы.

1 группа: виды транспорта в зависимости от того,  где работает транспорт (наземный – водный – воздушный – подземный);

2 группа: виды транспорта в зависимости от того какую работу выполняет  транспорт (грузовой – легковой – специальный);

3 группа: виды транспорта в зависимости от количества пассажиров и владельца транспортом (личный -общественный).

- Ребята,  проверим себя, правы ли мы, правильно разделили на группы?

( Сверяемся со схемами на экране).

- Как вы думаете, почему этот вид транспорта назван                  « специальным»?

- Вспомните по каким телефонам вызывают эти машины?  

-Ребята, мы ответили на второй вопрос?

Дети работают в группах, а затем  по одному представителю  выходят к доске и выступают.

(Учитель помогает фиксировать схемы на доске.)

- Слово « специальный» в переводе с латинского языка означает « особый». Эти машины вызывают, если требуется помощь.

- 01, пожарная помощь

- 02, полиция

- 03, скорая помощь

- 04, газовая помощь

- 112, служба спасения МЧС

- Да, ответили.

Фронтальная работа, групповая работа

Познавательные УУД:

умение находить и выделять необходимую информацию, умение обосновать выбор решения,  осознано строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность  действий,  формирование познавательной инициативы.

Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать с учителем, сверстниками, вступать в диалог, участвовать в обсуждении  задания.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: закрепление знаний о видах транспорта.

2

Игра «Что у кого?»

– У человека глаза, а у автомобиля?
– У человека сердце, а у автомобиля?
– У человека ноги, а у автомобиля?
– У человека кровь, а у автомобиля?
– Человек вытирает руками, а у автомобиля? 
– Для переноски вещей у человека есть сумка, а у автомобиля?
– Человек может заболеть, а у автомобиля?

- Фары.

- Мотор.

- Колеса.

- Бензин.

- Дворниками.

- Багажник.

- Ломается.

Фронтальная работа

Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать в коллективе.

Регулятивные УУД: способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональный  настрой на уроке.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону.

Цель: собрать и описать получившийся вид транспорта по полученной схеме.

5

- Будете работать в паре. У вас на столах лежат конверты, в которых пазлы. Вам нужно их собрать и описать получившийся вид транспорта.

Ученики собирают пазлы. Дают характеристику по плану:

1. Вид транспорта.

2. Наземный, водный, воздушный, подземный.

3. Пассажирский, грузовой, специальный.

4. Личный, общественный.

Самостоятельная работа

Познавательные УУД: умение обосновать выбор решения,  осознано строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий,  формирование познавательной инициативы.

8

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: познакомить с необычным видом транспорта.

7

- Ребята, у нас остался еще один   вопрос: какие необычные виды транспорта существуют. Как вы думаете можно без подготовки ответить на этот вопрос?

 - У нас было время, мы поискали ответ в Интернете. Некоторые ученики нашего класса подготовили небольшие сообщения на эту тему. Послушайте их выступления.  

- Конечно, нет.

Плавающий автобус Hippo (Канада)

В Канаде, а точнее в ее столице Торонто, вам предложат покататься на плавающем автобусе. Название этого транспортного средства переводится как «бегемот», и оно ему вполне подходит. Автобус начинает свой путь на суше, а потом «легким движением руки» превращается в небольшое судно и движется по поверхности озера Онтарио.  Этот «земноводный» вид транспорта вмещает 40 пассажиров и используется для проведения обзорных экскурсий по Торонто. Так что не упустите своего шанса, покатайтесь на Hippo в Канаде.  

Автобус Wubbo Superbus (ОАЭ)

О роскошной жизни в Объединенных Арабских Эмиратах ходят легенды. Только посмотрите: у них даже автобус похож на роскошный суперкар! Транспортное средство имеет 23 посадочных места и передвигается от Дубая до Абу-Даби по выделенной полосе со скоростью около 250 км/ч. 

Разрабатывался этот автобус в Нидерландах, автором проекта стал Вуббо Оккельс, первым из голландцев побывавший в космосе. Наверное, именно поэтому транспортное средство своими очертаниями напоминает космический корабль!

Левитирующий поезд «Маглев» (Китай)

Из центра Шанхая до аэропорта, находящегося в 30 км, этот поезд едет со скоростью 431 км/ч. Казалось бы, скоростными поездами сейчас никого не удивишь, но этот − особенный! Дело в том, что он едет, не касаясь рельсов, а буквально паря над ними. 

Название поезда «Маглев» расшифровывается как «магнитная левитация» и объясняет принцип работы этого транспортного средства. Никакой магии, только законы физики!

Канатная дорога, США

Канатная дорога острова Рузвельта - это своего рода воздушный трамвай в Нью-Йорке, который охватывает пролив Ист-Ривер и соединяет остров Рузвельта с Манхэттеном. Каждая кабина вмещает около 110 людей и совершает около 115 поездок в день. Трамвай движется со скоростью примерно 28,8 км/ч и проходит около 940 м за 3 минуты. Она поднимается на 76 м над Ист-Ривер, следуя по маршруту с северной стороны Моста Куинсборо, открывая вид на Ист-Сайд в Манхэттене.

Подвесное метро.

Такого вида транспорта вы не увидите нигде, кроме как в немецком городе Вупперталь. Более 25 миллионов человек в год перевозят подвесные поезда. Ощущение от поездки очень непривычное, ведь земля проносится внизу, а поезд движется по рельсе, находящейся вверху. За счет этого у пассажиров возникает чувство полета.

Индивидуальная работа

Познавательные УУД: умение находить и выделять необходимую информацию, умение обосновать выбор решения,  осознано строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий,  формирование познавательной инициативы.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: организовать рефлексию и самооценку собственной деятельности.

5

И так, ребята, подведем итог урока. Какие три вопроса мы поставили в начале урока?

- Что такое транспорт?

-Какой бывает транспорт?

- Как избежать опасных ситуаций связанных с транспортом? (правила поведения).

- Домашнее задание по выбору:

1. Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.

2. Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами.

- Давайте оценим свою работу на уроке:

- кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – закрашиваете зеленый сигнал светофора;

- кто в чем-то сомневается – желтый;

- кто считает, что ему нужно еще поработать над  данной темой – закрашивает красный.

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Ребята записывают домашнее задание (по выбору)

Оценивают свою работу на уроке, закрашивая определенный сигнал светофора.

Фронтальная, индивидуальная работа

Познавательные УУД:

умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, умение оценивать работу одноклассников и свою

Регулятивные УУД:

оценка, контроль, коррекция. Личностные УУД:

 умение оценивать себя при помощи критерия успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

Педагогическая цель: формирование у учащихся представления о луге как о природном сообществе....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке формируются первоначальные представления об истории России в эпоху правления Екатерины Великой....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке учащиеся познакомятся с животноводством как отраслью сельского хозяйства....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке учащиеся познакомятся с положительными и отрицательными сторонами правления Ивана Грозного - первого российского царя....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

Учащиеся познакомятся с просвещением в Древней Руси....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке учащиеся учатся выделять значимые исторические события....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

Задача: показать роль книгопечатания для развития  просвещения и культуры России....