Проект -одна из современных технологий обучения
статья

Сырова Наталья Александровна

Почему меня заинтересовал метод учебных проектов?

Современные дети это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать.  Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Речь идёт о формировании информационной компетентности. Инновационный поиск новых методов приводит к пониманию того, что проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Под методом проектов понимается система обучения, при которой младший школьник приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект как одна из современных технологий обучения

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Проблематизация.

Почему меня заинтересовал метод учебных проектов?

Современные дети это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать.  Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Речь идёт о формировании информационной компетентности. Инновационный поиск новых методов приводит к пониманию того, что проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Под методом проектов понимается система обучения, при которой младший школьник приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения.

Краткая историческая справка

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.

Типология проектов

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские,
  • творческие,
  • ролево-игровые,
  • информационные,
  • практико-ориентированные (прикладные).

2. По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты,
  • межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

  • внутренние или региональные,
  • международные.

4. По количеству участников проекта:

  • индивидуальные,
  • парные,
  • групповые.

5. По продолжительности проекта:

  • краткосрочные,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочные.

6. По результатам:

  • доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
  • макет, схема, план-карта;
  • видеофильм;
  • выставка; и др.

По характеру контактов между участниками

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными;
  • межрегиональными (в рамках одного государства) через Интернет
  • международными

Персональные или групповые проекты: что эффективнее?

Преимущества персональных проектов

Преимущества групповых проектов

1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.

2. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности.

3. Учащиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах работы.

4. Формирование у учащихся важных общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

1. Формируются навыки сотрудничества.

2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

3. Каждый этап работы имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

4. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения. Этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности 

  • Рефлексивные.
  • Поисковые (исследовательские).
  • Навыки оценочной самостоятельности.
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве.
  • Менеджерские умения и навыки.
  • Коммуникативные умения.
  • Презентационные умения и навыки.

“Подводные камни” проектного метода 

  • Опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
  • Превращение проекта в реферат.

ПРОЕКТ – это 5 “П”: Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация

Форма продукта проекта 

  • Web-сайт;
  • видеофильм;
  • видеоклип;
  • выставка;
  • газета;
  • журнал;
  • воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);
  • карта;
  • коллекция;
  • макет;
  • модель;
  • музыкальное произведение;
  • мультимедийный проект;
  • оформление кабинета;
  • пакет рекомендаций;
  • письмо в…;
  • праздник;
  • прогноз;
  • публикация;
  • серия иллюстраций;
  • сказка;
  • справочник;
  • статья;
  • сценарий;
  • учебное пособие;
  • экскурсия (в т.ч. и видеоэкскурсия)

Роль учителя

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Авторитет учителя базируется на способности быть инициатором интересных начинаний.

Педагогу предстоит “прожить” в ходе руководства проектом несколько ролей:

  • энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
  • специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);
  • руководителя (особенно в вопросах планирования времени);
  • “человека, который задает вопросы” (поддержка обратной связи);
  • координатора всего процесса;
  • эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения

В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов:

  • развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
  • развивает творческие способности и самостоятельность;
  • он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
  • он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
  • при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а язык выступает в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей;
  • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить:

  • выявлять и формулировать проблемы;
  • проводить их анализ;
  • находить пути их решения;
  • работать с информацией;
  • находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
  • применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Вывод

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Анализ ситуации.

 Анализ развития языковой компетентности у учащихся показал:

  • дети имеют недостаточный запас слов при поступлении в школу,
  • недостаточная языковая практика учащихся;
  • низкий уровень языковой культуры.

Это не способствует ни формированию устойчивого интереса к предмету, ни становлению языковой личности, способной правильно воспринимать и понимать родной язык.

Проблема

Низкий уровень языковой компетентности в соответствии с возрастом.

Гипотеза

Если мы создадим образовательную среду, которая будет включать: использование ИКТ, учебно-исследовательских проектов, нетрадиционные формы проведения уроков и внеурочных мероприятий, то у учащихся повысится познавательный интерес, что приведёт к повышению уровня языковой компетентности.

Цель:

  • Создание условий для повышения языковой компетентности через оптимизацию урочной и внеурочной деятельности.
  • Привитие вкуса к овладению посильными приёмами самостоятельной работы над языком, погружение учащихся  поисково-творческую работу
  • Воспитание деятельных, общественно-активных, критически и конструктивно мыслящих личностей.

Задачи 

  • развивать способность осознавать родной язык, как предмет, выполнять с языковым материалом такие мыслительные операции как анализ, сравнения и обобщения;
  • организовать уроки и внеклассные мероприятия, способствующие формированию активного словаря школьника;
  • использовать нетрадиционные формы проведения уроков, внеклассных мероприятий по изучению родного языка, когда возникают такие ситуации, где необходимо применить свои знания, но на более высоком, творческом уровне;
  • использовать ИКТ для повышения познавательного интереса к русскому языку;
  • побудить ребёнка думать, предполагать, выбирать, т.е. самому приходить к правильному решению;
  • исходя, из индивидуальных особенностей детей ввести поуровневое обучение с целью ликвидации трудностей усвоения учебного материала.

Тему учебного проекта «подсказали» родители и ученики. На одном из собраний проводилось анкетирование. В результате выяснилось, что некоторые родители не знают, как правильно оформить свою фамилию. Так возникла необходимость исследования вопроса о несклоняемых  именах, пройти познавательный и увлекательный путь к слову.

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня качества обученности по русскому зыку;

- Определение направленного развития личности детей;

- Формирование способностей детей к аналитическому, творческому самовыражению личности;

- Активизация мотивации к обучению;

- Разработка методических рекомендаций по развитию речи учащихся начальной школы.

Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования
  • Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  • Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы .
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования. 

Удачи !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Материалы МО. "Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС".

Материалы МО. "Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС"....

Современные технологии обучения младших школьников

Современные технологии обучения младших школьников-выступление на заседании ШМО.Подготовила руководитель ШМОЕ.Н.Каменева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6382819","attributes":{"alt":...

Мастер - класс Современные технологии обучения в начальной школе.

Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. В работе рассматривае...

Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"

  Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...

Создание ситуации успеха как одна из современных технологий воспитания

Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости...