ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Доклад, подготовленный к участию в конкурсе профессионального мастерства молодых специалистов XII городской фестиваль "Мое первое открытие" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Гимназия №62»

XII городской фестиваль педагогических идей

«Мое первое открытие»

ДОКЛАД:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Учитель нач.кл., молодой специалист

Михайлюк Наталья Леонидовна

Учитель нач.кл., наставник

Ромашкина Ксения Васильевна

Новокузнецк, 2022

Формирующее оценивание представляет собой непрерывное оценивание в ходе обучения, когда учащийся активно вовлечен в процесс оценивания, что мотивирует его на дальнейшее обучение, самостоятельное планирование целей и способов их достижения. Формирующее оценивание предполагает постоянное взаимодействие ученика и учителя и получение обратной связи, позволяющей получить представление о текущем уровне обученности каждого ученика и перспективах его дальнейшего развития. В ходе формирующего оценивания результаты ученика сравниваются не с общей нормой, а с его предыдущими результатами, что является мощным мотивом на дальнейшее развитие.

В 90-х годах реформаторы системы образования искали ответ на два основных вопроса:

1. Насколько хорошо учатся дети?

2. Насколько эффективно работают учителя?

Наблюдение и анализ учебного процесса, и формирующее оценивание позволяют сделать так, чтобы школьники могли более успешно учиться, а учителя более эффективно преподавать. Наблюдение за процессами, происходящими в классе, позволяет учителям более внимательно следить за тем, как протекает обучение. Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи, учителя могут многое узнать о том, как школьники воспринимают материал и как они реагируют на те, или иные приёмы преподавания.

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Учителя, предполагающие, что ученики выучили то, что они пытались им преподать, проведя контрольные работы и тесты, часто испытывают разочарование, убедившись в том, что это совсем не так. Дети не обучаются в таком объёме и так хорошо, как того ждут от них учителя. Когда педагоги, в конце концов, это замечают, решать проблему бывает уже поздно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии. Если данные окажутся неудовлетворительными на основе полученной информации, надо внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

М.А. Пинская для различения формирующего оценивания от традиционного дает следующие характеристики.

Оценивание для обучения:

 • Центрировано на ученике. Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

• Направляется учителем. Это оценивание предполагает академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.

• Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность учителей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе. Учителя также работают по-другому, они постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать 6 своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; « Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.

 • Формирует учебный процесс. Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным.

• Определено контекстом. Это оценивание должно соответствовать определённым характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин. То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдёт для другого.

• Непрерывно. Это оценивание – продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и быстро освоить, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся. Преподаватели поддерживают этот механизм, предоставляя ученикам обратную связь относительно результатов оценивания и возможностей улучшить процесс учёбы. Для того, чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учителя опять запускают механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Если этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе, коммуникационный механизм, связывающий учителя с учениками и учение с преподаванием, становится более действенным и эффективным.

• Коренится в качественном преподавании. Подобное оценивание строится на основе существующей достаточно успешной и высоко профессиональной практике, с включением механизмов обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики. Учитель активно задаёт ученикам вопросы, отвечает на те вопросы, которые возникают у них, наблюдает за их поведением, выражением их лиц, проверяет домашние задания, проверяет тесты и т.д. Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в традиционные процессы преподавания и учения, происходящие в классе. Здесь опять возникает вопрос – разве то же самое не происходит всегда? Учитель в процессе преподавания всегда, так или иначе, воспринимает вопросы учеников, их комментарии, поведенческие реакции и  мимику и отвечает на них. Но суть в том, что он это делает в основном автоматически. Специфика использования формирующего оценивания в российской школе заключается в том, что наша система образования, прежде всего, строго ориентирована на качество знаний, приобретенных учеником, в то время как, например, финская система образования требует высокого уровня профессионализма от учителя и качественного преподавания.

Согласно результатам исследования восьми стран, в число которых входит Россия, проведенного Центром исследований и инноваций в области образования (CERI – Centrefor Educational Research and Innovation) при Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), основная проблема использования оценивания связана с противоречиями, возникающими между формирующим (оценивание процесса учения) и суммативным (оценивание результата за определенный период) оцениванием. Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении. Это подтверждается целым рядом зарубежных исследований.

2. Подходы к введению формирующего оценивания.

 Существует несколько подходов к введению формирующего оценивания. Например,

• Ассоциация преподавателей естественных наук, организованная Национальным институтом естественнонаучного образования Университета Висконсин-Медисон представила весь процесс обучения в виде модели Дорожной карты с постановкой учебной цели в начале, прокладыванием пути и оцениванием в конце. Оценивание говорит учителю, достиг ли он пункта назначения или нет, и надо ли продвигаться к нему по-другому. Эта Дорожная карта обеспечивает детальную разработку всех действий учителя, которые нужно совершить согласно указателям по ходу пути.

• Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться следующим образом: перевести цели в измеряемые учебные результаты; определить необходимый для них уровень достижений; отобрать и содержание, и техники оценивания; выбрать и реализовать соответствующие методы обучения; провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.

Этот же алгоритм введения новой системы оценивания предлагает и Пинская М.А. И.С. Фишман и Г.Б. Голуб предлагают: Первый этап – начать работу с определения планируемых результатов обучения. Второй этап – это этап организации деятельности учащихся по достижению планируемого результата. На третьем этапе авторы предлагают сопровождать процесс достижения планируемых результатов при помощи обратной связи.

Девять шагов технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Спланировать образовательные результаты обучающихся по темам.

Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности обучающихся

Шаг 3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности обучающихся

Шаг 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности обучающихся на уроке

Шаг 5. Оценивать деятельность обучающихся по критериям

Шаг 6. Осуществлять обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель

Шаг 7. При оценивании сравнивать данные результаты достижений обучающихся с предыдущим уровнем достижений

Шаг 8. Определить место обучающегося на пути достижения цели

Шаг 9. Откорректировать образовательный маршрут обучающегося

Смысл формирующего оценивания

Формирующее оценивание предполагает, что учитель сосредоточился на том, как развивается учение на уроке. Педагог определяет, какие улучшения надо внести. Так, в начале урока учитель обсуждает со всем классом и с группами учеников учебные цели, то есть то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока учащиеся и учитель соотносят ответы, работы, способы деятельности с учебными целями. Учащиеся определяют, в чем они успешны и над чем им надо продолжать работать, чтобы продвинуться в изучении материала.

Эффективная стратегия учителя – постановка вопросов. Вопросы – одна из техник формирующего оценивания, они помогают педагогу определить стартовые позиции обучающихся и учитывать их в ходе обучения. Например, учитель использует вопросы: Какие еще примеры ты знаешь? Как ты можешь доказать, что … ? Как можно решить задачу? Что ты думаешь о … ?

Наблюдение – еще одна техника формирующего оценивания. Во время наблюдения учитель оценивает, как проходит учение. Педагог наблюдает за группами учащихся по намеченному плану, поддерживает их в ходе урока.

Например, педагог видит группу учеников, которая не понимает материал. Учитель реализует дифференцированную работу в группах. Он делит учеников на группы по уровню достижений на данный момент и предлагает им выполнить дифференцированные по сложности задания. Учитель оказывает поддержку группе с наибольшими трудностями. Или педагог формирует смешанные группы, в каждую группу входят ученики, которые максимально изучили материал и будут помогать справляться с заданием остальным участникам группы.

Если учитель планирует поддержать ученика, похвалить его за успехи, то заранее определяет школьника, который нуждается в помощи. Педагог весь урок корректирует его работу, а в конце урока обращает внимание класса на прогресс учащегося и достижения в работе

Приемы формирующего оценивания

1.1. Индекс-карточки

Учитель периодически раздает обучающимся карточки с заданиями на обеих сторонах: 1-я сторона – перечень основных мыслей и идей изученного материала (раздела, темы) и обобщение идей, 2-я сторона – вопросы, которые помогают понять, какой материал не поняли в изученной теме.

Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают предметные образовательные результаты. Цель учителя и учеников – анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления.

1.2. Одноминутное эссе

Варианты: двухминутное, пятиминутное эссе. Учащиеся пишут эссе по вопросам:

– Что самое главное ты узнал сегодня на уроке?

– Какой материал остался для тебя непонятным?

Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают предметные образовательные результаты. Цель учителя и уче-ников – анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления.

1.3. Цепочка заметок

Обучающиеся передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке.

Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт.

Учитель оценивает предметные и метапредметные образовательные результаты. Цель учителя – анализ ответов обучающихся и вывод о возможных трудностях, возникающих у них на уроке.

1.4. Вопросы для тестов

Обучающиеся составляют по какой-либо теме вопросы для теста и дают возможные ответы к ним в формате, заданном учителем. Учитель оценивает предметные и метапредметные образовательные результаты. Цель учителя – анализ ответов обучающихся и вывод о возможных трудностях, возникающих у них на уроке.

1.5. Матрица запоминания

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу в соответствии с заголовком столбцов и строк. Учитель оценивает предметные и метапредметные результаты. Целью являетсяанализ правильных и неправильных ответов для каждой ячейки таблицы, что позволит выделить «образцы» ошибочных ответов и подумать об их причине и путях исправления.

3. Практическая часть работы включала в себя:

Введение новых элементов в практику оценивания начала с метода неоконченных предложений.

Пример. Метод неоконченных предложений

∙ Я почувствовал, что…

∙ Было интересно…

∙ Меня удивило…

∙ Своей работой сегодня я…, потому что...

∙ Мне захотелось…

∙ Мне больше всего удалось…

∙ Для меня было открытием то, что…

 Учитывая возрастные особенности младших школьников, мы пришли к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе предлагала ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

∙ Я узнал…

∙ Я научился…

∙ Мне было трудно….

 ∙ Я не понял….

Проводя системную работу из урока в урок, мы наблюдали как повышается уровень оценочной деятельности детей. Если на первых этапах дети просто перечисляли основные навыки, которые они приобрели в ходе изучения определенной темы (Я узнал, что такое имя существительное), то в дальнейшем оценочные суждения стали более интересней (Я научился работать в группе. Мне было трудно оценить работу товарища…).

Результаты использования методик и инструментов формирующего оценивания. Оценочная самостоятельность школьников и изменение содержания оценочной деятельности учителя - обязательные компоненты современного образования, которые выделены в ФГОС НОО. Системное, планомерное формирование оценочной самостоятельности детей в моем классе дает свои результаты. Они отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности, максимальной самостоятельностью. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это доказывают результаты итоговой успеваемости обучающихся.

4. Опыт использования приемов формирующего оценивания на уроках.

В педагогической практике для формирования адекватной самооценки и взаимооценки младших школьников мною используются приемы формирующего оценивания, представленные ниже. Все эти приемы можно использовать для его обеспечения. Они апробированы и дают положительный результат. Показывают, насколько успешно учатся ученики у учителя, который использует эти техники. Да, это сложная работа. Но методом проб и ошибок каждый учитель выбирает наиболее удачные, эффективные, работающие техники.

«Говорящие рисунки»

- Ребята, откройте дневники.

- Найдите сегодняшний день.

- Найдите в расписании урок математики.

- Вспомните, что нужно было сегодня выполнить на уроке?

- Удалось ли сам это сделать?

- Все сделали правильно или были недочеты?

- Делали всё сами или с чьей-то помощью?

- Напротив урока математики нарисуйте смайлик.

Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то рисуй улыбающийся смайлик.

Если тебе на уроке было временами непросто, не всё получилось, то рисуй смайлик «спокойным»

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рису грустный смайлик.

- У кого сегодня на уроке математики стоит веселый смайлик?

- Кто нарисовал спокойного смайлика?

- А у кого стоит грустный смайлик?

Что нужно сделать, чтобы на следующем уроке математики он изменился?

«Волшебная линеечка»

- Ребята, чтобы нам подготовиться к более сложным математическим действиям, в начале урока вспомним сложение и вычитание в пределах 20.

Математический диктант:

1.Какие числа надо сложить, чтобы получить 14?

2. Увеличьте число 9 на 7.

3. Какое число на 8 больше 5?

4. Какое число на 6 меньше 14? Запишите.

5. 14 - это 9 и ещё сколько? Запишите ответ.

6. Запишите сумму чисел 7 и 5.

7. Увеличьте число 7 на столько же.

8. Первое слагаемое 7, второе 8. Чему равна сумма?

9. От числа 18 отнимите сумму чисел 4 и 4.

10. К числу 10 прибавьте сумму чисел 2 и 3.

- А теперь оцените свой результат.  

Начертите на полях «волшебную линеечку» и отметьте крестиком, на каком уровне, по вашему мнению, выполнено задание посложению и вычитанию в пределах 20.

Высокий - правильно

Средний – затруднялся/ошибался в заданиях

Низкий – было очень трудно/возможно много ошибок

Результат проверяется. Каждый ученик оценивает свои действия и действия соседа с помощью «Волшебной линеечки».

- Оцените действия соседа.

- У кого оценки совпали поднимите руку.

- У кого не совпали, какую учебную задачу определите для себя? (Тренироваться оценивать свои действия с помощью «Волшебной линеечки»)

Проверяя работы, показываю, согласна ли с самооценкой детей. Если согласна с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже.

Если оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Важно обратить на это внимание детей и хвалить их.

«Светофорик»

Учащиеся получают задание для самостоятельной работы.

- Перед началом работы предлагаю оценить свои знания. Покажите с помощью светофора, на сколько сложно вам будет с ним справиться. У вас три карточки светофора:

- Я умею определять звук [ш] в словах о правильно находить букву для обозначения этого звука – зеленый;

- не умею и не знаю – красный;

- сомневаюсь – желтый.

- Поднимите ту, которая вам сейчас подходит.

(После этого дети выполняют задание)

-Найдите в словах звук [ш] и указать его позицию. Записать слова буквами и подчеркнуть букву, которой обозначен звук [ш].

[шарф], [марш], [шашк,и], [шары]

На выполнение задания 5 минут.

- Зажгите светофор еще раз.

Дальше продолжаю работу с учащимися, которые подняли зеленый цвет. Во время ответов ученики объясняют, почему они приняли такое решение. Другие выражают свое согласие или не согласие с одноклассником. Те, кто не согласился с ответом, объясняют, в чем их одноклассник не прав и какой ответ надо дать.

 «Кластерная карта»

- На предыдущих уроках мы с вами работали с именем существительным. Сегодня я вам предлагаю подвести итог и составить кластер по теме «Имя существительное».

- Работать вы будете в группах. Объединитесь в группы.

- Вспомним правила работы в группе.

- Распределите обязанности.

- Время вашей работы 10 минут.

Дети составляют кластер. Затем каждая группа вывешивает свой кластер и представляет свою работу.

Другие группы выслушивают, сравнивают и анализируют представленный кластер, высказывают свои мнения о полноте информации содержащейся в кластере, удобстве использованной формы.

При необходимости даю рекомендации

«Критериальное взаимооценивание»

- Ребята, сегодня работать вы будете в группах. Объединитесь в свои группы.

- Вспомните правила работы в группе.

- Распределите обязанности в группе.

- Прежде чем мы начнем работать по взаимооцениванию выразительного чтения, давайте определим критерии оценивания работы наших чтецов:

1) Читай громко

2) Правильно ставь ударение и проговаривай четко слова

3) Соблюдай паузы

4) Передай настроение

Один из учеников читает. Каждая группа обсуждает, анализирует работу одноклассника в соответствии с разработанными критериями, фиксирует результаты в оценочных листах. Представитель группы высказывает точку зрения своей группы и дает предполагаемую балльную оценку.

Если баллы, выставленные группами, разнятся, идет обсуждение совместно с учителем, подводя работу ученика к единому мнению (отметке).

«Лист самооценки и взаимооценки»

Пример листа самооценки и взаимооценки при работе в группе.

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои обязанности

3. Соблюдал культуру общения

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

В своей работе мы рассмотрели некоторые из приемов формирующего оценивания на уроках в начальной школе. Исходя из этого можно сделать вывод: формирующее оценивание реально внедрять в образовательный процесс с первого класса, т.к. формирующее оценивание требует каждодневного кропотливого труда.

Формирующее оценивание имеет ряд преимуществ и для ученика, и для учителя.

Формирующее оценивание для обучающихся может помочь:

‐ учиться на ошибках;

‐ понять, что важно и что у них получается;

‐ обнаружить, чего они не знают и не умеют делать.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

‐ четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

‐ сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Таким образом, формирующее оценивание это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.


Литература

1. Кравцова И.Л., Пинская М.А. Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы // Народное образование. 2012. № 2. C. 163— 168.

2. Пинская М.А., Иванов А.В. Критериальное оценивание в школе // Школьные технологии. 2010. № 3. C. 177—184.

3. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.

4. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания. Методический конструктор. – М.: Русское слово, 2016.

5. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2012.

6. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. – СПб.: Учебная литература, 2012.

7. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Рига, 2011.

8. Кохаева Е.Н. Формативное (формирующее) оценивание: методическое пособие. Астана: Центр педагогического мастерства, 2014. – 66 с.

9. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. Университет Тарту, Нарва, 2012.

10. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2012.

11. Пинская М.А., Новые формы оценивания в рамках ФГОС, Москва, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание в начальной школе

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по проблеме формирующего оценивания в начальной школе. Статья основана на материалах ведущих методистов....

Система формирующего оценивания в начальной школе.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся....

Система формирующего оценивания в начальной школе.

Материал содержит описание техник, обеспечивающих формирующее оценивание в начальной школе (обобщён и представлен свой опыт и опыт других учителей, успешно использующих данные техники в своей педагоги...

Методика формирующего оценивания в начальной школе

Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степен...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

Система формирующего оценивания в начальной школе

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения обучающихся, устанавливается обратная связь ...

Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития

Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...