Рекомендации по составлению Специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
статья (1 класс)

Пыринец Людмила Владимировна

Эта статья будет интересна учителям и воспитателям детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл составление СИПР для детей с ОВЗ260.38 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги! Продолжим наш разговор о составлении Специальной Индивидуальной Программы развития, сокращенно СИПР. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию Базовых Учебных Действий, по предметам входящим в учебный план. Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).  Наши специалисты уже познакомили вас с диагностикой, которую проводят логопеды и психологи. Я хочу рассказать о диагностике, которую проводит учитель и воспитатель. Наша задача, выяснить, какими учебными базовыми действиями обладает ученик. Для этого мы проводим диагностику базовых учебных умений. Диагностика проводится 3 раза в год. В начале, в середине и конце года. На основе полученных данных, мы составляем программу развития ребенка на ближайшее время. В обсуждении программы развития принимают участие все специалисты,  работающие с ребенком, а так же родители. Отработка базовых учебных действий и навыков проходит по программе АССЕРТ.

2 - 9 слайд: Сбор и анализ данных. Далее проводим оценку базовых учебных действий. Сюда входит диагностика :  Навыков готовности к обучению. Навыки невербальной имитации. Навыки самообслуживания. Базовые вербальные навыки. Продвинутые вербальные навыки. Академические навыки. Навыки готовности к обучению в классе. Игровые и социальные навыки. С помощью  этой таблицы очень просто и быстро проводить диагностику. То, что в таблице отмечено минусом, т.е, навык отсутствует или недостаточно сформирован, потом вводится в программу ASSERT. Обратите внимание, что нумерация в таблице соответствует номерам программы ASSERT. Таким образом, получается, что если в таблице в графе 1.1.1 стоит минус, то открываем программу ASSERT № 1.1.1. Где подробно описан процесс формирования навыка.

                     Таблица 1. «Сбор и анализ данных»
Ученика:                                                                            Класс :

Навыки

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Навыки готовности к обучению (У,В,П,Л,)

  1.Готовность к получению инструкций

1.1.1Различение объектов на слух

1.1.2. Зрительный контакт

1.1.3. Привлечение внимания

1.1.4.Смотрит в ответ на имя

1.1.5.Указывание

1.1.6.Ходьба

1.1.7. Зрительное прослеживание

             

1.2.Невербальная имитация (У,В,)

1.2.1.Невербальная имитация с объектами

1.2.2.Орально-моторная имитация

1.2.3.Невербальная имитация (NVI)

1.3.1  Понимание действий  

1.4.1 Ждать

1.5.1 Совместное внимание

2. Самообслуживание (У,В)

2.1.Еда

2.1.1.Еда

2.1.2Использование столовых приборов

2.2. Десенсибилизация

2.2.1. Одевание-раздевание

2.2.2Пылесос

2.2.3.Стрижка волос

2.2.4.Зубы

2.3.Одевание

2.3.1.Одевание

2.3.2.Шнурки, пуговицы

2.4.Гигиена

2.4.1. Мытье рук

2.4.2.Чистка зубов

2.4.3.Душ

2.5. Туалет

3.Базовые вербальные навыки (Л)

3.1.Вербальная имитация

3.1.1. Звуки

3. 1.2 комбинации звуков

3.1.3.Слова

3.2. Части тела

3.2.1.Понимание

3.2.2. Называние

3.3. Называние объектов

3.3.1.Понимание названий объектов

3.3.2. Называние объектов

3.4. Манд

3.4.1. Манд- просит

3.4.2. Манд-игровые активности

3.4.3. Манд- просит недостающий объект

3.5. Знакомые люди

3.5.1. Понимает

3.5.2. Называет

3.6. Звуки животных

3.6.1. Понимает

3.6.2.Произносит

3.7.Да-нет

3.7.1.Предпочитаемые объекты

             

3.7.2. Подтверждение отрицания

3.8.Расположение комнат

3.8.1. Понимает

3.8.2. Называет

3.9. Интравербальные навыки

3.9.2.Цвета

3.9.3.Песни

3.9.4.Игры

3.10. Индентификация глаголов

3.10.1. Понимает

3.10.2. Называет

3.11. У меня есть

3.12. Я вижу

3.13. Просодика.

4.Продвинутые вербальные навыки (Л)

4.1 Профессии

4.1.1. Понимает

4.1.2. Называет

4.2. Эмоции.

4.2.1. Понимает

4.2.2.Называет

4.3. Пол

4.3.1.Понимает

4.3.2. Называет

4.4. Противоположности.

4.4.1. Понимает

4.4.2. Называет

4.5. Функции

 4.5.1.Понимает

4.5.2. Называет

4.6. Множественное число

4.6.1. Понимает

4.6.2. Называет

4.6.3. Слова-исключения

4.7. Предлоги

4.7.1. Понимает

4.7.2. Понимает с картинками

4.7.3. Называет

4.8. Местоимения

4.8.1. Понимает

4.8.2. Называет

4.9. Одинаковый- разный

4.9.1 Понимает

4.9.2. Называет

4.10 Ассоциации

 4.10.1. Понимает

4.10.2. Называет

4.11. Понимание слушателя

4.12. Сравнение

4.12.1 Понимает

4.12.2. Называет

4.13.Отрицание

4.13.1. Понимает

4.13.2. Называет

4.14. Разговор.

4.14.1. Разговор

4.14.2. Обмен репликами

4.14.3. Разговор -вопросы

4.15. Описание

4.15.1. Описание того, как

4.15.2. Описание темы

4.16. Вопросы

когда

где

который

почему

 в чем различие

чего не хватает

что не так

как

я не знаю

различие почему- где

ротация вопросов

4.17. Глаголы

4.17.1. Изменение окончания глагола в завис. от пола

4.17.2. Времена глаголов

4.17.3.глаголы называет

4.17.3. Будущее время

4.17.4. Последовательность времен

4.18. История

4.18.1. Слушает и понимает

4.18.2. Следует

5.Академические навыки (У,В)

5.1. Соотнесение

5.2. Цвета и формы

5.2.1. Понимает цвета

5.2.3. Называет цвета

5.2.4.Понимает формы

5.2.5. Называет формы

5.3. Тонкая моторика

5.3.1. Держит карандаш

5.3.2. Раскрашивает и приклеивает

5.3.3. Обводит линии

5.3.4. Обводит буквы и цифры

5.3.5.Начало письма - палочки

5.3.6. Пишет буквы и цифры

5.3.7. Режет, вырезает

5.3.8. Творчество

5.4. Буквы

5.4.1. Понимает буквы

5.4.2. Называет буквы

5.4.3.Соотнесение букв и слов

5.4.4. Соотнесение заглавных и строчных букв

5. 5 Цифры

5.5.1. Понимает цифры

5.5.2. Называет цифры

5.5.3.Последовательность цифр

5.6.Счет

5.6.1. Счет

5.6.2.Механический счет

5.6.3. Дает количество

5.6.4.  соотнесение цифра, количество

5.7. Последовательности

5.9. Категории

5.9.1.Базовая сортировка

5.9.2. Соотнесение с категорией

5.9.3. Понимает категории

5.9.4. Называет категории

5.10. Размер

5.10.1. Понимает размер

5.10.2. Называет размер

5.11. Звуки

5.11.1. Понимает

5.12.1называет

5.13. Различает первые звуки

5.12. Базовая математика

5.12.1 понимает больше или меньше

5.12.2 Сложение

5.13. Основы чтения

5.13.1 Узнает и называет простые слова

5.13.2. Соотносит слово и картинку

5.13.3.Чтение

5.14 Произнесение слов по буквам

5.15. Понятие времени

5.15.1.Понимает

5.15.2. Называет

5.16. Навыки обращения с деньгами

6.Навыки готовности к обучению (У,В,П)

6.1. Календарь

6.1.1. Понимание

6.1.2 Понимание дней недели

6.1.3. Называние дней недели

6.1.4. Вчера, сегодня, завтра

6.2. Круг

6.2.1.умение заниматься в круге

6.3. Самостоятельность

6.4 Малые группы

6.5. Работа в группе

6.6. Соблюдение очереди.

6.7. Умение ждать

7. Игровые навыки (В)

7.1 Имитация

7.1.1 Базовая игровая имитация

7.1.2.Имитация сверстников

7.1.3.Невербальная имитация

7.2. Базовые игровые навыки

7.2.1.Действия по очереди

7.2.2. Игры с игрушками

7.2.3 Игры понарошку

8.Социальные навыки (У,В,Л,П)

8.1.Беседа

8.1.1. Вступает в беседу

8.1.2.Просит или отвечает

8.2.Приветствие

8.2.1. Здоровается

8.2.2. Социальные приветствия

8.2.3. Определение социальной

ситуации

10 слайд:  Программа действий: Этапы реализации программы действий разделена на 4 этапа
1этап. Сентябрь-октябрь
2 этап. Ноябрь – декабрь
3 этап . Январь – март
4 этап. Апрель – май

11 - 12 слайд: Так выглядит бланк программы ASSERT . Здесь представлены критерии оценивания. На втором бланке, сама программа, с подробным описанием всего процесса проведения занятия. Например: если в таблице сбора и анализа данных в графе 1.2.1. у ученика стоит знак (-) – не сформирован навык имитации с объектами, то необходимо открыть программу ASSERT  раздел 1.2.1, где подробно описан процесс формирования данного навыка

Программа: 1.2.1 Невербальная имитация  - (NVI) – с объектами

                                              Учащийся:

Дата начала:                                        Дата завершения:     

SDNV1= «Сделай так»                  SDV1= Смоделируйте одно действие с использованием объектов                 R= Ребенок имитирует

       

Краткое описание: 

Цель данной программы – научить ребенка имитировать поведение инструктора. Представьте вербальный дискриминационный стимул, одновременно представляя невербальный дискриминационный стимул. Если выполняется два или более действия, ребенок должен повторить их оба правильно и в том же порядке. Убедитесь, что одновременно вы учите как минимум два ответа для каждого объекта. К примеру, класть кубик в ведро и ударять кубиком по столу.  

Необходимые материалы: различные подручные материалы (см. целевые объекты)

Последовательность подсказок:

Целевой объект

Дата пробы

проба + / –

Дата введения

Дата первичного освоения

2 неделя

Дата проверки усвоения

2 неделя
+ / –

6 неделя

Дата проверки усвоения

6 неделя

 + / –

Дата генерализация новой обстановке

Ген.   + / –

1

Вставить колышек в дощечку

2

Положить кубик в ведро

3

Ударить кубиком по столу

4

Прокатить машинку

13 - 17слайд: Программа формирования базовых учебных действий. Диагностика проводится 3 раза в год: Начало года, 1 полугодие и 2 полугодие. Данные заносятся в таблицу.

Программа формирования базовых учебных действий.

                             

                                                                                                                      Фамилия, имя обучающегося

                                  Перечень учебных действия

Н

С

К

Личностные учебные действия

сформированность  представлений о своем « Я»

1

окликаться на своё имя

2

2

показывать по названию отдельные части своего тела

4

сформированность представлений « Я и другие люди»

3

взаимодействию со взрослыми

2

4

взаимодействию со  сверстниками

1

5

сформированность умений выполнять требования взрослых

2

ИТОГО

11

Регулятивные учебные действия

сформированность учебного поведения

1

 направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание)

2

2

имитировать крупные движения

2

3

выполнять действия по образцу и по подражанию

2

4

работать с учебными принадлежностями

2

5

Соблюдение правил школьного поведения

2

ИТОГО

10

Познавательные учебные действия.

Учебная деятельность

1

соотносить свои действия и их результаты с помощью взрослых  с заданными образцами

2

2

выделяет   существенные,   общие   и отличительные свойства предметов

2

3

наблюдает;  работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

2

4

раскрашивает, обводит

3

5

знает буквы, цифры

3

ИТОГО

12

Коммуникативные учебные действия

коммуникация

1

вступать в контакт доступным способом

2

2

пользоваться невербальными формами коммуникации

3

3

пользоваться указательным жестом,

2

4

выполнять действия по простым речевым инструкциям

2

5

использовать слова(жесты) приветствия, прощания, просьбы

2

ИТОГО

11

Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
                требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому  
                 указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие.

18 слайд: Индивидуальный учебный план.

Специальная индивидуальная программа развития, так же содержит в себе индивидуальный учебный план на конкретного ученика. В него входит расписание уроков, расписание коррекционной и внеурочной деятельности (Уроки по учебному плану, альтернативная коммуникация, предметно – практические действия, сенсорное развитие, музыкально – ритмические действия, двигательная активность, занятия с психологом и логопедом). Это расписание вкладывается в СИПР, копия выдается родителям, чтоб они знали, когда у их ребенка дополнительные занятия.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2019 – 2020 уч.год

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

СЕНСОРНОЕ
РАЗВИТИЕ

815 – 835

1 урок   
9
00 – 935

Речь и альтернативная коммуникация

Речь и альтернативная коммуникация

Адаптивная физкультура

Речь и альтернативная коммуникация

Речь и альтернативная коммуникация

ПСИХОЛОГ

2 урок   
9
50 – 1025

Изобразительная деятельность

Математические представления

Окружающий социальный мир

Математические представления

Изобразительная деятельность

ПСИХОЛОГ

3 урок    1045 – 1120

Человек

Окружающий и природный мир

Человек

Окружающий и природный мир

Человек

ЛОГОПЕД

ЛОГОПЕД

4 урок   1145 – 1220

Музыка и движения

Изобразительная деятельность

Адаптивная физкультура 

Музыка и движения

5  урок

1240 – 1315

Классный час

Адаптивная физкультура 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

1240 – 1300

Окружающий социальный мир

6  урок

1335 – 1415

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1335 – 1355

Двигательная активность

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

1355 – 1415

7  урок

1430 – 1510

Музыкально-ритмическая деятельность

Расписание уроков ……  класса
  Ученика:

Родители ознакомлены ______________/                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Особенности разработки и реализации.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяю...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА (ОВЗ)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)ОБУЧАЮЩЕГОСЯ   3   КЛАССА...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...

методические рекомендации по составлению Специальной Индивидуальной Программы Развития ребенка (СИПР)

Эт презентация содержит рекомендации по составлению СИПР, таблицы, графики и т.д....