Использование кроссвордов, как средства активизации познавательной деятельности на занятиях по Крымоведению.
статья

Череп Римма Николаевна

В свете реформирования образования особое внимание уделяется деятельностному подходу в обучении. Сегодня очень важно не просто передать детям определённую сумму знаний, а вооружить их методами познания. Одним из таких методов познания и является работа с кроссвордами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherep_r._n._publikatsiya_-_krossvordy_po_krymovedeniyu.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Тема по самообразованию

«Приёмы деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Использование кроссвордов, как средства активизации познавательной деятельности,

на занятиях по Крымоведению»

Учитель       Череп Римма Николаевна

Г. Симферополь 2019 г.

Использование кроссвордов, как средства активизации познавательной деятельности,

на занятиях по Крымоведению.

В свете реформирования образования особое внимание уделяется деятельностному подходу в обучении. Сегодня очень важно не просто передать детям определённую сумму знаний, а вооружить их методами познания. Одним из таких методов познания и является работа с кроссвордами.

Учителя не раз встречались с проблемой запоминания  детьми новых названий, терминов, понятий. У каждого учителя накоплен немалый опыт. Я в своей работе использую различные приёмы работы с кроссвордами. Их удобно применять как творческое домашнее задание, как материал для актуализации опорных знаний. Они хороши на любом этапе урока: в начале урока можно использовать как материал для целеполагания, на этапе закрепления и первичного применения новых знаний, на этапе творческого переосмысления материала и на этапе рефлексии.

Кроссворд — популярное интеллектуальное развлечение во всем мире. Это познавательная и развивающая игра, которая подходит людям всех возрастов. Доказано, что разгадывание кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор и развивает ассоциативное и логическое мышление.

Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени.

К кроссворду тянутся все учащиеся. Ведь отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех. Это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова. Таким образом, актуализируется познавательный процесс, через вызванный интерес.

 При работе с кроссвордом дети убеждаются, что расширение словарного запаса, терминологии, умение грамотно писать слова, умение разными способами загадывать одно и то же слово – необходимые условия для выполнения задания.

Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила оговорены. При индивидуальной работе с кроссвордом учащийся получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – важный путь освоения новых и применения ранее полученных знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа выполняет не только образовательные функции, но и воспитывает в ученике такие черты как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль.

Таким образом,использование кроссвордов в учебном процессе:

  • стимулирует познаваельную  активности (дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе);
  • расширяет кругозор, обогащает лексикон новыми словами, терминами;
  • развивает логическое мышление и память, творческие способности;
  • повышает  грамотность;
  • способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать/составить);
  • способствует здоровьесбережению учащихся.

Я стала использовать кроссворды на занятиях по внеурочной деятельности «КРЫМОВЕДЕНИЕ». Первоклассникам нужно запомнить много новых названий городов, растений, животных. Как это сделать? Я предлагаю решить эту проблему через кроссворды с фрагментами.

При изучении городов Крыма, перед каждым учеником лежит карта Крыма и кроссворд, в который нужно вписать пропущенные буквы (указаны первые буквы, остальные пропущены через одну).

На следующих занятиях кроссворды усложняются, буквы записаны через 2, указано только одно ключевое слово. Но обязательное условие – у каждого ученика есть картинки растений (животных) с названием, которое нужно вписать в кроссворд (как известно, названий у одного предмета может быть несколько!).

При наличии достаточной информации, базы знаний у учащихся, можно уже использовать кроссворд «Узнай название по картинке».

Так постепенно учащиеся в конце первого класса подходят к самому обычному кроссворду (без картинок), где нужно вписать название по словесному описанию (но опираться можно на материал предыдущих занятий).  (Разработанные кроссворды можно найти на сайте МБОУ «СОШ №27 им. В. Ф. Маргелова г. Симферополя» на моей странице в разделе Дистанционное обучение. Занимательный материал по Крымоведению).

В первом классе лучше такую работу начинать с работы в парах.

И, как итог, в конце года можно предложить творческое задание – «Составь свой кроссворд», опираясь на полученные знания по теме.

Рассмотрев структуру работы по разгадыванию и составлению кроссворда как один из типов проектной деятельности в начальной школе можно утверждать, что применение кроссвордов не может стать основной формой работы, но применение кроссвордов целиком или их фрагментов дает хорошие результаты, вызывает познавательную активность и интерес учащихся начальных классов к учебной деятельности.

Многие преподаватели согласятся с тем, что применение кроссвордов, их составление, решение, способствует развитию мышления учащихся, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли.  Кроссворды в сущности своей являются интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания.

А сколько удовольствия можно получить от их разгадывания!

Процесс отгадывания кроссвордов и их составление является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание оттачивает и дисциплинирует ум, приучая  к чёткой логике, к рассуждению.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся

Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения  и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....

Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников ( из опыта работы)

Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...

Японский кроссворд, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников .

Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным....