Игровая деятельность как средство совершенствования речевых навыков слабослышащих дошкольников
статья

Герасимчик Лариса Викторовна

В настоящее время из-за недостаточной изученности и малой разработанности методов и средств в коррекционной работы со слабослышащими дошкольниками, возникает необходимость поиска и разработки новых приемов, методов и эффективных научно-обоснованных путей совершенствования речевых навыков слабослышащих дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность как средство совершенствования речевых навыков слабослышащих дошкольников

В настоящее время из-за недостаточной изученности и малой разработанности методов и средств в коррекционной работы со слабослышащими дошкольниками, возникает необходимость поиска и разработки новых приемов, методов и эффективных научно-обоснованных путей совершенствования речевых навыков слабослышащих дошкольников.

Наиболее актуальным средством для развития детей дошкольного возраста является игра.

Проблема игры как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Исследования отечественных педагогов и психологов М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин  показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание детей дошкольного возраста

 Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим. Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям

П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров утверждают, что игра – это специально организованная деятельность, в которой игроки, добровольно включаясь, следуя общей игровой задаче, исходя из одинаковых начальных условий, действуя идентичными средствами, соблюдая одни и те же правила, добиваются определенных результатов, по которым оценивается личный или общий успех.

Л.С. Выготский утверждал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития.

Л.П. Носкова отмечает, что в жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Автор указывает на то, что наиболее важным условием формирования игры слабослышащих дошкольников является последовательное руководство ими со стороны взрослых. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников.

Важнейшим условием правильной организации действия с сюжетными игрушками является постоянное использование речи: все игровые ситуации сопровождаются устной речью, некоторые важные для овладения действиями с игрушками слова и фразы фиксируются на табличках и «прочитываются» (т.е. проговариваются) в процессе демонстрации игрушек и действий с ними («Это кукла. Покорми куклу. Кукла ест»). Особая эмоциональная обстановка обучения игре, действия детей с игрушками могут способствовать быстрому по сравнению с другими занятиями запоминанию слов, воспроизведению лепетных слов (ляля, мяу, ав-ав, бах и т. д.), контура слов, отдельных слогов, сочетаний звуков. Взрослому очень важно «подхватить» эти слова, закрепить в речи ребенка. Именно игра, как ни один другой вид деятельности, стимулирует усвоение ребенком названий тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт.

Игры-драматизации так же содействуют развитию речи слабослышащего дошкольника. Овладение ими связано со знакомством со сказками: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три поросенка», «Красная Шапочка». Подготовка к проведению таких игр требует участия сурдопедагога, так как с текстами сказок дети знакомятся на занятиях по развитию речи. Первоначально проводится эмоциональное рассказывание сказки с демонстрацией персонажей и их действий (показ картинок, диафильмов, использование кукольного театра); по ходу уточняются значения незнакомых слов, проводится беседа. Затем сюжет сказки воспроизводится через чтение, повторное рассказывание детьми. И только тогда, когда сказка понятна всем детям, взрослый переносит ее в игру.

По мнению Л.А. Головчиц для слабослышащего дошкольника игра имеет большое значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.

При проведении игр  следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации:

- при выборе игр необходимо руководствоваться требованиями  по развитию речи для слабослышащих дошкольников определенного возраста, в частности, учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятий;

- при проведении игр выбор форм речи (устная, письменная, дактильная) определяется требованиями программ по развитию речи;

- при проведении всех игр с целью совершенствования речевых навыков указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;

- в процессе проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью;

-  в процессе проведения игр на индивидуальных занятиях в детском саду или в семье необходимо ориентироваться на уровень развития речевых навыков ребенка и его индивидуальные особенности;

Взрослые по своему усмотрению могут изменять тематику, оборудование, увеличивать или уменьшать объем речевого материала в зависимости от уровня умственного и развития речевых навыков детей.

Таким образом, система работы, направленная на совершенствование речевых навыков слабослышащих дошкольников, с использованием игры позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Применение игры в коррекционной работе для совершенствования речевых навыков у слабослышащих дошкольников указывают на особенности, условия организации игры с этими детьми, а также говорят о том, что при правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития слабослышащих дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков»

Материал для 1-4 класса "Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков"Устойчивый познавательный интерес формируется разными средст...

Методические рекомендации по развитию и совершенствованию речевых навыков на уроках русского языка

Представленная методическая разработка «Развитие и совершенствование речевых навыков на уроках русского языка» посвящена методике организации работы по развитию речи на уроках русского языка на разных...

Игровые технологии как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребе...

Игровые технологии как средство совершенствования речевого развития школьников

Использование игровых технологий для развития речи учащихся...