«Игровая деятельность как средство формирования нравственных качеств дошкольников»
учебно-методический материал

Хандакова Людмила Петровна

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровая деятельность как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

   Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

   Недооценка важности воспитания нравственных качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

   Актуальность заключается в том, что  именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.

    Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.

   Развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов - это тоже критерии нравственного воспитания.

Игра – ведущее средство нравственного воспитания детей. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить чувству общности, способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой.

Так же через игру ребенок входит в систему взаимоотношений людей – какой ребенок в игре, таким он будет в жизни. Во время проведения игр дошкольник усвоит систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, научиться подчиняться и брать ответственность на себя.

Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям.

Роль сюжетно-ролевых игр

в нравственном воспитании дошкольника

Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми) 

Роль дидактических игр в нравственном развитии

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения

Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.

Роль строительных игр в нравственном воспитании дошкольников

Строительные игры детей - увлекательная деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка.

В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.

Роль игр-драматизаций в нравственном воспитании дошкольников

Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.

Методика организации и проведения подвижных игр.

При выборе игры учитывается возраст и количество играющих детей, место проведения игры, знание правил игры, необходимый инвентарь.

Вначале, каждая подвижная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Перед считалкой необходима установка на то, что бы никто не обижался, и конечно, чуть позже каждый будет выбран водящим.

Подвижные игры должны всегда проходить под наблюдением взрослого или рядом со взрослым. Особое внимание надо обращать на то, как дети выполняют правила игры. Так, например, в игре «Колечко» дети выбирают водящего, стараясь хором пропеть народный запев, в то время как водящий выбирает кому передать кольцо… ( «Я по горенке иду и колечко Вам несу, кто колечко найдет, тот водить пойдет») важно не подать вида –кому положил колечко водящий в ладошки.

В играх, в которых используется мяч для отгадывания вопросов (Съедобное-несъедобное…»- надо объяснять детям, что целиться и кидать мяч лучше в руки, чтобы не сделать больно, не попасть в глаз и т.д., проявляя тем самым заботу о своих товарищах.

Во многих подвижных играх предметами правила могут устанавливаться и самими детьми. И с этим стоит согласиться. Например, начиная играть, дети договариваются, что следует считать ошибкой. В каждом случае уговор считается правилом для всех играющих. Это имеет большую воспитательную ценность, дисциплинирует детей, помогает воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно. Но при этом надо особенно зорко, внимательно следить за тем, как дети группируются на игру, каких противников себе выбирают, так как некоторые, желая отличиться и заслужить похвалу, хитрят и выбирают противника слабее себя в физическом развитии, заведомо зная, что выиграют.

Активнее всего, конечно, дети участвуют в состязательных играх. Это – игры, направленные на развитие как физических, так и умственных сил и способностей детей, например: «Зажигательный круг». Основной чертой является наличие четко спланированных правил и установка на победу.

Во время игры и считалок ребенок примеряет на себя разные роли, он учится общаться со сверстниками, учится действовать сообща и добиваться успеха не только для себя, но и для коллектива.

Очень большое значение в воспитании нравственных качеств имеют народные хороводные игры. Это – игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу, например: « Березка», «Ручеек» и т.д. С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, терпимости и совестливости. Народные хороводные игры имеют еще одно, преимущество – они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин–матерей.

Все подвижные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы поведения, гуманные чувства, нравственность, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношении в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Во все века люди высоко ценили  нравственную  воспитанность.  Глубокие социально-  экономические   преобразования,   происходящие   в   совр...

Формирование нравственных качеств дошкольников в современных подходах к экологическому образованию

Формирование нравственных качеств дошкольниковв современных подходах к экологическому образованию                            ...

Статья на тему; «Воспитательная работа во внеурочной деятельности, как средство формирования нравственно богатой гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению.»

Цель данной статьи помочь учителю  организовать воспитательную работу во внеурочной деятельности. Помочь сформировать личность способную к творчеству и самоопределению...

"Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника".

quot;Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника"....