Формирование нравственных качеств дошкольников в современных подходах к экологическому образованию
консультация на тему

Косенко Татьяна Сергеевна

Формирование нравственных качеств дошкольников

в современных подходах к экологическому образованию

                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_nravstvennykh_kachestv_doshkolnikov.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных качеств дошкольников

в современных подходах к экологическому образованию

                                                                                     

                                                                                                                               

Природа - богатейший источник мысли, творческого, пытливого разума.

В.Сухомлинский

        Городские дети не так часто имеют возможность близкого знакомства с природой. А ведь общение с природой - это основа экологического, нравственного и эстетического воспитания, которое в наши дни практически во всем мире признано интегрированной основой дошкольного образования.

        Экологическое воспитание дошкольников, формирование осознанно - правильного отношения к окружающему миру, основы экологического мышления и культуры - одна из задач современного образования.   Эту задачу возможно решить - если взрослые, воспитывающие ребенка, понимают экологические проблемы и раскрывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают понять его.

        С младшего возраста  закладываются духовно-нравственные ценности, позитивное отношение к природе, к себе и окружающим. Окружающая природа это источник развития  нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Самым действенным средством для этого является общение с природой. При помощи взрослых ребенок осознает природу как общую ценность для всех людей. В процессе такого общения дети учатся заботливому, внимательному и бережному отношению к окружающему миру. На личном примере мы показываем детям заботливое отношение, проявление доброты, великодушия, сочувствия. Наши воспитанники в большей мере ориентируются на то, как мы действуем, поступаем, от чего отказываемся. Наиболее убедительными методами экологического воспитания, примерами правильного поведения в природе являются поступки: мы сажаем  цветы, выращиваем овощи в огороде, ухаживаем за растениями, уважительно относимся ко всему живому. Отрадно наблюдать за тем, как дети радуются первому весеннему лучику солнца, внимательно, с любопытством разглядывают лепестки цветов, удивляются тому, как незаметно притаилась бабочка на цветке, а потом неожиданно вспорхнула и улетела. Переживают, глядя на то как притаилась кошка, охотясь за воробушком. Пробуждается гордость за тех детей, которые сами, по зову сердца, поливают комнатные растения, протирают им листочки, приносят корм для птиц.  При этом исчезает пассивная созерцательность, и на смену ей приходит сознательность. Именно она определяет совестливое отношение к природе как обычное явление. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки. Имея самые добрые намерения, дети могут совершать отрицательные поступки (рвать понравившиеся цветы, мучить - "ласкать" котенка и др.). Но при правильном руководстве дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживают и  учатся чувствовать красоту природы. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологически целесообразным.

Для этого мы организуем наблюдения за предметами живой и неживой природы, проводим беседы: "Синичкин день", "Хорошо или плохо", "Беречь природу - как это?", "В зоопарке", "Берегите добрый лес -  источник всех чудес" и др. После каждой беседы используем игровое упражнение "Что мы можем сделать для леса?", "Детки на ветке", "Чему человек научился у птиц", "Как кормить и поливать цветы" и др.  Читаем художественную литературу, в которой автор описывает поведение животных, красоту природы и учит маленького читателя правилам морали, побуждает задуматься над своим поведением в окружающем мире. В повседневной деятельности разучиваем стихотворения, активно используем загадки, пословицы, потешки:

 Начинаем составлять «Красную книгу», в которую вклеиваем изображения охраняемых животных и растений. Проводится эта работа для того, чтобы привить детям чувство бережливости, заботы, гуманного отношения к окружающему миру.

        Составляем и рассматриваем альбомы: "Зимующие птицы", "Перелетные птицы",  "Дикие и домашние животные", "Грибы и ягоды", Насекомые", "Времена года" и др. Проводим опытно-экспериментальную деятельность: "Приключение капельки", "Что случилось с маленьким семечком?", выращиваем огород на подоконнике, ухаживаем, наблюдаем за ним. Ежедневно используем дидактические игры: «Кто лишний? », «Собери картинку», «Один – много», «Назови ласково», «Что перепутал художник», «Кто как кричит», "Угадай по описанию" и другие. Формирование экологической культуры происходит и через подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Воробушки и кот», «Лохматый пес», «День и ночь», «Гуси-гуси» и др.

        Работаем с пиктограммами, с таблицами "Календарь природы", "Перелетные птицы", "Хорошие и плохие дела", "Охраняемые животные", "Животные и растения родного края".  

Для привлечения семьи к экологическому образованию детей мы проводим беседы с родителями о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю. Привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках.  При этом они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, совместно с детьми готовят поделки из природного и бросового материала. Нами созданы книжки-малышки: "Берегите природу", "Окружающий мир". Родители изготовили макеты: вулкан, водопад.  Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах. В детском саду мы проводим экологический праздник "День птиц". В родительском уголке помещаем советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам "Помогите синицам", Птицы и люди", "Они остались зимовать, мы им будем помогать". Оформили папки-копилки по экологическому образованию на тему: "Берегите природу", "Защитим  лес".

        Необходимо постоянно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.

        Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование экологической культуры, это основное средство воспитания у детей осознанно - правильного, гуманного отношения к природе. Такое отношение является важной, необходимой частью воспитания нравственных качеств у дошкольников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно- нравственных качеств дошкольников в семье»

В настоящее время семья переживает не лучшее время. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее ...

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Формирование нравственных качеств младших дошкольников через художественно-эстетическое развитие.

Формирование нравственных качеств младших дошкольниковчерез художественно-эстетическое развитие....