Статья «Дифференцированный подход в обучении младших школьников с разным типом темперамента»
статья

Груздева Марина Геннадьевна

В статье «Дифференцированный подход в обучении младших школьников с разным типом темперамента» речь идёт о том, как реализовать на практике дифференциацию детей по типу темперамента. А также предложены методики для выявления типа темперамента у ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении младших школьников с разным типом темперамента

«Прежде, чем воспитать ученика во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».

К.Д. Ушинский

Каждый ребёнок, приходя в первый класс, мечтает стать отличником, быть послушным учеником, старается узнать много новой для себя информации. Но если мечта ребёнка не сбывается, то возникает ситуация неуспешности. У учащегося снижается интерес к обучению. То, насколько хорошо будет усвоен учебный материал, скорость его овладения, зависит как от учителя, так и от индивидуальных особенностей учащегося: уровня восприятия, свойств памяти, мыслительных процессов и физиологических особенностей.

        На мой взгляд, самой сложной для реализации на практике дифференциацией, является дифференциация по типу темперамента. Это связано с тем, что учитель, стремясь повысить уровень обученности класса, в первую очередь проводит дифференциацию по умственным способностям учащихся. Ребёнок, работающий в медленном темпе, не способный дать быструю ответную реакцию, может попасть в группу с неуспевающими учащимися, и наоборот, активный ребёнок, окажется в группе сильных учащихся. Данная дифференциация может оказаться ошибочной, так как меланхолик или флегматик (первый ребёнок) от природы не способен работать быстро, но стоит ему освоиться в заданном алгоритме действий, как он проявит свои возможности в решении трудных умственных задач. Второй ребёнок – сангвиник или холерик, может давать быструю реакцию, но не всегда за этим стоят глубокие знания и способность к глубокой и кропотливой работе.

Темперамент – это врождённая совокупность психофизиологических особенностей, связанных с возбудимостью центральной нервной системы. Темперамент – это скорость и сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Он определяет помимо эмоциональности и чувствительности, стиль деятельности, способ реагирования и поведения.

Создание оптимальных условий для обучения учеников является важной задачей, которую перед собой должен ставить учитель. Для этого необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, используя дифференцированный подход в обучении.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает

разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Проанализировав определения «дифференцированного подхода» разных авторов, мы сделали следующий вывод, что дифференцированный подход это принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Учёные выделяют  следующие типы и виды дифференциации:

- Внешняя, внутренняя

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

- по уровню умственного развития (уровню достижений);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

- по уровню здоровья

Главной целью дифференциации является обучение каждого учащегося, учитывая его умственные, психические и физиологические особенности.

При работе с любым типом темперамента важно помнить его сильные и слабые стороны.

Сангвиник

Высокая работоспособность у сангвиника будет только в том случае, если материал интересен ребёнку. Для достижения этого можно использовать игровую деятельность: викторины, соревнования, использование  интерактивной доски, квест, путешествие и т.д. Ребёнок-сангвиник быстро усваивает новый учебный материал, но лишь поверхностно, задача учителя проконтролировать данный момент и помочь полностью разобраться в определённой теме. Данному типу следует давать краткосрочные задания, проводить фронтальный опрос, так как ему свойственно недоведение действия до конца.

Холерик

Подвижный, энергичный холерик, как и сангвиник, не может сконцентрироваться на долгой, монотонной работе. Энергию и желание ребёнка-холерика можно направить на помощь самому учителю: раздача тетрадей классу, сбор дневников, помощь при подготовке наглядных материалов или их демонстрации. Целесообразно холерикам давать задания связанные с сообразительностью и работой, нуждающейся во времени, к примеру, конструирование, задачи на смекалку, задание с вставкой пропущенных слов.  У холериков мыслительные процессы протекают быстрее, чем у других, поэтому для них подойдут такие виды заданий: быстрое чтение, пересказ текста и т.п. Данный тип детей любит ходить в разные секции и кружки.

Флегматик

Главной характеристикой флегматика можно назвать медлительность. Но вместе с этим он работоспособный, усидчивый. Учителю важно учитывать, что флегматик не может дать ответ быстро, ему необходимо время, чтобы осмыслить вопрос, подумать и только потом дать ответ. Такому типу надо давать больше времени, тогда он включается в работу. Важно проводить работу по выразительности речи, так как флегматики говорят неторопливо, без интонации, монотонно. Индивидуальная письменная работа – самый оптимальный вид контроля, ребёнок может сконцентрироваться, подумать и написать ответ, в данном случае он не переживает за то, что надо дать быструю реакцию на вопрос учителя.

Меланхолик

Меланхоликов отличает медленный темп работы и педантичный подход к ней. Часто сомневается в себе и своих силах, поэтому учителю важно поддерживать такого ребёнка и чувство уверенности в нём. Быстрые реакции, как и для флегматиков, не характерны, при устном ответе может теряться. Может постоянно что-то держать или крутить в руках, не стоит за это его ругать. Во время работы меланхолик предпочитает придерживаться чёткого плана, выполняет всё аккуратно, старательно. Однако ему нужны частые перерывы, он быстро утомляется.

Самое главное, учитель должен помнить, что каждый тип темперамента может раскрыться как с положительной, так и с отрицательной стороны. Поэтому надо следить за поведением учащихся и, если ребёнок раскрывает не лучшую сторону своего темперамента, постараться помочь ему, раскрыть другую.

Я подобрала несколько анкет и опросников, которые можно использовать при работе с детьми в школе учителями и психологами, дома родителями или самими детьми.

- Анкета на определение темперамента Т.В. Гудзика

- Личностный опросник (тест на выявление типа темперамента) Г. Айзенка

- Тест «Определение темперамента» Н.Л. Крыловой

- Тест на темперамент «Формула темперамента» А. Белова

- Анкета для учителей

В заключении стоит сказать, что каждый ученик особенный, каждый ученик может достичь высоких показателей и проявить себя. Учителю важно понимать, какой тип темперамента преобладает у ребёнка        . Это нужно для того, чтобы развивать положительные черты личности и помочь в сдерживании негативных черт темперамента. Благоприятнее всего производить коррекцию нежелательных проявлений темперамента в младшем школьном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...

Дифференцированный подход к обучению младших школьников

Дифференцированный подход к обучению младших школьников.Подготовила: Алленова Любовь Юрьевна,учитель начальных классов  Содержание        1. Цель диф...

Статья на тему "Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики уче...