Функциональна грамотность (основные понятия)
материал

Каракотина Наталия Эдвардовна

Возможно, для кого-то из учителей всё ещё остаётс не совсем понятным что же такое функциональная грамотность. Данный материал структурирует понятия функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл функциональная грамотность25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность

  Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

   Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

   Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).



                                                                            А. А. Леонтьев:
  Функционально грамотный человек — это человек,
который способен использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.

   Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

   Что такое функциональная грамотность простыми словами?

Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

   В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

   Что такое функциональная грамотность для учителей?

Функциональная грамотность — это  то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.

   Когда нужно начинать формирование функциональной грамотности обучающихся?

 Начинать формирование функциональной грамотности в 5 классе уже поздно, необходимо это делать уже в начальной школе.

Что такое функциональная грамотность с точки зрения фгос третьего поколения?

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

   Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.

   Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.

   Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

   Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. 
  На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

   Функциональная грамотность -  это понятие, которое подразумевает наличие у ребенка способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста , в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений, а так же для дальнейшего обучения и получения новой информации при изучении естественных наук и др.

   И именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.

   Идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – говорению и слушанию, письму и чтению; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

   На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.

  Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.  

   Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Основные виды читательской функциональной грамотности:

  • коммуникативная грамотность -
  • свободное владение всеми видами речевой деятельности;
  • способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;
  • самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
  • информационная грамотность -
  • умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
  • деятельностная грамотность -
  • это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

   Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника - математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

   Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

   Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся. И основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

   Основные виды математической функциональной грамотности: это способность учащихся:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей
действительности и которые можно решить средствами
математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические
факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом
поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.

   Естественнонаучная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

   Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

   В исследовании PISA названы тематические области, которые относятся к естественнонаучной грамотности:

·                 здоровье;

·                 природные ресурсы;

·                 окружающая среда

·                 опасности и риски;

·                 связь науки и технологий.

   Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание личности с развитым экономическим мышлением. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, то сегодня жизнь требует, чтобы ученик знал что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи. Актуальность данной тематики обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, а также особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по данным вопросам.

   Структура финансовой грамотности включает в себя четыре ключевые области:

- деньги и сделки,

-планирование и управление финансами,

- риск и вознаграждения,

-финансовый ландшафт.

   Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

   «Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем. Формирование данной компетенции относится, скорее, к воспитательным процессам школы и непосредственно воспитательной работе педагога.

   Креативное мышление

  Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление это также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

   Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или
нового знания, и/или
эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

   Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний – одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят новые предметы, открывают профильные классы, разрабатывают программы дополнительного образования.

   В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.

   Функциональная грамотность - это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. её смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности заключается в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.

   Развитие функциональной грамотности в начальной школе является актуальной задачей педагога.

   

Источники:

https://znanio.ru/media/kreativnoe-myshlenie-v-ramkah-funktsionalnoj-gramotnosti-shkolnikov-2656599

https://domodsch1.edumsko.ru/attestation/pisa/post/1206164

https://school66.edu.yar.ru/funktsionalnaya_gramotnost/matematicheskaya_gramotnost.html

https://school67.edu.yar.ru/funktsionalnaya_gramotnost/formirovanie_fg_v_nachalnoy_34.html

https://urok.1sept.ru/articles/693229 и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и/или оценке функциональной грамотности обучающихся начальной / основной школы

Аннотация проектаОсновная идея проекта: если научить ребенка в начальной школе способам получения знаний, то он будет успешно овладевать общеучебными и познавательными компетентностями, была принята в...

Понятие функциональной грамотности

Методологической основой мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности было выбрана концепция международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), целью ко...

Презентация " Функциональная математическая грамотность -основная особенность программы по математике "

В презентации отражается особенность рабочей пргораммы по математике  НОО  по обновленным  ФГОС 2021. Приводятся примеры упражнений   для формирования математической функциона...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – спос...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности младших школьников

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...

Функциональная грамотность: понятие и виды

В статье рассматривается понятия функциональной грамотности и виды, анализируются особенности заданий....