Профориентация учащихся как одно из направлений реализации ФГОС НОО
статья (2 класс)

Обмолова Анастасия Вячеславовна

В данной статье рассматривается проблема детей при выборе профессии и показано как это можно решить, через реализацию ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmolova_statya_2.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентация учащихся как одно из направлений реализации ФГОС НОО

ОБМОЛОВА АНАСТАСИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Студентка факультета педагогического и художественного образования, группы ПДД-117 3 курса, Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, obmolova.nst@mail.ru

Ключевые слова: профориентация младших школьников, профессия, формы профориентации,  интерес к труду.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема детей при выборе профессии и показано как это можно решить, через реализацию ФГОС НОО.

Vocational guidance of students as one of the areas of implementation of the Federal State Educational Standard

OBMOLOVA ANASTASIA VYACHESLAVOVNA

Student of the faculty of pedagogical and art education, traffic rules group PDD-117 3 courses, Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Key words: career guidance for primary school students, profession, forms of career guidance, interest in work.

Аbstract: This article discusses the problem of children in choosing a profession and shows how this can be solved through the implementation of the Federal State Educational Standards of the IEO.

Проблема профессиональной ориентации школьников нашла свое отражение не только в отечественной, но и в зарубежной научной литературе.

 Одни ученые предлагали введение отборочных испытаний для определения будущей профессии, другие отстаивали возможность самоопределения в своем роде деятельности.

Ученые много лет выдвигают самые различные теории о выборе профессий, и каждая из них имеет право на жизнь, однако, к сожалению, большинство людей, не смотря на старания учителей и родителей, так и не смогли отыскать профессию, которая им бы соответствовала. И в этом есть одна из главных проблем нашего общества – желание найти «Престижную» профессию стоит выше, чем желание найти «Свою», единственную. Это можно наглядно изучить, если рассмотреть Пирамиду Потребностей, разработанную Абрахамом Маслоу. Потребность в самоактуализации, реализации своих целей, способностей, развития собственной личности отходит на второй план по сравнению с потребностью в уважении, которая находится на несколько ступеней ниже [2].

 Так же стоит изучить теорию Ф. Парсонсона, согласно которой можно выделить три основных этапа определения человеком своей профессии:

1) познание самого себя, своих умений, навыков, интересов;

2) знание условий, требований, предъявляемых к будущей профессии, осознание возможность соответствовать им;

3) соотношений первого и второго этапа с целью выбора наиболее подходящей для себя профессии.

В современных реалиях именно начальная школа закладывает основы для реализации первого и вторых этапов, а в более сознательном возрасте человек соотносит их, основываясь на полученных в школе навыках и умениях, учитывает личный опыт и, в конечном итоге, делает грамотный выбор [2].

Подготовка школьников к осознанному выбору профессии является одной из самых важных задач школьного обучения и воспитания. Необходимо заинтересовать ребенка выбором профессии еще в начальной школе, чтобы по мере взросления он понимал всю важность данного решения.

 Для осознанного и объективного выбора профессий во взрослой жизни, школьника необходимо познакомить с максимально возможным кругом профессий. Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой будет строиться вся последующая работа по профессиональному определению в средней школе, а в дальнейшем и при поступлении в высшие учебные заведения [6].

Профессиональная ориентация в школе – это педагогическое воздействие на учащихся на уроках и во внеурочной работе для подготовки их к осознанному выбору профессии с учётом их личных интересов и предпочтений, характеров, склада ума. Комплекс подобных мероприятий направлен в первую очередь на  помощь школьникам в, возможно, самом серьезном решении в их жизни, которое они должны сделать сознательно и мотивированно. Только при условии грамотной помощи учителей и родителей ребенок сможет реализовать свой потенциал в обществе и правильно выбрать жизненный путь [4].

Главные цели профессиональной ориентации в начальной школе: формирование понимания школьников о роли труда в жизни людей, расширение первоначальных представлений о мире профессий, предоставление возможности детям «примерить» на себя профессии в ходе различных игр.

Задачами профориентации будут является знакомство школьников с разнообразием мира профессий, формирование конкретных и наглядных представления о существенных сторонах профессии, воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца,  формирование бережного отношения к результатам своего и чужого труда, развитие творческих возможностей ребёнка, интереса к различным профессиям [3].

Формы профориентационной работы в начальной школе:

  1. Организация профориентационной работы на уроках;
  2. Организация внеурочной работы, куда входят: беседы с детьми, тематические классные часы, конкурсы, проекты, различные игры, внеклассные занятия с учащимися, экскурсии, кружковая работа знакомство с профессиями родителей [5].

Рассмотрим всё подробнее.

Начнём с профориентации через учебные предметы.

В процессе обучения в начальной школе учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

На уроках русского языка  школьники выполняют задания, связанные с той или иной профессией. Например, при изучении словарных слов: учитель, футбол, космонавт, агроном, корабль, хоккей, почтальон, директор, библиотека, ракета, компьютер и многих других ученики знакомятся с различными видами профессий. Так же изучаются пословицы о труде: «Дело мастера боится», «Терпение и труд всё перетрут», «Труд кормит, а лень портит», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Маленькое дело лучше большого безделья» [1].

На занятиях по математике познавание профессий проявляется за счет решения задач. В условии арифметических задач очень часто упоминаются различные профессии, а так же их трудовых функций и роли в жизни общества. Например, детям дается задача, в условиях которой ученику предлагают помочь кассиру посчитать деньг, необходимые для выдачи сдачи. Помимо профориентационных функций, тут так же закрепляются навыки устного счета, состава чисел, знакомство с различными величинами.

На уроках окружающего мира школьники узнают, что почти все продукты, что они получают и используют в повседневной жизни- это результат работы представителей самых различных профессий. На занятиях  проводятся беседы, на которых дети рассказывают о своих домашних животных и растениях. Учителя подчеркивают важность ухаживания за домашними любимцами, что существуют такие профессии как флорист и ветеринар [6].

На занятиях технологии, дети узнают о важности таких профессий, как строитель, плотник, слесарь. Строят дома из картона, скворечники, учатся создавать в доме уют [1].

Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.

Теперь рассмотрим внеурочную профориентационную работу. В неё входят беседы с детьми, тематические классные часы, конкурсы, проекты, игры, внеклассные занятия с учащимися, экскурсии и кружковая работа. Рассмотрим некоторые из них.

Для начала рассмотрим игры.

В подобные мероприятия необходимо включать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, главное назначение которых – способствовать получению знаний младших школьников о профессиях.  Дети, играя в такие игры, ощущают себя представителями той или иной профессии.

Множество игр и упражнений направлены на понимание отдельных элементов изучаемой профессии. Педагоги как во время уроков, так и во внеурочное время предлагают школьникам профориентационные игры. Во время таких мероприятиях учащиеся узнают о новых профессиях, пробуют себя в роли представителей различных специальностей, разыгрывают ролевые сценки, участвуют в конкурсах и проектах [4].

Далее рассмотрим классные часы.

Тематика у таких мероприятий очень разнообразна: «Как появилась одежда», «Я выбираю профессию», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии моих родителей», «Дорога хлеба». Любой профессиональный праздник может стать темой классного часа.

Экскурсия  наиболее эффективный вид профориентационной работы в начальной школе.

Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными видами профессий не только в теории, но и на практике, наблюдая, как осуществляется их трудовая деятельность.

Экскурсии, организованные в целях профориентационной работы с младшими школьниками: экскурсия в библиотеку, знакомство с профессией библиотекарь.

Посещение школьниками музеев, картинных галерей, театров, выставок помогает им не только приобщится к миру прекрасного, но и  получить информацию о профессии экскурсовода и искусствоведа.

Так же в начальной школе организуют мастер классы.

В начальной школе организуем встречи с родителями – специалистами  в разных сферах труда – работников ГИБДД, пожарными, врачами, учеными, полицейскими и представителями других профессий.

Проведение регулярных родительских собраний так же очень важно. На них необходимо нацеливать родителей на включение школьников в разные кружки и секции, которые так же могут помочь детям определится с будущей профессией [6].

Таким образом, чтобы ещё больше увеличить интерес детей к труду и профессиям взрослых, не достаточно давать информацию только на уроке. Нужно так же во внеурочное время проводить с детьми самые разнообразные игры, классные часы на различные тематики, мастер классы, экскурсии и многие другие мероприятия, который помогут детям найти свое место в жизни.

В конце можно сделать вывод, что чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора, что является несомненно важной частью формирования ребенка как личности и самостоятельной ячейки общества.

Список использованных источников

  1. Амоша, Л.И. Праздник профессий / Л. И. Амоша // Досуг в школе. -  2014.- № 11.- С. 10-14.
  2. Антонова, М.В. Младший школьник: подготовка к профессиональному выбору : монография / М. В. Антонова : Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2019. – 165 с.
  3. Елькина, О.Ю. Путешествие в мир профессий: учебное пособие для учащихся 3 – 4 классов / О. Ю. Елькина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  4. Калугин, Н. И. Профессиональная ориентация обучающихся : учеб. пособие / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — Москва : Просвещение, 2014. — 190 с.
  5. Короткая-Баханова, В. О будущей профессии / В. Короткая-Баханова // Праздник в школе. В лабиринте профессий.- 2012.- № 10.- С. 60-70.
  6. Щербинина, Н.И. Ярмарка профессий / Н.И. Щербинина // Последний звонок.- 2013.- № 3.- С. 23-25.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание, как одно из направлений реализации ФГОС

Духовно-нравственное воспитание, как одно из направлений реализации ФГОС...

Здоровьесберегающие технологии-одно из приоритетных реализации ФГОС

Статья раскрывающая работу по здоровьесберегающим технологиям в рамках ФГОС...

СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Задача учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха,  дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя....

"Применение ИКТ в начальной школе как одно из средств реализации ФГОС".

Выступление на заседании РМО по теме "Применение ИКТ в начальной школе  как одно из средств реализации ФГОС"....

Мастер- класс: «Использование конструкторов LEGO Education «Построй свою историю» на уроках в начальной школе как одно из средств реализации ФГОС».

Данный мастер-класс показывает как можно эффективно использовать конструкторы LEGO Education «Построй свою историю» на уроках литературы. Кроме того, как можно внедрить в урок активные методы обучения...

Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, как одно из направлений внедрения ФГОС

Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, как одно из направлений внедрения ФГОС"...