Система работы учителя по формированию функциональной грамотности
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Надежда Алексеевна Паздникова

«Система работы учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности»

 

 

 

 

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ НШДС № 13

Паздникова Н.А.

 

 

 

 

 

 

                                                             Байкальск 2022 г.

 

 

 

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование функционально грамотной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

Понятие “функциональная грамотность” впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.

Слайд 2

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Для формирования функциональной грамотности учащихся выдвигаются следующие  требования  к компетентностям учителя.

В соответствии с профессиональный стандартом педагог должен обладать следующими компетенциями:  

Слайд 3

             Профессиональная

  • эффективное решение профессиональных педагогических проблем и типичных профессиональных задач,
  • владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

              Коммуникативная

  • умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
  • умением публично представлять результаты своей работы, отбирать адекватные формы и методы презентации.

              Информационная

  • эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;
  • использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;

              Правовая

  • эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способами мыслительной деятельности.

Исходя из этого, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности.

Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различного учебного материала. 

Слайд 4

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковыми средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Также умение выполнять задания на компьютере. Учащиеся учатся работать с компьютером и также выполнять задания.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитие индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи:  развить  ребёнка.   Что  значит  развить  мышление:  из  наглядно-действенного  перевести  его  в  абстрактно-логическое:  развить  речь,  аналитико-синтетические  способности,  развить  память  и  внимание:  развить  фантазию  и  воображение,  пространственное  восприятие:  развить  моторную  функцию,  способность  контролировать  свои  движения,  а  также  мелкую  моторику,  как  известно  развитие кисти  ведёт  к  развитию  лобной  доли  мозга,  ответственной  за  мыслительную  деятельность. Очень  важно  развить  коммуникативные  способности,  способность  общаться,  контролировать  эмоции,  управлять  своим  поведением.

Решая эти задачи, педагог как в пазлах -  собирает  картинку, получает  в результате

функционально развитую личность.

В  образовательном    процессе  они  могут быть  приобретены  учениками,  если  соблюдены  следующие  условия:

Слайд 5

  • обучение    носит  деятельностный  характер:
  • учебный  процесс  ориентирован  на  развитие  самостоятельности  и  ответственности  за  результаты  деятельности:
  • представляется  возможность,   для  приобретения  опыта достижения  цели:
  • правила  оценивания  отличаются  чёткостью  и  понятны  всем  участникам  учебного  процесса:
  • используются  личностно-ориентированные  технологии.

Слайд 6

 Модель  развития  функциональной  грамотности можно представить

в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так  же как маленькой личности приходящей к нам на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево,  спланированной, чётко  продуманной,  слаженной  работой,   по  технологиям,  дерево  незамедлительно  даст  плоды – замечательные,  достойны  восхищения  яблочки  (ключевые  компетенции),  т.е.  образованных,  успешных,  сильных, способных  к  саморазвитию,   людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка-  учитель, для того,  чтобы  поливать,  должен  постоянно  пополняться  т.е.  заниматься  самообразованием.

Как без полива дерево  зачахнет,  так  и  без грамотной  компетентной  работы  педагога  нельзя  добиться  развития  функциональной  грамотности.

Слайд 7    Спасибо за внимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности

Слайд 2

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Слайд 3

Профессиональная Коммуникативная Информационная Правовая

Слайд 4

Учебный предмет “Русский язык” Учебный предмет “Литературное чтение” Учебный предмет “Математика” Учебный предмет “Окружающий мир” Учебный предмет “Технология”

Слайд 5

обучение носит деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности ; представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели ; правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса ; используются личностно-ориентированные технологии.

Слайд 6

Модель развития функциональной грамотности

Слайд 7

Спасибо За внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя по формированию творческого мышления учащихся

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КРЫСАЧЕНКО ЛЮДМИЛЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ...

Для чего надо учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

В статье кратко  раскрывается понятие " функциональная грамотность", как базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем  бы человек не занимался в обществе....

Доклад по теме «Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

 Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математичес...

Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности

Методичесие указания по формированию функциональной грамотности обучающихся в  результате реализации  новых ФГОС третьего поколения...