программа кружка "Солёное тесто"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Клочкова Светлана Викторовна

Программа  кружка "Солёное тесто" создана для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_solenoe_testo.docx50.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Ардатовский муниципальный район

                                              «Утверждаю»:

                    Директор МБУ ДОДом  детского      творчества

                                          №    протокола педагогического совета

                                          от ___________________

Дополнительная общеобразовательная программа

(дополнительная общеразвивающая программа)

«Солёное тесто»

(Для  учащихся 6-11 лет.

Срок реализации программы 1 год)

Составитель: педагог дополнительного

образования Клочкова С.В.

Пояснительная записка.

        1.  Современный книжный рынок наводнен популярной литературой по лепке из соленого теста, что дает возможность потребителю ознакомиться с данной техникой, но не с организацией образовательного процесса по этому профилю деятельности. Данная программа имеет художественную направленность. Её реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации.

В ходе работы кружка «Соленое тесто» дети могут сделать интересные фигурки животных, картины с цветами, панно и многое другое. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством.  Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.

 Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

В последние двадцать лет поделки из соленого теста вызывают все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. Работа с соленым тестом доставляет детям удовольствие и радость,  так как не пачкает руки и не тает. Развивает мелкую моторику рук, снимает излишнее эмоциональное напряжение.

        2.  Актуальность данной программы - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в школьные годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Программа стимулирует творческую активность ребенка, развивает индивидуальные задатки и способности, создает условия для его самообразования и самореализации. Достоинство данного курса в том, что изучение приёмов лепки и росписи осуществляется в процессе реализации творческой идеи. Лепка и роспись разнообразных сосудов, цветов, листьев, фруктов, животных, птиц и рыб имеет свои особенности и тонкости, которым необходимо научиться. А главное, что необходимо в современном мире, экологически чистые материалы, чем и является соленое тесто.

        3.  Цель программы:

Развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовления изделий из соленого теста.

        Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомить учащихся с основными знаниями, терминами с области лепки из соленого теста;

- обучить детей искусству лепки из соленого теста.

Развивающие:

- развивать изобразительные, творческие способностей, художественный вкус, навык работы с книгой;

- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

- развивать мелкую моторику мышц пальцев, мышление, воображение.

Воспитательные:

- способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности;

- воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям;

- воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Предметные:

 - знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;

- научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

 - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;

      - приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Личностные:

 - развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;

- развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;

- развивать положительные эмоции и волевые качества; развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

 - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формировать творческие способности, духовность культуры; развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);

- расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

Метапредметные:

- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;

- приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,

 - формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

- самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

- определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

- определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

 - использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

  • ходе творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

        4. Отличительная особенность данной программы:

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами.

Одновременно, опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конуса, шара, овала, цилиндра), дети должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов. Необходимо развивать творческую инициативу, предоставляет им возможность самостоятельно выбрать темы, выразительные средства и способы изображения.

5.  Программа рассчитана на учащихся в возрасте  6-11 лет.

        

        6.  Сроки реализации составляют 1 учебный год. Программа предусматривает обучение от простого к сложному. В процессе такого обучения у учащихся повышается уровень образованности, формируется положительная мотивация к продолжению деятельности. В конце учебного года дети выполняют композиции и коллективные проектные работы.

7. Форма организации занятий Группа детей из 13 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Понедельник - 3 часа

Среда - 2 часа

Пятница -1 час

        

        8. Ожидаемые результаты апробации образовательной программы заключается в формировании у учащихся знаний, умений и навыков.

 Знания:

- об основных знаниях в области лепки из соленого теста;

- об использовании лакокрасочных материалов, различных видов красок, инструментов и приспособлений, знание цветового круга, основных цветов и их сочетаний;

- о творческом подходе к работе и об использовании полученных знаний в практической деятельности;

- о работе с соленым тестом, о способах и приемах лепки из соленого теста, о способах сушки и раскрашивания изделий из соленого теста;

- о работе в коллективе, понятий о взаимовыручки и поддержки, знаний о способах самоорганизации в групповой работе.

Умения и навыки:

- применение полученных знаний на практике при лепки из соленого теста;

-применение различных красок, знаний основных цветов, цветового круга, сочетания цветов;

- умение учащихся творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, создавать своим изделиям оригинальность;

- в работе с соленым тестом применять знания способов и приемов лепки, уметь применять дополнительные приспособления, применять различные эффекты (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста)

- работать в коллективе, умение сопереживать и помогать, взаимовыручать и поддерживать друг друга, самоорганизовывать работу в группе.

        9. Диагностика результативности образовательной программы.

        Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.

     В качестве диагностики используются:

·        устный опрос;

·        тестирование;

·        выставки:

- однодневные – которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения. Оценивать работу начинают сами авторы. Используя критические замечания, анализируются итоги выполненных работ с соответствующей характеристикой каждого изделия;

- постоянная – которая представляет лучшие работы обучающихся;

- по итогам года – на которой определяется полнота реализации образовательной программы по данному направлению.

        Выставки работ обучающихся имеют большое воспитательное значение. Выставка-конкурс – это не только отчет, но и процесс самопознания, это тот творческий процесс, который необходим каждому ребенку. Детям необходимо видеть свои работы на выставке, чтобы оценить себя самого, сравнить с самим собой вчерашним, приобрести уверенность для продвижения вперед.

        Результативность и практическая значимость определяются перечнем знаний, умений и навыков, формируемых у обучающихся по данной программе, уровнем и качеством изготовления творческих работ.

        Результатом успешной реализации программы следует считать изменения, происходящие с личностными и психофизиологическими качествами обучающихся.

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема

 Кол-во часов

 Теорети-ческая часть

Практи-ческая часть

1.

1-е полугодие

Введение. Из истории соленого теста

2

2

2.

Рабочее место и инструменты.

2

2

3.

Рецепты солёного теста. Способ приготовления

2

1

1

4.

Солнышко лучистое. Месяц ясный

4

1

3

5.

Ромашки.  Розочка

4

1

3

6.

Букет из красных роз

4

1

3

7.

Подсолнухи

4

1

3

8.

Деревья

4

1

3

9.

Дерево с листьями и плодами 

4

1

3

10.

Бамбуковая роща

4

1

3

11.

Корзинка с грибами

4

1

3

12.

Корзинка с цветами

4

1

3

13.

Украшения-подвески

4

1

3

14

Браслеты для девочек и мам

4

1

3

15.

Ёлка из фигурных пластов теста. Ёлка из рюш

4

1

3

16.

Ёлка из треугольников. Ёлка из полосок теста

4

1

3

17.

Ёлочные украшения из колбасок и ленточек

4

1

3

18.

Ангел на ёлочку. Снеговик

4

1

3  66

19.

2-е полугодие

Ягоды, фрукты, овощи: малина, вишенка, груша

4

 

1

3

20.

Овощи: огурчик, тыква

4

1

3

21.

Яблоки и виноград в корзине с цветами

4

4

22.

Грибы. Композиция из грибов

4

4

23.

Тарелочка для овощей и фруктов

4

4

24.

Порадуем мам и бабушек

6

1

5

25.

Фигурки животных: ёжик

4

1

3

26.

Улитка

4

4

27.

Гусеница

4

4

28.

Пчёлка

4

4

29.

Композиция из насекомых

4

4

30.

Подарок к пасхе

6

1

5

31.

Корова

4

4

32.

Лиса

4

4

33.

Петушок

4

4

34.

Курица с цыплятами

4

4

35.

Райские птички

9

1

8

36.

Простая рыбка

4

4

37.

Проект "Аквариумные рыбки на магнитах"

8

2

6

38.

Картина: Солнечный день

6

1

3

39.

Картина: Мишка-моряк

6

4

40.

Картина: Колокольчики в вазе

6

4

41.

Подкова на счастье

6

1

5

42.

Итоговое занятие. Выставка поделок

1

1

ИТОГО:

180

30

150

Содержание дополнительной образовательной программы кружка «Соленое тесто»

1 занятие. Введение . Из истории соленого теста. 2 часа

          Ознакомление с планом кружка. Беседа о соленом тесте.

2 занятие. Рабочее место и инструменты.

               Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. Сушка и раскраска поделок.

         

      3 занятие. Рецепты соленого теста. Способы приготовления. 2 часа

        Рецепты соленого теста.  Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста.

4 занятие. Солнышко лучистое. Месяц ясный. 4 часа

  1. Техническое описание. 2,3) Лепка солнышка и месяца.   4) Окрашивание

5 занятие. Ромашки. Розочка. 4 часа

  1. Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание ромашки и розочки.

6 занятие. Букет из красных роз. 4 часа

        1)  Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание изделия.

7 занятие. Подсолнухи 4 часа

  1. Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание подсолнухов  

8 занятие. Деревья 4 часа

  1. Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание деревьев.

9 занятие. Дерево с листьями и плодами 4 часа

  1. Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание изделия.

10 занятие. Бамбуковая роща  4часа

     1)  Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание бамбуковой рощи.

11 занятие. Корзина с грибами

     1)  Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание корзины с грибами.

12 занятие. Корзина с цветами

     1)  Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание корзины с цветами.

13 занятие. Украшения-подвески

      1)  Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание украшений-подвесок

14 занятие. Украшения для девочек

      1)  Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание украшений для девочек

15 занятие. Ёлка из фигурных пластов. Ёлка из рюшечек 4 часа

  1. Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание елочек.

16 занятие Ёлка из треугольников. Ёлка из полосок теста 4 часа

      1) Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание елочек

17 занятие Ёлочные украшения из колбасок и ленточек  4 часа

           1) Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание украшений

18 занятие Ангел на ёлочку . Снеговик. 4 часа

           1) Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание изделий

19 занятие Ягоды, фрукты, овощи: малина, вишенка, груша  4 часа

  1. Техническое описание. 2-4) Лепка и окрашивание изделий

20 занятие Овощи: огурчик, тыква 4 часа

  1. Техническое описание. 2-4)Лепка и окрашивание изделий      

21 занятие Яблоки и виноград в корзине с цветами 4 часа

        1-4) Лепка и окрашивание изделия

22 занятие Грибы 4 часа

1-4) Лепка и окрашивание грибов                                                                                                

23 занятие Тарелочка для овощей и фруктов

1-4) Лепка и окрашивание тарелочки

 24 занятие Порадуем мам и бабушек

         1)  Техническое описание. 2-6) Лепка и окрашивание поделок для мам и бабушек

25 занятие Фигурки животных: ёжик  4 часа

          1) Техническое описание.  2-4)Лепка и окрашивание ёжика

26 занятие Улитка 4 часа

          1,2) Лепка улитки    3,4) Окрашивание изделия

27 занятие Гусеница 4 часа

           1,2) Лепка гусеницы    3,4) Окрашивание изделия

28 занятие Пчёлка 4 часа

           1,2) Лепка пчёлки   3,4) Окрашивание изделия

29 занятие Композиция из насекомых 4 часа

           1,2) Лепка насекомых   3,4) Окрашивание изделия

30 занятие Подарок к пасхе 6 часов

  1. Техническое описание. 2-4)Лепка и окрашивание изделий      

31 занятие Корова  4 часа

           1,2) Лепка коровы   3,4) Окрашивание изделия

32 занятие Лиса  2 часа

1,2) Лепка лисы   3,4) Окрашивание изделия

33 занятие Петушок 4 часа

1,2) Лепка петушка  3,4) Окрашивание изделия

34 занятие Курица с цыплятами  4 часа

1,2) Лепка курицы с цыплятами    3,4) Окрашивание изделия

35 занятие Райские птички  9 часа

1) Техническое описание.    2-8) Лепка и окрашивание птичек

36 занятие Простая рыбка 4 часа

1,2) Лепка простой рыбки  3,4) Окрашивание изделия

37 занятие Проект "Аквариумные рыбки на магнитах"8 часа

1,2) Техническое описание.    3-8) Лепка и окрашивание изделий

38 занятие Картина «Солнечный день» 6 часа

           1) Техническое описание.  2-6) Лепка и окрашивание изделия

39 занятие Картина «Мишка-моряк» 6 часа

           1-4) Лепка картины   5-6) Окрашивание изделия

40 занятие Картина «Колокольчики в вазе» 6 часа

           1-4) Лепка картины   5-6) Окрашивание изделия

41 занятие Подкова на счастье 6 часа

1) Техническое описание.    2-6) Лепка и окрашивание изделий

42  занятие Итоговое. Выставка поделок. 1 час

По окончании года обучения учащийся должен:

- знать общие сведения лепке из соленого теста;

- знать рецепт приготовления соленого теста и уметь его приготовить;

- знать и применять различные способы сушки;

- уметь раскрашивать поделок и придавать им эстетический вид;

- качественно и профессионально выполнять поделки, уметь составлять композиций;

- уметь работать в коллективе и выполнять проектные работы.

Методическое обеспечение.

Занятия носят в основном практический характер. Теоретические сведения связаны с практической работой. В качестве практических занятий используется лепка поделок, раскрашивание их красками, покрытие изделий лаком. Для поддержания интереса учащихся к занятиям применяются различные методы работы:

- объяснительно – иллюстративные (при объяснении нового материала);

- репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений, навыков через систему упражнений);

- стимулирования и мотивации (учебные дискуссии);

- самостоятельной познавательной деятельности (при работе по заданному образцу, по правилу или системе правил, требующих творческого подхода);

- словесные (при устном изложении, в котором раскрываю новые понятия, термины);

- творческий метод.

 Теоретический материал обычно дается в начале занятия в форме рассказа или бесед, сопровождаемых демонстрацией образцов, а также вопросами к детям.

На занятиях присутствуют различные формы работы их определяет педагог в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, звеньевая, работа в парах и индивидуальная.

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами.

В течение всего учебного года между кружковцами проводятся различные конкурсы. В то же время в рамках школы проходят тематические выставки. Такой подход не травмирует детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности. Завершением курса обучения является итоговая школьная выставка призванная показать достижения детей за год. Лучшие изделия отбираются для участия в городских конкурсах, выставках и фестивалях.

   

 

        

Список литературы для педагога:

1. Гусева И., Соленое тесто. - Москва. Мой мир. 2006.

2. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. - Москва. Мой мир. 2006.

3. Синеглазова М.О.  Удивительное соленое тесто. - Москва. Издательский дом МСП. 2006.

4. Хананова И., Соленое тесто. - Москва. 2007.

5. Зимина Н.В., Шедевры из соленого теста. - М.: ОО ТД Изд. «Мир книги». 2009 г.

6. Антипова М., Соленое тесто. Красивые вещи своими руками. - РИПОЛ классик. 2008

7. Бухвалов В.А., Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. -центр «Педагогический поиск», 2000 г.

8. Медведь Э.И., Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН» - 2002 г.

9. Чекалов А. К., Основы понимания декоративно-прикладного искусства. - М., 1962 г.

10.Солёное тесто: идеи для интерьера: пано,фоторамки, миниатюры. Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко.-2-е изд.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.

11. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1351

Список литературы для учащихся:

1. Антипова М., Соленое тесто. Красивые вещи своими руками. - РИПОЛ классик. 2008

2. Зимина Н.В., Шедевры из соленого теста. - М.: ОО ТД Изд. «Мир книги». 2009 г.

3. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. - Москва. Мой мир. 2006.

4. Чаянова Г.Н., Солёное тесто (для начинающих). - Дрофа-Плюс. 2005г.

5. http://www.prosv.ru/ebooks/Goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm

6. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1351

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для создания тестов EXETEST

Предлагаю вашему вниманию простую (требуется только умение читать и "топтать клаву"), эффективную и эффектную программку для создания тестов по любым предметам и для решения любых учебных задач EXETES...

Тематические тесты, выполненные в программе MyTest

Тесты по русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению, созданные в тестовой оболочке MyTest Х, предназначенные для обучения, контроля и диагностики знаний учащихся. Тесты могут ...

Рабочая программа творческого объединения "Соленое тесто"

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, ...

Тест по математике 3-4 класс по программе "Школа 2100"

В данном тесте 14 вопросов. На каждый вопрос дано несколько ответов....

итоговый тест по программе 2100

тесты для 1-2 класса...

тесты окружающий созданные в программе программы classroom management

тесты окружающий мир созданные в программе  программы classroom management...

Работа с текстом. 1 класс.. (Тест №1 "Лисята", Тест №2 "В чужой клетке", Тест №3 "Самые быстрые крылья", Тест №4 "Белка и волк", Тест №5 "Тропа", Тест №6 "Хлеб растёт")

        В 4 классе учащимся предстоит выполнять ВПР. Многие дети испытывают затруднения при работе с текстом. Сегодня в книжных магазинах можно найти  много методически...