Рабочая программа творческого объединения "Соленое тесто"
рабочая программа (2 класс) по теме

Елена Рифовна Воротникова

 

 

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.

Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделить главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение.

В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, теста получать из него разнообразные формы, создавать изображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Vorotnikova.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «СОЛЕНОЕ ТЕСТО»

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 151 Е.Р.Воротникова

Пояснительная записка

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.

Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделить главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение.

В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, теста получать из него разнообразные формы, создавать изображения.

Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков теста от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления). Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей

Тесто - материал мягкий, удивительно пластичный, податливый, дышащий, нежный, не пачкает рук. Любое прикосновение пальцев оставляет на нем след, своеобразный узор. При правильном замесе - не крошится, не трескается, долго сохраняется, но в то же время - хрупкий при небрежном обращении. Можно вылепить из теста маленькую фигурку, но ее обязательно придется высушить в духовном шкафу или печке, как пирожок, до румяности. А если выполнить рельеф, то он в обжоге не нуждается. На плоской основе выкладывается тоненький слой теста и сплошь покрывается узором, словно кружевом. Достаточно комнатной температуры, чтобы тестяная масса подсохла и постепенно закаменела.

В народе издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самое разные фигуры. Это "жаворонки" - булочки в виде птиц, с которыми встречали весну, баранки, "козули", которыми одаривали своих друзей к Новому году и Рождеству.

Жизнь наших предков переплеталась обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и труд. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники. Пряники медовые - гостинцы добрые, они и глаз развеселят и рот потешат. Весну примечали масленицей. Неделю блинцами баловались, круглыми, румяными, горячими, как солнышко. Птицы потянулись в наши края, пора опять тесто месить, жаворонков выпекать. В России уважали хлеб. Он всему голова, будет хлеб, будет и песня. Существовал такой обычай в народе - лепить хлебные фигуры на забаву себе и детям. Для этой цели замешивалось тесто на воде, муке и соли. Вылепленные игрушки высушивались и становились твердыми, как камешки. Сказано в Библии, что бы создал человека по образу и подобию своему. Это значит, что наделил его создатель разумом и дал возможность совершенствоваться, стремиться походить на нашего небесного отца. Народный мастер вкладывает в свои творения тот же смысл, по разумению и подобию своему изображает он мир цветов и птиц, зверей и людей, вдыхает в них душу.

Цели программы:

создание условий для выявления и развития творческих способностей детей, пробуждать инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Задачи программы:

  1. развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  2. развитие мелкой моторики рук;
  3. развивать кругозор через пространственное восприятие мира;
  4. воспитание внимательности, наблюдательности, любознательности;
  5. воспитывать трудолюбие и усидчивость;
  6. воспитывать аккуратность;
  7. воспитывать уверенность в себе;
  8. формировать умение работать группами;
  9. формировать привычку к свободному самовыражению:
  10. формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  11. пробуждать инициативу и самостоятельность принимаемых решений;

изучить правила работы с соленым тестом и технику безопасности при работе со стеками.

Отличительная особенность данной программы:

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами.

Одновременно, опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конуса, шара, овала, цилиндра), дети должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов. Необходимо развивать творческую инициативу, предоставляет им возможность самостоятельно выбрать темы, выразительные средства и способы изображения.

Продолжительность реализации программы 1 год.

Программа рассчитана на учащихся начальных классов, возрастной состав групп 7-10 лет.

Форма организации занятий

Группа детей по 15 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

1.Сувениры и поделки из соленого теста.3 часа (теория- 2, практика-1).

  1. Как лепить из соленого теста. Рецепты соленого теста.
  2. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста.
  3. Поделки из соленого теста. Подарки своими руками.

2.Рабочее место и инструменты.2 часа (теория- 2,)

  1. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками.
  2. Сушка и раскраска поделок.

3.Порадуем себя и мам.12 часов (теория- 2, практика-11)

  1. Бусы. История среднеазиатских бус. Форма бусин.
  2. Бусы. Оформление работы
  3. Браслеты. История браслета.
  4. Эскиз браслета.
  5. Браслеты. Оформление работы.
  6. Колье «Сердечко». Ожерелье, колье – история.
  7. Колье «Сердечко». Эскиз колье.
  8. Колье «Сердечко». Оформление работы.
  9. Шкатулка «Черепашка». Подарочные шкатулки.
  10. Эскиз шкатулки.
  11. Шкатулка «Черепашка». Оформление работы.

3.Фантазия на кухне.9 часов (теория- 2, практика-7)

  1. Корзинка из соленого теста. Виды корзинок.
  2. Что есть в корзинке? Эскиз корзинки.
  3. Раскрашивание корзинки.
  4. Триумф фруктов. Форма фруктов.
  5. Украсим наши фрукты.
  6. Овощи. Форма овощей.
  7. Раскрашивание овощей.
  8. Корзинка с фруктами
  9. Корзинка с овощами.

4.Поиграем в зоопарк.20 часа (теория- 2, практика-18)

  1. Побываем в зоопарке. Кто там живет?
  2. Повадки животных. Рассматривание животных.
  1. Ежик.
  2. Ежик. Оформление поделки.
  1. Крокодил.
  2. Крокодилы бывают разными (раскрашивание)
  3. Кит.
  4. Оформление поделки.
  5. Божья коровка.
  6. Раскрашивание поделки.
  7. Мышка.
  8. Оформление поделки.
  9. Черепаха. Магнит на холодильник.
  10. Оформление поделки.
  11. Покрытие лаком.
  12. Заведи себе слона (магниты на холодильник)
  13. Оформление магнита.
  14. Покрытие лаком.
  15. Мартовские коты.
  16. Окрашивание поделки.

5. Интересные идеи для оформления интерьера.13 часов (теория- 2, практика-11)

  1. Рамка для фотографий. Использование различных материалов.
  2. Эскиз рамки. Выбор различных материалов для оформления.
  3. Раскрашивание рамки.
  4. Покрытие лаком.
  5. Тарелочка с розочками. Различные виды роз.
  6. Слепим розу из теста.
  7. Тарелочка из теста.
  8. Оформление поделки. Склеивание.
  9. Покрытие лаком.
  10. Домовой. Кто такой хранитель дома?
  11. Эскиз поделки.
  12. Слепим домового.
  13. Раскрашивание поделки.

6.Цветы и ягоды.10 часов (теория- 1, практика-9)

  1. Кактус. Осторожно, не уколись!
  2. Раскрашивание поделки.
  3. Цветок. Пазл своими руками.
  4. Раскрашивание поделки.
  5. Сладкий урожай. Ягоды на листике.
  6. Раскрашивание поделки.
  7. Розы в вазе.
  8. Ваза из соленого теста.
  9. Слепим розу.
  10. Оформление поделки.

7.Веселая рыбалка.10 часов (теория- 2, практика-8)

  1. Кто или что в пруду живет? Что можно выловить из пруда?
  1. Рыбки. Форма рыбки.
  2. Раскрашивание.
  3. Улитки. Какие бывают улитки?
  4. Раскрасим наших улиток.
  5. Ракушки и звездочки.
  6. Разные ракушки и звездочки.
  7. Что еще можно поймать в пруду? Различные предметы.
  8. Раскрашивание поделки.
  9. Оформление композиции.

8.Подставка для карандашей. Кот.3 часа (практика-3)

  1. Эскиз подставки. Изготовление цветного теста.
  2. Оформление поделки.
  3. Покрытие лаком.

9.Подставка для карандашей. Ежик.3 часа (практика-3)

  1. Эскиз подставки. Изготовление цветного теста.
  2. Оформление поделки.
  3. Покрытие лаком.

10.В гончарной мастерской.4 часа (теория- 1, практика-3)

  1. История возникновения гончарной мастерской. Глина.
  2. Форма посуды.
  3. Изготовление посуды для любимой куклы.
  4. Раскрасим нашу посуду.

11.Талисманы своими руками.8 часов (теория- 1, практика-7)

  1. История возникновения талисманов.
  2. Сердечко на память.
  3. Раскрашивание поделки.
  4. Звериные мордашки на ниточке.
  5. Раскрашивание поделки.
  6. Талисман по своему эскизу.
  7. Слепим талисман.
  8. Раскрасим поделку.

12.Совместное посещение театров и музеев города Новосибирска.11 часов

Содержание дополнительной образовательной программы

1.Сувениры и поделки из соленого теста.3 часа.

Как лепить из соленого теста. Рецепты соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста. Поделки из соленого теста. Подарки своими руками. Что можно сделать?

2.Рабочее место и инструменты.2 часа.

Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. Рассказать о необходимости после работы смазывать руки кремом. Сушка и раскраска поделок. Различные способы.

3.Порадуем себя и мам.12 часов.

Бусы. История среднеазиатских бус. Форма бусин. Браслеты. История браслета. Замес теста. Колье «Сердечко». Ожерелье, колье – история. Колье «Сердечко». Эскиз колье. Колье «Сердечко». Оформление работы. Шкатулка «Черепашка». Подарочные шкатулки.

3.Фантазия на кухне.9 часов.

Корзинка из соленого теста. Виды корзинок. Что есть в корзинке? Эскиз корзинки. Раскрашивание корзинки. Триумф фруктов. Какие бывают фрукты? Форма фруктов.  Украсим наши фрукты. Овощи. Форма овощей.

4.Поиграем в зоопарк.20 часа.

Побываем в зоопарке. Кто там живет? Повадки животных. Рассматривание животных.

Ежик. Крокодил. Крокодилы бывают разными (раскрашивание) Кит. Оформление поделки. Божья коровка. Раскрашивание поделки. Мышка. Оформление поделки. Черепаха. Магнит на холодильник. Оформление поделки. Покрытие лаком. Заведи себе слона (магниты на холодильник) Оформление магнита. Мартовские коты.

5. Интересные идеи для оформления интерьера.13 часов.

Рамка для фотографий. Использование различных материалов. Эскиз рамки. Выбор различных материалов для оформления. Раскрашивание рамки. Покрытие лаком.

Тарелочка с розочками. Различные виды роз. Слепим розу из теста. Тарелочка из теста. Оформление поделки. Склеивание. Покрытие лаком. Домовой. Кто такой хранитель дома? Эскиз поделки. Слепим домового. Раскрашивание поделки.

6.Цветы и ягоды.10 часов.

Кактус. Осторожно, не уколись! Раскрашивание поделки. Цветок. Пазл своими руками. Раскрашивание поделки. Сладкий урожай. Ягоды на листике. Раскрашивание поделки.

Розы в вазе. Ваза из соленого теста. Слепим розу. Оформление поделки.

7.Веселая рыбалка.10 часов.

Кто или что в пруду живет? Что можно выловить из пруда? Рыбки. Форма рыбки.

Раскрашивание. Улитки. Какие бывают улитки? Раскрасим наших улиток. Ракушки и звездочки. Разные ракушки и звездочки. Что еще можно поймать в пруду? Различные предметы. Раскрашивание поделки. Оформление композиции.

8.Подставка для карандашей. Кот.3 часа.

Эскиз подставки. Изготовление цветного теста. Замес теста. Оформление поделки.

Покрытие лаком.

9.Подставка для карандашей. Ежик.3 часа.

Эскиз подставки. Изготовление цветного теста. Оформление поделки.

Покрытие лаком.

10.В гончарной мастерской.4 часа.

История возникновения гончарной мастерской. Глина. Форма посуды.

Изготовление посуды для любимой куклы. Раскрасим нашу посуду.

11.Талисманы своими руками.8 часов.

История возникновения талисманов. Сердечко на память. Раскрашивание поделки.

Звериные мордашки на ниточке. Раскрашивание поделки. Талисман по своему эскизу.

Слепим талисман. Раскрасим поделку.

12.Совместное посещение театров и музеев города Новосибирска.11 часов

Планируется посещение театров и музеев города Новосибирска. Совместное проведение праздников, дней именниников.

Методы и приемы обучения

Индивидуальные и коллективные формы лепки могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов ставит перед учащимся определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений. На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности. Занятия по замыслу проводятся в течение всего года по мере накопления детьми знаний и умений. Иногда преподаватель может направлять замысел детей, например предложить вылепить любой персонаж из сказки А. Толстого «Золотой ключик», передать любой эпизод из сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображений. Для этого с детьми наблюдают и рассматривают предметы, отмечая в них красоту и пластику формы, характерные, свойственные данному предмету черты. Для выразительного изображения животных детям нужно знать их повадки, изменения, которые происходят в положении и форме частей туловища в зависимости от движения. Внимание детей направляют на то, как вытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинута голова у курицы, которая пьет воду, как вытянуты туловище и хвост в одну ровную линию у убегающей лисы или как прижимает к спинке уши испуганный заяц. Все эти знания должны помочь детям во время лепки сделать образ выразительным. Взрослый использует любую возможность, чтобы показать животных в разных положениях. Иногда проводят целенаправленные наблюдения. Дети рассматривают форму туловища, сравнивают по размеру его части. Если перед подобными наблюдениями детей предупреждают, что они будут рассматривать петушка, а потом лепить его из глины, то дети внимательно рассмотрят и лучше запомнят особенности животных. Во время наблюдений преподаватель задает детям вопросы, направляющие их внимание на то характерное, что поможет передать животное более выразительно. Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, где персонажи представлены в разных положениях. Изображение человека наиболее сложно для детей, поэтому преподаватель организует рассматривание разных кукол, проводит наблюдения людей на улице, детей во время прогулки: на катке или в парке. Он обращает внимание детей на форму частей фигуры человека, пропорциональные отношения между частями, предлагает сравнить фигуру взрослого и ребенка. Организуя подобные наблюдения, преподаватель задает детям вопросы, например, «Кто выше: девочка или ее мама? У кого из них больше голова, длиннее руки, ноги?» Выразительность готовых фигур будет зависеть и от того, как дети передадут одежду. Поэтому преподаватель привлекает их внимание к тому, что на ногах у девочки — валенки, а у ее мамы — сапожки; на голове у девочки вязаная шапочка с пумпоном, а у ее мамы — большая меховая шапка. Чтобы дети лучше поняли движение, можно прибегнуть к показу его самими детьми. Можно обращает внимание детей на то, что когда мальчик бежит на лыжах, туловище мальчика и голова немного наклонены вперед, одна нога согнута в колене и выставлена вперед, а другая нога, которой он отталкивается, сзади и выпрямлена; одна рука с палкой несколько согнута в локте и находится перед лыжником, а другая отведена назад. Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластику переходов от одной части к другой, на то, какими способами они вылеплены и оформлены. При рассматривании посуды можно задает детям вопросы о форме сосудов, о том, каким способом их сделать из глины. Знания детей можно дополнить рассказом о гончарных мастерских, где работают мастера, которые на специальных станках лепят посуду. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. При обучении детей предметной или сюжетной лепке можно использовать художественную литературу. Произведения подбираются так, чтобы персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Важно, чтобы во время слушания у детей формировались живые действенные образы. После чтения сказки ребятам предлагают подумать и выбрать какой-либо персонаж или эпизод для изображения, продумать, какого размера должны быть персонажи по отношению друг к другу, в каком положении они находятся и какого размера должна быть подставка, чтобы все участники эпизода на ней уместились.

Можно применять игровые приемы, например провести игру в гончарную мастерскую. Рассказывает о том, как мастера создают посуду и другие изделия, а дети, увлеченные рассказом, начинают лепить посуду для игры.

Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как продумывается и организуется процесс занятий. Каждый ребенок может сам взять себе то количество теста, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети сидя за обычными столами, на доске.

Занятие делится на две части: первая часть занятия — лепка предметов, а вторая часть — окраска их.

Используемые приемы лепки

«Разминание» — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

«Отщипывание» — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

«Сплющивание» — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Ожидаемые результаты программы

К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, уметь работать в группах, изучить технику работы с соленым тестом.

Способы проверки результативности

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

  1. Постоянно действующая выставка;
  2. Творческие конкурсы
  1. Отчетная выставка  
  2. Выпуск газет

                Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих контролей:

- предварительного

Проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.

- текущего

        В конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме.

Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.

        В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

- итогового

Представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями  и т. п.

Показателями  качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

- уровень воспитанности обучающихся;

- микроклимат в детском объединении;

- взаимодействие с родителями.

Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения:

Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями.

А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.

Динамику развития творческих способностей можно также проследить

через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям УДО изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики  можно проанализировать следующие показатели:

  1. Мотивацию к образовательной деятельности;
  2. Отношения в коллективе;
  3. Уровень творческой активности;
  4. Организаторские способности обучающихся;
  5. Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.

Индивидуальная карточка учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе

 Фамилия Имя ребёнка___________________________________________________

Возраст ___________________________________________________

Название детского объединения __________________________________________

Ф.И.О. педагога ________________________________________________________

Сроки диагностики

1 год обучения

Показатели

Начало года

Конец года

Результат обучения

 

1. Теоретическая подготовка ребёнка

  1. теоретические знания
  2. владение специальной терминологией

 

 

2. Практическая подготовка:

  1. практические умения и навыки
  2. владение специальным оборудованием и оснащением
  3. творческие навыки

 

 

3. Общеучебные умения и навыки:

  1. учебно-интеллектуальные умения
  2. подбирать и анализировать литературу
  3. выступать перед аудиторией
  4. вести полемику и участвовать дискуссии
  5. учебно-организационные умения и навыки
  6. умение организовать своё рабочее место
  7. навыки соблюдения правил безопасности
  8. умение аккуратно выполнять работу

 

 

4. Предметные достижения учащихся:

  1. на уровне детского объединения
  2. на уровне школы
  3. на уровне города
  4. на окружном уровне

 

 

Литература

1. В. С. Горичева, М. И. Агибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко» 1998г.

2. В.С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». «Ярославль, "Академия и Ко» 2000 г.

3. Н.А.Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение» ,2000г.

4. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс»

5. А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс»

6. Катерина Дмитриева «Подарки: Техники. Приемы. Изделия». - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения "Кем быть?"

Программа расчитана на 4 года . Профессиональная ориентация....

Рабочая программа творческого объединения ЮИД "Зеленый огонёк"

Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы.              На заня...

Аннотация к рабочей программе творческого объединения «Пешеходы и пассажиры»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Пешеходы и пассажиры.» для 2класса разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пасс...

Рабочая программа творческого объединения «Информатика».

Рабочая программа творческого объединения «Информатика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа творческого объединения "Аэробика"

Рабочая программа творческого объединения "Аэробика" Для детей от 6 до 15 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «Размышляйка» для детей 7-8 лет.

Актуальность работы по развитию логического мышления и моторики детей в 1 классе обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в этом возрасте интенсивно развив...