РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «Размышляйка» для детей 7-8 лет.
рабочая программа (1 класс) на тему

Аушева Елена Васильевна
Актуальность работы по развитию логического мышления и моторики детей в 1 классе обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в этом возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razmyshlyayka_publ.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И. Галушина»

Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

Протокол

от «_____» ____________2018г.

№_____

______________

Согласовано

Заместитель директора

____________________

«___» ______________2018г.

Утверждаю

Директор МБОУ СШ №

_____________

«____»  _______________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

творческого объединения

 «Размышляйка»

для детей 7-8 лет

Сроки реализации: 2018– 2019 учебный год.

Автор:  Аушева Елена Васильевна,

учитель начальных классов.

 

                                                                                             

г. Архангельск

2018

Пояснительная записка

Актуальность

   Актуальность работы по развитию логического мышления и моторики детей в 1 классе обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в этом возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. 

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

    Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе.

 Пособия для реализации

Название    пособия

Год издания

Авторы

  1. Развивающие задания. Рабочая тетрадь для детей 6-8 лет.
  2. Готовим руку к письму: рисуем по точкам, клеточкам, линиям.

Москва: «Ювента», 2018г.

Москва: «АСТ», 2018г.

Шевелев К.В.

Жукова О.С.

Срок реализации  

 06.10.2018-30.04.2019 (28 занятий)

Цель и задачи

   Цель –формирование интереса к выполнению логических и графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом, развитие логического мышления.

   Задачи :

  1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
  2. Развивать мелкую моторику, логику и зрительно– двигательную координацию.
  3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  4. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
  5. Увеличить объем внимания, памяти.
  6. Профилактика дисграфии и дислексии.

Результаты освоения  

     Ребенок научится:

  • выполнять несложные логические и графические задания.
  • штриховке в заданном направлении, раскрашиванию с соблюдением правил раскрашивания, обведению рисунков и рисованию различных фигур по точкам, клеточкам, волнистым и прямым линиям;
  • выполнять задания по словесной инструкции;
  • с помощью педагога  оценивать правильность выполнения задания;
  • выполнять задания в микрогруппе, прислушиваться к мнению окружающих.

    Ребенок получит возможность научиться:

  • Ориентироваться в пространстве и на микроплоскости.
  • Успешно справляться с заданиями, требующими координированных движений рук.
  • Выполнять задания по словесной и зрительной инструкции, удерживать в памяти алгоритм выполнения задания.
  • Решать простые логические задачи.
  • Пользоваться линейкой как инструментом для черчения прямых линий.
  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.

Структура документа                           

Рабочая программа «Размышляйка» включает в себя:

  1. Планируемые результаты.
  2. Содержание программы.
  3. Тематическое планирование.

Приложение «Примеры заданий.

  1. Планируемые результаты

           Личностные:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом алгоритму;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку своей работы и деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога,
  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • учиться владеть шариковой ручкой, карандашами, линейкой.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • различать понятия «медленнее-быстрее», «старше-моложе», «выше-ниже», «цена и стоимость» и т.д.;
  • устанавливать общие и отличительные признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • рисовать по точкам, используя образец рабочей тетради, раскрашивать, штриховать в заданном направлении; рисовать карандашом по аналогии;
  • копировать по образцу фигуры, пользоваться при этом линейкой;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.

Ребенок научится:

  • выполнять несложные логические и графические задания.
  • штриховке в заданном направлении, раскрашиванию с соблюдением правил раскрашивания, обведению рисунков и рисованию различных фигур по точкам, клеточкам, волнистым и прямым линиям;
  • выполнять задания по словесной инструкции;
  • с помощью педагога  оценивать правильность выполнения задания;
  • выполнять задания в микрогруппе, прислушиваться к мнению окружающих.

Ребенок получит возможность научиться:

  • Ориентироваться в пространстве и на микроплоскости.
  • Успешно справляться с заданиями, требующими координированных движений рук.
  • Выполнять задания по словесной и зрительной инструкции, удерживать в памяти алгоритм выполнения задания.
  • Решать простые логические задачи.
  • Пользоваться линейкой как инструментом для черчения прямых линий.
  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.

2.Содержание программы

     Само занятие состоит их двух основных частей и предполагает реализацию двух, связанных между собой, направлений – это графическая моторика и логика.

1 – Логика.

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Соответствие.  Последовательность действий. Ориентировка в пространстве и на плоскости. Решение простых логических задач.

2 – Графическая моторика.

Пальчиковая гимнастика. Обведение по клеточкам, рисование по клеточкам. Рисование по точкам. Штриховка. Рисование с помощью линейки.

Занятия предполагают организацию разных видов работ:

  • Рисование по трафаретам.
  • Штриховка.
  • Работа в тетрадях, выполнение логических и графических упражнений.
  • Работа в рабочей тетради для дошкольников (профилактика дисграфии и дислексии).

 и в следующих направлениях:

  1. Гимнастика пальцев и кистей рук.
  2. Развитие логики.
  3. Развитие графической моторики.
  4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.
  5. Формирование графических навыков.

Содержание обучения проводится по следующей структуре:

- решение простых логических задач  по направлению «Логика»;

- пальчиковая гимнастика;

- обведение рисунка по клеточкам, составление рисунка и раскрашивание; рисование по точкам от руки; рисование по точкам с помощью линейки;

- составление текста-описания по рисунку;

- подведение итога.

3.Тематическое планирование

    Дата

              Тема занятия

1.

06.10.

Вводное занятие.

2.

13.10.

Группировка предметов.

Обведи  по клеточкам и раскрась. Елочки.

3.

20.10.

Внутри-снаружи.

Обведи  по клеточкам и раскрась. Домики.

4.

27.10.

Группировка предметов. Лишний в группе.

Обведи  по клеточкам и раскрась. Наземный транспорт.

5.

03.11.

Ориентировка в пространстве.

 Обведи  по клеточкам и раскрась. Воздушный транспорт.

6.

10.11.

Группировка по трем признакам.

Обведи  по клеточкам и раскрась. Воздушный транспорт.

7.

17.11.

Ориентировка в пространстве: первый, последний, между.  

Обведи  по клеточкам и раскрась. Цветы.

8.

24.11.

Соответствие.

Обведи  по клеточкам и раскрась. Животные.

9.

01.12.

Соответствие.

Обведи  по клеточкам и раскрась. Птицы.

10.

08.12.

Сравнение.

Обведи рисунок по точкам и раскрась. В небе.

11.

15.12.

Последовательность действий.

Обведи рисунок по точкам и раскрась. Скоро Новый год.

12.

22.12.

Простые логический задачи.

Обведи рисунок по точкам и раскрась. Дикие и домашние животные.

13.

29.12.

Простые логический задачи.

 Обведи рисунок по точкам и раскрась. Дикие и домашние животные.

14.

12.01.

Сравнение.

Обведи рисунок по точкам и раскрась. Дикие и домашние животные.

15.

19.01.

 Найди лишнее.                            

  Обведи по точкам.

16.

26.01.

Понятия «Цена и стоимость».    

 Обведи рисунок по точкам и раскрась. Посуда.

17.

02.02.

Быстрее-медленнее. Старше-моложе.

 Обведи рисунок по точкам и раскрась.  Отдых.  

18.

09.02.

Решение простых логических задач.

Нарисуй по точкам и заштрихуй. Человек.

19.

16.02.

Быстрее-медленнее. Тяжелее-легче.

Нарисуй по точкам и заштрихуй. Прямоугольники.

20.

02.03.

Продолжи ряд.

Нарисуй по точкам и заштрихуй. Буквы.

21.

09.03.

Соответствие.

Нарисуй по точкам и заштрихуй. Шахматы.

22.

16.03.

Решение простых логических задач.

Рисуем и штрихуем с помощью линейки.

23.

23.03.

Последовательность действий.

Рисуем и штрихуем с помощью линейки.

24.

30.03.

Решение простых логических задач.

Рисуем и штрихуем с помощью линейки.

25.

06.04.

Решение простых логических задач.

Рисуем и штрихуем с помощью линейки.

26.

13.04.

Решение простых логических задач.

 Рисуем и штрихуем с помощью линейки.

27.

20.04.

Решение простых логических задач.

Рисуем и штрихуем с помощью линейки.

28.

27.04.

Итоговое занятие. Диагностическая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения "Соленое тесто"

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, ...

Рабочая программа творческого объединения "Кем быть?"

Программа расчитана на 4 года . Профессиональная ориентация....

Рабочая программа творческого объединения ЮИД "Зеленый огонёк"

Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы.              На заня...

Аннотация к рабочей программе творческого объединения «Пешеходы и пассажиры»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Пешеходы и пассажиры.» для 2класса разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пасс...

Рабочая программа творческого объединения «Информатика».

Рабочая программа творческого объединения «Информатика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа творческого объединения "Аэробика"

Рабочая программа творческого объединения "Аэробика" Для детей от 6 до 15 лет....