Рабочая программа творческого объединения "Кем быть?"
рабочая программа (1 класс)

Кожина Оксана Викторовна

Программа расчитана на 4 года . Профессиональная ориентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kem_byt_programma_na_4_goda.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

                 Программа творческого объединения внеурочной деятельности «Кем быть? (введение в мир профессий)» (духовно-нравственное  направление развития личности) рассчитана на обучающихся с 1 по 4 класс. Срок реализации программы – 4 года. Занятия проходят 1 раз в месяц по 1 часу (9 часов в год)

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая  системного знания.    

Программа творческого объединения «Кем быть?» (введение в мир профессий) рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников,  дать  возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме:

1.  Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

2.  Знакомство с профессией, которой посвящёно занятие (коллективное обсуждение):

  • что ты знаешь об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
  • какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию;
  • что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач, сети Интернет.

3.  Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

4.  Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

 Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии.

Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих элементов:

  1. разминка;  

2) дискуссия;  

3) работа в альбоме;  

4) беседа или обсуждение;

5) работа на участке, в классе, с подсобным материалом;

6) представление и разбор (анализ) проектов;

7) развитие воображения через творческие и практические  задания;

 8) домашнее задание и т.д.  

Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие.

Цель программы - формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка на начальной стадии образования.

Задачи:

Обучающие.

Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Обучение вести дискуссию, выстраивать устные высказывания,

Развивающие.

Развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка, зрительное восприятие, умение слушать, находить сходство и различие, умение воспринимать информацию на слух, развитие воображения

Познавательные.

Развитие интереса к различным видам профессий, стремление и умение использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы сеть Интернет. Привитие интереса к жизни общества, усидчивость, внимание.

Воспитательные  

Привитие уважения к труду, воспитание чувства благодарности к людям разных профессий, уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей

Практико-деятельностные

Рисование, моделирование, проектирование, умение вести дискуссию о качествах, необходимых для профессии, работа с подсобным материалом и в кабинете, решение практических задач и ситуаций

Мотивационные

формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников.

Социально-педагогические

Развить умение работать в коллективе, уметь слушать, находить сходство и различие. Развить умение тратить  деньги, понимать то, что деньги – это плата за труд. Развитие эстетического вкуса, любви к красоте. Прививать интерес к  труду, знакомить с родителями детей, работающими в разных отраслях хозяйства

Учебно-тематический план

1 года обучения

                                                       Тема

Количество часов

Введение  

1

Школьные профессии

1

Профессии моей семьи

2

Мир  профессий. В мире природы.

4

Работа над проектом «Моя клумба»

1

Итого

9 часов

Содержание программы

1 года обучения

Введение

Занятие 1.

Тема: «Азбука профессий». Разминка (задание на внимание). Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Рисунки в альбоме «Какая профессия нравится мне?»

Школьные профессии

Занятие 2.

 Тема: «Профессии в школе». Беседа о профессиях в школьной жизни. Игра «Угадай профессию». Дискуссия о предпочтениях малышей в учительской профессии. Дискуссия с  обоснованием мнений, например, о необходимости профессии  врача, дворника, цветовода. Подготовка к фестивалю профессий.

Профессии моей семьи

Занятие 3.

 Тема: «Профессии в моей семье».  Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию. Работа в тетрадях. Рисование по тематике профессий родителей. Составление карточки «Словарь профессиональных слов»

Занятие 4.

Тема: «Мама – домохозяйка». Устные высказывания детей по теме. Рисование. Моделирование маминой одежды для дома.

Мир профессий

Занятия 5.

Тема: «Изучение живой природы». Работа с рисунками. Компьютерная графика. Прослушивание голосов представителей живой природы. Рассматривание иллюстраций картин знаменитых художников-пейзажистов.

Занятие 6.

 Тема: «Профессия «Ветеринар». Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Дискуссия « Как ухаживать за домашним питомцем»

Занятие 7. 

Тема: «Профессия «Биолог».  Работа в кабинете и с подсобным материалом.  Дискуссия. Уход за растениями.

Занятие 8.

Тема: «Профессии «Мастер-цветовод»  и «Ландшафтный дизайнер». Встреча и беседа с интересным специалистом. Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов.

Занятие 9.

 Создание проекта по  оформлению школьного двора и пришкольного участка. Защита проектов. Совместная работа с родителями.

Учебно-тематический план

2 года обучения

                                                       Тема

Количество часов

Введение. Все профессии важны...

1

Мир развлечений.

4

Мир профессий. Соблюдай закон.

3

Подведение итогов

1

Итого

9 часов

Содержание программы

2 год обучения

Введение

Занятие 1. «Все профессии важны….» Разминка (задание на внимание). Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Угадай профессию». Беседа о своей любимой профессии.

Мир развлечений.

Занятие 2. Тема: «Профессия «Аниматор». Сложно ли быть артистом, певцом? Провести конкурс, развеселить? Творческие задания.

Занятие 3. Тема: «Профессия «Экскурсовод». Практическое занятие.

Занятие 4. Подготовка к проекту. «Праздник для мам». Распределение ролей.

Мир профессий. Соблюдай закон.

Занятие 5.

Тема: «Профессия «Следователь».  Разминка «Зрительная память». Дискуссия о должностных обязанностях следователя. Качества личности в профессии.  Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.

Занятие 6.

Тема: «Следствие ведут второклассники!».  Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при  работе следователя. Дискуссия.

Занятие 7

Тема: «Профессия «Юрист». Встреча с представителем профессии. Решение практических задач и ситуаций. Права и обязанности. Ответственность человека перед законом (беседа).

Занятие 8.

Тема: «Профессии судья, адвокат, прокурор». Ролевая игра «Суд над героем рассказа»

 Занятие 9.

Тема: Подведение итогов года. Конкурсы. Викторина.

Учебно-тематический план

3 года обучения

                                                       Тема

Количество часов

Мир искусства.

4

Мир профессий. На наших дорогах

2

Мир профессий. Военные профессии.

2

Подведение итогов.

1

Итого

9 часов

Содержание программы

3 год обучения

Мир искусства.

 Занятие 1. Тема: «Профессия – художник». Как оформить открытку, книгу. Практическое занятие.

 Занятие 2. Тема: «Профессия – писатель». Пробуем сочинять сказки.

Занятие 3. Тема: «Профессия – поэт». Обучение рифмам. Сочиняем загадки в стихах.

Занятие 4. Работа над проектом «О чём рассказала осень?» Распределение ролей: художники, сказочники, писатели.

Мир профессий. На наших дорогах.

Занятия 5

Тема: «Профессия «Водитель автомобиля». Устные рассказы детей об известных им  машинах. Дискуссия. Практическая работа с маршрутными картами  «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. Маршрутная карта водителя.

 Занятия 6

Тема: «Я – водитель, ты – пешеход». Беседа с  представителем ГИБДД. Обсуждение и анализ ситуаций.  Игра, развивающая глазомер, стремление знать и применять на практике ПДД.

Мир профессий. Военные профессии.

Занятие 7 

Тема: « Военные профессии». Какие качества характера должны быть у людей этих профессий?

Занятие 8. Беседа и просмотр презентации о Мересьеве, генерале Карбышеве «Забытый подвиг»

Занятие 9.

Тема: Подведение итогов года. Защита проектов.

Учебно-тематический план

4 года обучения

                                                       Тема

Количество часов

Мир профессий. Город мастеров.

3

Мир профессий. Экономим вместе.

2

Мир профессий. Пусть знают все!

3

«Главное не кем быть, а каким быть» – подведение итогов курса.

1

Итого

9 часов

Содержание программы

4 год обучения

Мир профессий. Город мастеров.

Занятия 1.

 Тема: «Чем занимались наши предки? Исчезнувшие профессии»

Знакомство с бытом и занятиями крестьян.

Занятие 2.

 Тема: «Что я умею делать руками?»

Рассказ о себе, о своих увлечениях, защита своего изделия   (вышивка, вязание, панно, декор и т.д.) Дискуссия на тему «Нужно ли сёйчас уметь что-то мастерить?»

Занятие 3.

 Тема: «Ярмарка». Ролевая игра.

Мир профессий. Экономим вместе.

Занятие 4.

«Профессия «Бухгалтер». Беседа с представителем профессии. Обсуждение.  Что важно знать ученику, который хочет стать бухгалтером?  Что значит быть усидчивым? Решение экономических задач.

Занятия 5.

Тема: «Бюджет семьи. Мои карманные деньги». Беседа. Решение практических задач и ситуаций. Планирование денежных расходов (карманных денег) на неделю. Учимся принимать решение: «Как выбрать между «надо» и «хочется».

Мир профессий. Пусть знают все!

Занятие 6. Тема: «Сценарист». Учимся создавать презентацию, фильм на заданную тему. Беседа о правилах безопасности пользования сети «Интернет»

Занятие 7. 

Тема: «Профессия Репортёр. Журналист». Учимся брать интервью. Редактируем тексты. Учимся правильно фотографировать. Начало работы над проектом «Книга памяти». Распределение ролей.

Занятие 8. Защита проекта. Рефлексия.

Кем быть? (подведение итогов)

Занятие 9.

Тема: «Подведение итогов изучения курса». Написание эссе.

Ожидаемые результаты

Виды работ, формы занятий

Что развиваем

Дискуссия, игра в командах

Память, умение сформулировать то, что тебе известно

Беседа, игра «Угадай профессию»

Восприятие

Дискуссия, обоснование мнений

Умение анализировать

Устные высказывания, рисование

Устную речь

Рисование, моделирование маминой  одежды

Уважение к труду, навыки работы по наведению порядка (на примере классного кабинета)

Связный рассказ, рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой

Уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей

Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии

Чувство благодарности

Обсуждение,  проектирование

Умение воспринимать информацию на слух, воображение

Обсуждение, анализ

Умение оценить работу товарища, фантазию

Дискуссия, обсуждение, работа над проектом

Логические способности, умение работать в коллективе

Дискуссия, сравнительный анализ рисунков.

Внимание, зрительную память, логическое мышление, умение слушать

Обсуждение, сопоставление рисунков, анализ

Внимание, умение вести доказательную дискуссию, логическое мышление

Дискуссия, работа с подсобным материалом и в кабинете

Слуховая память, умение ухаживать за растениями

Работа с рисунками, прослушивание голосов представителей живой природы

Зрительное восприятие, умение слушать, находить сходство и различие

Дискуссия, работа с подсобным материалом и в живом уголке, игра «Угадай-ка!»

Умение быстро принимать решения, длительное время сосредотачиваться на одном объекте,   быстроту реакции

Дискуссия, работа с маршрутной картой автомобилиста, обсуждение, рисование

Внимание, интерес к ПДД, стремление использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы

Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра

Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память

Беседа с представителем профессии, обсуждение

Интерес к математике, усидчивость, внимание

Беседа, решение практических задач и ситуаций

Умение тратить  деньги, понимание того, что деньги – это плата за труд

Беседа с представителем профессии, обсуждение, дискуссия

Интерес к сельскохозяйственному труду, знакомство с родителями детей, работающими в сельском хозяйстве

Встреча и беседа с интересным  специалистом, обсуждение, практическая работа

Эстетический вкус, любовь к красоте и умение видеть природный материал

Встреча с представителем профессии, обсуждение, решение практических ситуаций

Уважение к закону и правопорядку, к людям профессии, формирование чувства справедливости

Методическое обеспечение программы.

Для достижения целей и задач программы используются технологии, которые создают благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся: Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий, частью которого являются:

- Дискуссия

- Создание игровых ситуаций, ролевые игры

- Беседа.

- Решение практических задач и ситуаций

Материально-техническое оснащение:

Иллюстрации, видео-фильмы, плакаты, альбомы, подсобный материал по тематике занятий.

Мониторинг образовательного процесса

         Результативность занятий творческого объединения «Кем быть?» (введение в мир профессий) планируется при помощи участия обучающихся  в классных, районных смотрах и конкурсах, а так же в общешкольных мероприятиях:

  1. Конкурсы рисунков.
  2. Выставка творческих работ воспитанников объединения.
  3. Участие в празднике «Защитникам Отечества».
  4. Участие в  Фестивале  профессий.
  5. Проектная деятельность.

Литература для учителя:

  1. Анохина Т.  Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.
  2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: Знание, 1991.
  3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: Инноватор, 1997.
  4. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  5. Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
  6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
  7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.

Литература для воспитанников творческого объединения:

1.Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004.

  1. Энциклопедия «Мир профессий».   –М.: Изд. «Знание», 2005.
  2. Энциклопедия «Я познаю мир».  –М.: Изд. Дрофа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения "Соленое тесто"

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, ...

Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс

Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....

Рабочая программа творческого объединения ЮИД "Зеленый огонёк"

Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы.              На заня...

Аннотация к рабочей программе творческого объединения «Пешеходы и пассажиры»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Пешеходы и пассажиры.» для 2класса разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пасс...

Рабочая программа творческого объединения «Информатика».

Рабочая программа творческого объединения «Информатика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....