Главные вкладки
Рабочая программа (1 класс) по теме:
Рабочая программа творческого объединения "Кем быть?"
Программа расчитана на 1 год. Идеально подходит для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе авторской программы для младших школьников «Введение в мир профессий», составитель Кокарева В.С. Программа творческого объединения «Кем быть» рассчитана на учащихся с 6 лет. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу (33 часа в год)
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа творческого объединения «Кем быть?» (введение в мир профессий) рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме:
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящёно занятие (коллективное обсуждение):
- что ты знаешь об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию;
- что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии.
Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих элементов:
- разминка;
2) дискуссия;
3) работа в альбоме;
4) беседа или обсуждение;
5) работа на участке, в классе, с подсобным материалом;
6) представление и разбор (анализ) проектов;
7) развитие воображения через творческие и практические задания;
8) домашнее задание и т.д.
Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие.
Хотя обучение рассчитано на 1 год, это не означает, что программа строго ограничена временными рамками. Есть обязательный минимум (он и предполагает одногодичное обучение), но выпускник может продолжить образовательный процесс и после окончания обучения, в свободной форме по своему выбору и согласованию с педагогом.
Цель программы - формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка на начальной стадии образования.
Задачи:
Обучающие.
Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Обучение вести дискуссию, выстраивать устные высказывания,
Развивающие.
Развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка, зрительное восприятие, умение слушать, находить сходство и различие, умение воспринимать информацию на слух, развитие воображения
Познавательные.
Развитие интереса к различным видам профессий, стремление и умение использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы. Привитие интереса к жизни общества, усидчивость, внимание.
Воспитательные
Привитие уважения к труду, воспитание чувства благодарности к людям разных профессий, уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей
Практико-деятельностные
Рисование, моделирование, проектирование, умение вести дискуссию о качествах, необходимых для профессии, работа с подсобным материалом и в кабинете, решение практических задач и ситуаций
Мотивационные
формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников.
Социально-педагогические
Развить умение работать в коллективе, уметь слушать, находить сходство и различие. Развить умение тратить деньги, понимать то, что деньги – это плата за труд. Развитие эстетического вкуса, любви к красоте. Прививать интерес к сельскохозяйственному труду, знакомить с родителями детей, работающими в сельском хозяйстве
Учебно-тематический план
1 года обучения
Тема | Количество часов |
Введение | 1 |
Школьные профессии | 2 |
Профессии моей семьи | 3 |
Мир профессий | 25 |
Кем быть (подведение итогов) | 2 |
Итого | 33 часа |
Содержание программы
1 года обучения
Введение
Занятие 1.
Тема: «Азбука профессий». Разминка (задание на внимание). Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Беседа о профессиях родителей.
Школьные профессии
Занятие 2.
Тема: «Профессии в школе». Беседа о профессиях в школьной жизни. Игра «Угадай профессию». Дискуссия о предпочтениях малышей в учительской профессии.
Занятие 3.
Тема: «Каких профессий не хватает в школе?» Дискуссия с обоснованием мнений, например, о необходимости профессии врача, дворника, цветовода.
Профессии моей семьи
Занятие 4.
Тема: «Профессии в моей семье». Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию. Работа в тетрадях. Рисование по тематике профессий родителей.
Занятие 5.
Тема: «Мама – домохозяйка». Устные высказывания детей по теме. Рисование. Моделирование маминой одежды для дома.
Занятие 6.
Тема: «Семейные династии». Лексическое значение дефиниции.
Связные рассказы по теме. Рассматривание семейных фото, изображающих членов семьи за работой. Рассказ по фото.
Мир профессий
Занятие 7.
Тема: «Профессия «Воспитатель детского сада». Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства.
Занятие 8.
Тема: «Профессия «Архитектор». Беседа о предмете деятельности. Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание» (рисование домика со слов учителя). Проектирование домика для котёнка или щенка. Работа в тетрадях.
Занятие 9.
Тема: «Представление и разбор проектов». Рассматривание, разбор, анализ.
Занятие 10.
Тема: «Коллективная разработка проекта дома». Работа в группах. Защита проектов.
Занятие 11.
Тема: «Профессия «Следователь». Разминка «Зрительная память». Дискуссия о должностных обязанностях следователя. Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.
Занятие 12.
Тема: «Следствие ведут первоклассники!». Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия.
Занятие 13.
Тема: «Профессия «Биолог». Работа в кабинете и с подсобным материалом. Дискуссия. Уход за растениями.
Занятия 14-15.
Тема: «Изучение живой природы». Работа с рисунками. Компьютерная графика. Прослушивание голосов представителей живой природы. Рассматривание иллюстраций картин знаменитых художников-пейзажистов.
Занятия 16-17.
Тема: «Угадай представителя флоры и фауны». Лексическое значение дефиниций. Дискуссия. Работа с подсобным материалом. Работа в живом уголке. Игра «Угадай-ка!».
Занятия 18-19.
Тема: «Профессия «Водитель автомобиля». Устные рассказы детей об известных им машинах. Дискуссия. Практическая работа с маршрутными картами «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. Маршрутная карта водителя.
Занятия 20-21.
Тема: «Я – водитель, ты – пешеход». Беседа с представителем ГИБДД. Обсуждение и анализ ситуаций. Игра, развивающая глазомер, стремление знать и применять на практике ПДД.
Занятия 22-23.
Тема: «Ты – водитель, я – пешеход». Обсуждение и анализ ситуаций. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Посещение ДОСААФ, беседа с преподавателями водительских курсов.
Занятие 24.
Тема: «Профессия «Бухгалтер». Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Что важно знать первокласснику, который хочет стать бухгалтером? Что значит быть усидчивым?
Занятия 25-26.
Тема: «Бюджет семьи. Мои карманные деньги». Беседа. Решение практических задач и ситуаций. Планирование денежных расходов (карманных денег) на неделю. Учимся принимать решение: «Как выбрать между «надо» и «хочется».
Занятие 27.
Тема: «Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства («Фермер»). Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Дискуссия. Игра «Что ты умеешь, сельский житель?».
Занятия 28-29.
Тема: «Профессия «Мастер-цветовод». Встреча и беседа с интересным специалистом. Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов. Создание проекта по оформлению школьного двора и пришкольного участка. Защита проектов.
Занятия 30-31.
Тема: «Профессия «Юрист». Встреча с представителем профессии. Решение практических задач и ситуаций. Ответственность человека перед законом (беседа).
Кем быть (подведение итогов)
Занятия 32-33.
Тема: «Подведение итогов изучения курса». «Участие в традиционном общешкольном Фестивале профессий».
Ожидаемые результаты
1 года обучения
Виды работ, формы занятий | Что развиваем |
Дискуссия, игра в командах | Память, умение сформулировать то, что тебе известно |
Беседа, игра «Угадай профессию» | Восприятие |
Дискуссия, обоснование мнений | Умение анализировать |
Устные высказывания, рисование | Устную речь |
Рисование, моделирование маминой одежды | Уважение к труду, навыки работы по наведению порядка (на примере классного кабинета) |
Связный рассказ, рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой | Уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей |
Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии | Чувство благодарности |
Обсуждение, проектирование домика для щенка или детской площадки | Умение воспринимать информацию на слух, воображение |
Обсуждение, анализ | Умение оценить работу товарища, фантазию |
Дискуссия, обсуждение, работа над проектом | Логические способности, умение работать в коллективе |
Дискуссия, сравнительный анализ рисунков, соотнесение частей | Внимание, зрительную память, логическое мышление, умение слушать |
Обсуждение, сопоставление рисунков, анализ | Внимание, умение вести доказательную дискуссию, логическое мышление |
Дискуссия, работа с подсобным материалом и в кабинете | Слуховая память, умение ухаживать за растениями |
Работа с рисунками, прослушивание голосов представителей живой природы | Зрительное восприятие, умение слушать, находить сходство и различие |
Дискуссия, работа с подсобным материалом и в живом уголке, игра «Угадай-ка!» | Умение быстро принимать решения, длительное время сосредотачиваться на одном объекте, быстроту реакции |
Дискуссия, работа с маршрутной картой автомобилиста, обсуждение, рисование | Внимание, интерес к ПДД, стремление использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы |
Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра | Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память |
Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра | Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память |
Беседа с представителем профессии, обсуждение | Интерес к математике, усидчивость, внимание |
Беседа, решение практических задач и ситуаций | Умение тратить деньги, понимание того, что деньги – это плата за труд |
Беседа с представителем профессии, обсуждение, дискуссия | Интерес к сельскохозяйственному труду, знакомство с родителями детей, работающими в сельском хозяйстве |
Встреча и беседа с интересным специалистом, обсуждение, практическая работа | Эстетический вкус, любовь к красоте и умение видеть природный материал |
Встреча с представителем профессии, обсуждение, решение практических ситуаций | Уважение к закону и правопорядку, к людям профессии, формирование чувства справедливости |
Методическое обеспечение программы.
Для достижения целей и задач программы используются технологии, которые создают благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся: Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий, частью которого являются:
- Дискуссия
- Создание игровых ситуаций
- Беседа.
- Решение практических задач и ситуаций
Материально-техническое оснащение:
Иллюстрации, видео-фильмы, плакаты, альбомы, подсобный материал по тематике занятий.
Мониторинг образовательного процесса
В 2011-2012 учебном году результативность занятий творческого объединения «Кем быть?» (введение в мир профессий) планируется при помощи участия обучающихся 1-х классов в классных, районных смотрах и конкурсах, а так же в общешкольных мероприятиях:
- Конкурсы рисунков
- Выставка творческих работ воспитанников объединения «Мамы всякие нужны…»
- Участие в празднике «Защитникам отечества»
- Участие в общешкольном Фестивале профессий
- Мониторинг знаний первоклассников, полученных на занятиях творческого объединения «Кем быть? – входной, промежуточный, итоговый.
Литература для учителя:
- Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.
- Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: Знание, 1991.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: Инноватор, 1997.
- Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
Литература для воспитанников творческого объединения:
1.Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004.
- Энциклопедия «Мир профессий». –М.: Изд. «Знание», 2005.
- Энциклопедия «Я познаю мир». –М.: Изд. Дрофа, 2007.
Тематическое планирование на 2011-2012 учебный год
1 год обучения
№ п/п | число | Тема | теория | практика | Всего часов |
1. | 8.09 | Азбука профессий | Знакомство с профессиями | игра в командах | 1 |
2. | 15.09 | Профессии в школе | Беседа | игра «Угадай профессию» | 1 |
3. | 22.09 | Каких профессий не хватает в школе? | Беседа | Дискуссия, обоснование мнений | 1 |
4. | 29.09 | Профессии в моей семье | Устные высказывания. | рисование | 1 |
5. | 6.10 | Мама – домохозяйка | Устные высказывания, | Рисование, моделирование маминой одежды | 1 |
6. | 13.10 | Семейные династии | Устные высказывания. Связный рассказ. | рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой | 1 |
7. | 20.10 | Профессия «Воспитатель детского сада» | Беседа, фильм | Рисование Дискуссия о качествах, необходимых для профессии | 1 |
8. | 27.10 | Профессия «Архитектор» | Учебный фильм | Обсуждение, проектирование домика для щенка или детской площадки | 1 |
9. | 10.11 | Представление и разбор проектов | Проект домика | Обсуждение, анализ | 1 |
10. | 17.11 | Коллективная разработка проекта дома (класс делится на три группы) | Проект домика | Дискуссия, обсуждение, работа над проектом | 1 |
11. | 24.11 | Профессия «Следователь» | Беседа, встреча со следователем | Дискуссия, сравнительный анализ рисунков, соотнесение частей | 1 |
12. | 1.12 | Следствие ведут первоклассники! | Обсуждение, сопоставление рисунков, анализ | 1 | |
13. | 8.12 | Профессия «Биолог» | Учебный фильм | Дискуссия, работа с подсобным материалом и в кабинете | 1 |
14-15 | 15.12 22.12 | Изучение живой природы | Учебный фильм, слушание | Работа с рисунками, прослушивание голосов представителей живой природы | 2 |
16-17. | 29.12 4.01 | Угадай представителя флоры и фауны | Учебный фильм, слушание | Дискуссия, работа с подсобным материалом и в живом уголке, игра «Угадай-ка!» | 2 |
18-19. | 12.01 19.01 | Профессия «Водитель автомобиля» | Знакомство с ППД,маршрутом | Дискуссия, работа с маршрутной картой автомобилиста, обсуждение, рисование | 2 |
20-21. | 26.01 9.02 | Я - водитель, а ты - пешеход | Знакомство с ППД | Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра | 2 |
22-23. | 15.03 22.03 | Ты – водитель, а я - пешеход | Знакомство с ППД | Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра | 2 |
24. | 29.04 | Профессия «Бухгалтер» | Встреча с представителем профессии,слушание | Беседа с представителем профессии, обсуждение | 1 |
25-26. | 5.04 12.04 | Бюджет семьи, мои карманные деньги | Фильм | Беседа, решение практических задач и ситуаций | 2 |
27. | 19.04 | Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)» | Беседа с представителем профессии | обсуждение, дискуссия | 1 |
28-29. | 26.04 3.05 | Профессия «Мастер-цветовод» | Встреча и беседа с интересным специалистом, | практическая работа | 2 |
30-31. | 10.05 17.05 | Профессия «Юрист» | Встреча с представителем профессии | обсуждение, решение практических ситуаций | 2 |
32-33. | 24.05 31.05 | 1). Подведение итогов изучения курса 2). Участие в фестивале профессий | Представление себя, тест | 2 | |
Итого | 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, ...

Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....

Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На заня...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Пешеходы и пассажиры.» для 2класса разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пасс...

Рабочая программа творческого объединения «Информатика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....