технология индивидуального прогрессивного развития младшего школьника
учебно-методический материал

Ахметдинова Таслима Рахимьяновна

Разработанная и апробированная технология индивидуального прогрессивного развития младшего школьника и методические рекомендации могут быть применены учителями общеобразовательных учреждений и студентами по компетенции "учитель начальных классов" в период педагогической практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_ipr.doc418 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ

Ахметдинова Таслима Рахимьяновна

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ТЕХНОЛОГИЯ

Уфа-2018

Т.Р.Ахметдинова

Индивидуальное прогрессивное развитие младшего школьника: технология

Разработанная технология индивидуального прогрессивного развития младшего школьника и методические рекомендации могут быть применены учителями общеобразовательных учреждений и студентами, обучающимися по специальности «Учитель начальных классов» в период педагогической практики.

Составитель: Т.Р.Ахметдинова, магистр

Научный руководитель: В.М.Янгирова, д.п.н., профессор

Рецензент: Л.К.Фаткуллина, к.п.н., доцент

                 Ю.В. Жаркова, магистр, учитель начальных классов

Уфа. 2018г.

Технология индивидуального прогрессивного развития младшего школьника

Введение

Целевые ориентиры и требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам начального общего образования делают проблему индивидуального прогрессивного развития младших школьников особенно актуальной и являются основанием создания педагогических условий для достижения младшими школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов начального общего образования. Поиск новых, более эффективных педагогических подходов привёл нас к мысли построения системы многостороннего взаимодействия субъектов образовательной деятельности, чтобы развитие происходило не само по себе, а в результате общения, в деятельности.

Развитие младшего школьника происходит под влиянием не только школы, но и семьи, в детских организациях,  в спортивной школе, в школе искусств и т.д. Информационная  среда, социум, в совокупности всё  то, что окружает ребёнка.

Мы составили  модель развивающей образовательной среды сельской школы (см. с.53), реализующей взаимодействие субъектов образовательной деятельности, обеспечивающий высокое качество начального общего образования,  его доступность и привлекательность для обучающихся и их родителей (законных представителей); духовно-нравственное воспитание младших школьников с учётом субъекта Российской Федерации; использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа и информационно-коммуникационных технологий;  выявление и развитие способностей младшего школьника через систему кружков, секций, клубов, используя возможности организаций дополнительного образования, организации интеллектуальных и творческих соревнований и проектно-исследовательской деятельности; включение младших школьников в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, республики); участия младших школьников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в формировании индивидуальных образовательных маршрутов, реализующих индивидуальное прогрессивное развитие младшего школьника. 

Технология индивидуального прогрессивного развития младшего школьника представляет собой образовательный процесс, включающий готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки, отражающие его индивидуально-личностные позиции и качества, социальные компетенции, обеспечивающие освоение универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных) и овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; освоенный специфический опыт учебной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Концептуальная основа  построения технологии Индивидуального прогрессивного развития младшего школьника основана на теории  Л.В.Выготского, который трактовал развитие, как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путём возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» [1].

В своей концепции, Л.С.Выготский сформулировал идею социальной ситуации развития, «системы отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью», как «исходного момента» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода и, определяющих «целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности» [1].

 По его утверждению, развитие происходит двумя переплетёнными способами: первый заключается в естественном созревании, а второй – в способах мышления и поведения через овладение культур. Вспомогательными способами формирования мышления и поведения ребёнка являются системы символов и знаков, овладением которых дополняется применение речи, что влияет на возникновение новых процессов. Вначале взрослый, используя конкретное средство, управляет ребёнком и его поведением, направляя его на совершение какой-либо непроизвольной функции. На следующем этапе, ребёнок применяет к себе такие же способы управления, и затем, применяет их к взрослым. Именно таким образом, согласно Л.С. Выготскому,  каждая функция психики проявляется в процессе развития дважды - первый раз как коллективная деятельность, а во второй - в качестве мышления ребёнка, индивидуальная, преобразованная до  автоматизма, произвольности и осознанности. После этого становится возможным и обратный процесс воспроизведения результатов мыслительной деятельности. Таким образом, личностное развитие ребёнка происходит путём присвоения заранее выбранных форм и способов  совместных действий, поэтому обязательным становится образование и обучение.

По утверждению Л.С. Выготского, обучение образует область ближайшего развития, в результате которого определяется дальнейшее развитие ума и подтверждается ведущая роль обучения в развитии умственной деятельности. В процессе такого развития младший школьник проходит определённый ряд изменений, накапливает новые возможности, формирует новообразования - «тот новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные ступени, которые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребёнка, его отношение к среде; его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период»[1].

Таким образом, младший школьник развивается: в индивидуальных активных  действиях и поступках и в совместной деятельности, сопровождающейся активностью другого человека.

Составленная нами педагогическая технология индивидуального прогрессивного развития младшего школьника позволяет обучающемуся занять позицию субъекта собственной познавательной деятельности, а учителю – спроектировать траекторию индивидуального прогрессивного развития младшего школьника.

 Цель: создать педагогические условия для реализации индивидуального прогрессивного развития младшего школьника в контексте требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

На основе системно-деятельностного подхода решаются следующие задачи учителя:

1) формирование постоянно изменяющейся структуры интеллекта, обладающего гибким продуктивным мышлением, активным воображением, набором эффективных способов и средств для решения сложнейших задач, выдвигаемых жизнью;  

2) построение индивидуального образовательного маршрута для детей, нуждающихся в педагогической поддержке;

3) включение системы развивающих заданий в урочную деятельность младших школьников по обязательным предметным областям основной образовательной программы начального общего образования.

задачи младшего школьника:

1) овладение качествами, заложенными в персонифицированный портрет выпускника начального общего образования;

2)достижение требований второго уровня среднего общего образования;

3) овладение основным содержанием личностных, метапредметных и предметных результатов.

Основной механизм - создание развивающей образовательной среды сельской школы, изменение познавательной сферы  предметно-коммуникативной деятельности младшего школьника, развивающегося под влиянием и при участии взрослых.

Развитие младшего школьника проходит в процессе воспитания с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, склонностей, мотивов, интересов. Уровень развития влияет на воспитание и совершенствует его, тем самым ускоряя темп развития. Обучающийся созревает, воспитываясь и обучаясь,  развивается, также, воспитываясь и обучаясь, т. е. созревание и развитие ребёнка совершается в ходе обучения и воспитания. Воспитание и обучение взаимопроникают друг в друга и взаимодополняют  друг друга. В этом заключается один из важнейших принципов развития ребёнка.

Принципы развития

Индивидуальность. Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических возможностей обучающихся, роли и значения ведущих видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения. Составление индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

 Преемственность. Обеспечение последовательных качественных преобразований дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования. На каждой возрастной ступени обучающийся качественно отличается от того, что было раньше, и того, что будет потом.

 Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, темп и решающую роль содержания образования, способов организации деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития, изменяющихся на протяжении получения начального общего образования.

 Открытость. Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке индивидуального образовательного маршрута с эффективным использованием времени, отведённого на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений; создании комфортной развивающей образовательной среды сельской школы, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность и привлекательность, духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Школьная зрелость. К моменту поступления в школу  проходит формирование предпосылок к школьному обучению.

 Интеллектуальная готовность: способность ориентироваться  в окружающем мире; наличие знаний, мыслительных процессов (обобщение, сравнение, классификация) и типов памяти (образной, слуховой, механической); произвольность внимания.

Мотивационная готовность: наличие внутренней мотивации (хочет много знать); формирование новой «социальной позиции»: отношение к школе, учебной деятельности, учителю, самому себе.

Волевая готовность: умение делать не только то, что хочется, но и то, что надо. 

Системность. В период наиболее интенсивного, оптимального развития учебной деятельности,  предполагается разработка содержания и технологий, определяющих эффективные пути и способы достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися. Возможно выявление и развитие индивидуальных способностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности организаций дополнительного образования. Организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности.  

Деятельность.  Основные навыки общения со сверстниками, развитие чувств и волевой регуляции поведения первоначально формируются в игре. В ходе игры, дающей возможность контролировать выполнение действия, входящего в процесс общения формируется рефлексивное мышление. В игровой форме проявляется рисование: ребёнок, рисуя, разыгрывает определённый сюжет, постепенно рисование переносится на результат действия, и рождается рисунок. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Ребёнок начинает учиться, играя, относится к учебной деятельности как к ролевой игре, постепенно приобретая навыки проектно-исследовательской и творческой деятельности. На этапе завершения обучения младший школьник овладевает универсальными учебными действиями.

Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется.

Уровни умственного развития (по Л.С.Выготскому)

Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день.

Зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития ведёт развитие вперёд, ведь то, что лежит в зоне ближайшего развития, в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии.

Уровни познавательной деятельности (по Б.Блуму)

  • Простые вопросы (фактические) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти.
  • Уточняющие вопросы – «насколько я понял…», «правильно ли я Вас понял, что...».
  • Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
  • Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда кто-либо из учеников выражает соседу удовольствие (недовольство) от произошедшего на уроке.
  • Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдёт дальше …?
  • Практические вопросы – «Как мы можем…?», «Как поступили бы вы..?

Возрастные особенности младшего школьника

  • Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Развивается механическая память, и опосредованная логическая память. Формируются приёмы запоминания (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала, группировка и осмысление связей разных частей материала).
  • Восприятие переходит от непроизвольного к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. На начальном этапе обучения преобладает анализирующее восприятие, к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее (устанавливает связи между элементами воспринимаемого).
  • Воля. Учение требует внутренней дисциплины, способности к самоорганизации, планирования, самоконтроля и самооценки, которые формируются в процессе познавательной деятельности и позволяют осуществлять динамику учебных достижений на этапе оценки достижения планируемых результатов и универсальных учебных действий.
  • Мышление. Ребенок стремится к знаниям, учится оперировать ими, представлять и разрешать ситуации. Основные виды: наглядно-образное мышление (1класс);  активное развитие словесно-логического и теоретического  мышления (2-4 классы). Условием для развития теоретического мышления является формирование научных понятий и применение их на практике.

2. Содержательная часть. Развивающие упражнения

 

 2.1. Русский язык

        

Обведение букв и слов. Игра «Допиши букву». Сигнальные карандаши.  Распредели буквы (слова)  на две группы. Закрашивание буквы в алфавите. Разгадывание и составление ребусов. Игры в «Слова», в «Города», «Цепочка слов». Исследовательская деятельность. Графическая группировка в письменном тексте. Игра «Найди ошибку».  «Задание другу».  «Проба пера».  Энциклопедия мыслей младшего школьника «Я всё узнаю сам_».  

2.2. Литературное чтение

Фонетическая зарядка. Исследование звуков отдельных слов.  Использование цветного алфавита - модели звуков. Составление  слов из набора букв. Игра «Лишнее слово». Игра «Угощения». Чистоговорки и рифмованные строчки. Загадки-путаницы. Загадки-рифмы. «Проба пера». Чтение одного слова с разной интонацией и силой звука. Хоровое чтение. Третье «лишнее» слово. Театрализованная деятельность.  Иллюстрирование литературного произведения. Рубрика «Наедине с книгой».  Интегрирование уроков литературного чтения, музыки, изобразительного искусства.

2.3. Математика и информатика

Сигнальные карточки. Весёлые задачки.  Игра «Робот». Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения. Игры с пальчиками с речевым сопровождением. Сравнение объектов по размеру, цвету, форме, материалу.  Игра «Найди лишний предмет».  Порядок увеличения или уменьшения. Подбор предметов. Изменение группы одинаковых предметов. Нахождение одинаковых групп предметов. Определить закономерность. Математические игры.  Построение алгоритма.  Моделирование. Исследовательская деятельность (наблюдение, сравнение, группировка, классификация, закономерность, гипотеза, проверка, вывод– моделирование, фиксация, применение). Энциклопедия мыслей младшего школьника «Я всё узнаю сам_».  

2.4. Окружающий мир

Кроссворд. Проектная деятельность. Малая научно-практическая конференция.  Презентация.  Сообщение. Опыты. Моделирование.  Рубрика «Это интересно».Исследовательская деятельность.  

2.5. Искусство (Изобразительное искусство. Музыка)

Интегрированные уроки «Изобразительное искусство и музыка», «Изобразительное искусство и художественный труд», «Изобразительное искусство и литература». Художественные прописи. Выставка детских рисунков. Рисунок на песке. Иллюстрирование литературных произведений.  Заочное посещение картинных галерей и музеев.  Уроки – концерты.  Картинки с выставки.  

2.6. Технология

Игра «Кем быть?». Развитие мелкой моторики руки: конструирование из бумаги, пластилина, глины, оригами, работа с конструктором и т.д. Кукольный театр. Театр теней (пальчиковый, картонный). Подарок другу. Проектно-исследовательская деятельность.  

2.7. Физическая культура

Аэробика. Физкультминутки с музыкальным сопровождением. Комплекс ОРУ. Подвижные игры.  ОБЖ на уроках.  Весёлые старты.  

3. Внеурочная деятельность

Самоуправление в классе. Деятельность классного руководителя. Часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. Совместная деятельность социально-психологической службы. Инновационная  деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ. Использование образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, организаций отдыха детей и их оздоровления. Информационная среда и интернет-ресурсы.  

4.  Процессуальная часть

Цель: организация совместного делового общения учителя, учеников и их родителей (законных представителей), учреждений дополнительного образования детей.

         

4.1. Деятельность учителя – классного руководителя

  1. Организация работы с родителями (законными представителями) – субъектами образовательного процесса, установление партнёрских отношений с семьёй младшего школьника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов при проектировании и реализации образовательной деятельности.
  2. Выявление мотивационной готовности к учебной деятельности и составление Программы адаптации в школьной жизни с приёмами формирования мотивов учебной деятельности, личностного смысла  учения и освоения социальной роли обучающегося.
  3. Разработка системы взаимосвязи и взаимодополнения урочной и внеурочной деятельности, использование учреждений дополнительного образования детей в едином образовательном пространстве организации, обеспечивающей образовательную деятельность.
  4. Использование системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов с целью формирования у младшего школьника стремления стать субъектом собственной деятельности.
  5. Составление индивидуального образовательного маршрута для поэтапного овладения младшим школьником  качествами, заложенными в персонифицированный портрет выпускника  начального общего образования и достижения требований второго уровня среднего общего образования.
  6. Организация исследовательской, проектной, познавательной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), с использованием информационно-образовательной среды, в том числе сети Интернет.
  7. Создание ситуации успеха через поддержку индивидуальности и инициативы детей в разных видах деятельности, в том числе во внеурочной и внешкольной.
  8. Самореализация личностных возможностей младшего школьника и педагога в творческих проектах с учётом способностей одарённых детей и детей, нуждающихся в педагогической поддержке.
  9. Построение образовательной траектории и (или) коррекции дефицита развития по результатам мониторинговых исследований индивидуального развития младшего школьника.
  10. Составление портфолио  достижений младшего школьника как инструмент оценки  динамики индивидуальных образовательных достижений. На основе материалов портфеля достижений делается вывод об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности и  сформированности опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования на третьей ступени общего образования.

4.2. Структура учебной деятельности

1) мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться, придаёт учебной деятельности смысл;

2) учебная задача, система заданий, при выполнении которых ребёнок осваивает способы действия;

3) учебные действия, с помощью которых усваивается учебная задача;

4) действия контроля, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

5) действие оценки, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи.

6) рефлексия (самоанализ, размышления, самонаблюдения).

4.3. Принципы  урочной деятельности

1. Изменения в учебных программах: сокращение и дополнение, перенос материала из урока в урок, из темы в тему, из класса в класс, при обязательном сохранении основ наук.

2. Изучение предметных областей во взаимосвязи, ориентируясь на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности младшего школьника составляет цель и основной результат.

3. Воспитательное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребёнка, создавая ситуацию успеха каждому.

4. Гармоничное сочетание учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуально-личностных качеств обучающихся, их способностей, познавательной активности и  самостоятельности.

5. Роль взрослого - в организации деятельности, «запуска», консультирования и поддержки самостоятельной исследовательской, поисковой,  проектной деятельности во взаимодействии со сверстниками.

6. Коммуникативная компетентность, обращённость на собственный способ  действий и способ действий партнёра, выбор наиболее эффективных средств достижения целей; трактовка выводов, умозаключений, алгоритма и вариативности решения .

7. Интегрированные уроки, малые научно-практические конференции, музеи и выставки, концерты, инсценировки и иллюстрирование, «Проба пера», составление справочного материала «Энциклопедия  мыслей младшего школьника» и т.д. способствуют индивидуальному творческому развитию младшего школьника.

4.4. Планируемые результаты

2.1. Русский язык        

  • Обведение букв и слов, составленных письменным шрифтом.

- овладеет каллиграфическим письмом.

  • Игра «Допиши букву».

- овладеет правильным графическим представлением звуков речи и написанием элементов букв.

  • Сигнальные карточки. 

- научится выполнять все задания учителя, а учитель увидит результат каждого обучающегося одновременно.

  • Распредели буквы (слова)  на две группы. –

- научится характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; группировать буквы по элементам написания или соответствия с группами звуков.

  • Закрашивание буквы в алфавите. 

- научится характеризовать звуки, определять гласные, непарные твёрдые и мягкие  согласные, парные твёрдые/мягкие согласные звуки; упорядочивать слова в алфавитном порядке, находить необходимую информацию в различных словарях и справочниках.

  • Разгадывание и составление ребусов развивает творческие способности.
  • Игры в «Слова», в «Города» расширяют словарный запас.
  • Игра «Цепочка слов» развивает способность  различать звуки и буквы, определять опасные позиции букв на конце слова.
  • Исследовательские приёмы. 

научится самостоятельно находить грамматические признаки слов, частей речи и  правила правописания русского языка.

  • Графическая группировка в письменном тексте. научится устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении; отличать главные (подлежащее и сказуемое) и  второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства).
  • Игра «Найди ошибку». 

- приобретёт потребность проверки собственного текста и способность применения правил правописания (в объёме содержания курса), уточнения написания слова по орфографическому словарю, нахождения и правильного исправления орфографических и пунктуационных ошибок; развивает грамотную письменную речь.

  • «Задание другу» используется в каждом разделе курса, помогает выявить индивидуальные способности и наиболее интересующие и характеризующие уровень усвоения области языка; формирует качественное соблюдение нормы речевого взаимодействия младших школьников.
  • «Проба пера» развивает творческие способности, умение сочинять письма, поздравительные открытки, небольшие тексты сказочного жанра, записки для конкретных ситуаций общения.
  • Энциклопедия мыслей младшего школьника «Я всё узнаю сам_».

- приобретет навыки сбора, фиксации и  интерпретации информации – результата, организованной на уроке познавательной деятельности; достигнет личностных, метапредметных и предметных результатов начального общего образования.

2.2. Литературное чтение

  • Фонетическая зарядка. 

- научится слушать и слышать  звуки окружающего мира и правильно произносить их; приобретёт навыки наблюдения в окружающем мире.

  • Исследование группы звуков.

- научится определения звуки и соответствующие им буквы.

  • Использование алфавита для цветного обозначения модели звука.
  • Составление  слов из набора букв развивает мышление, и даёт возможность расширения словарного запаса.
  • Игра «Лишнее слово».

- научится выделять из группы слов одно слово, по каким-либо признакам не совпадающее с другими.

  • Игра «Угощения».

- научится определять начальные звуки слов по  твердости и мягкости.

  • Чистоговорки и рифмованные строчки.

- научится правильно произносить звуки речи и понимать чувства ритма.

  • Загадки-путаницы. Загадки-рифмы

- научится понимать смысле текста, исправлять текст, сочинять рифмованные строчки.

  •  «Проба пера» выявляет детей, от природы склонных к поэзии и литературе.
  • Чтение одного слова с разной интонацией и силой звука.

- научится выразительно и плавно читать целым словом, достигнет уровня читательской компетентности.

  • Хоровое чтение способствует развитию чтения со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, и формирует умение слушать и слышать другого читающего.
  • Третье «лишнее» слово учит подбирать пары одинаково звучащих слов.
  • Театрализованная деятельность учит культуре ведения диалога и культуре речи, даёт представление литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
  • Иллюстрирование литературного произведения формирует способность графически изображать видение картины сквозь строки и реализацию собственного замысла в рисунке.
  • Рубрика «Наедине с книгой» формирует навык самостоятельного осуществления выбора книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию.
  • Интегрирование уроков литературного чтения, музыки, изобразительного искусства наполняет атмосферу деятельности чувствами, эмоциями, тайнами и секретами детского творчества.

2.3. Математика и информатика

  • Сигнальные карточки (веер чисел).

- приобретёт привычку обязательно выполнять все задания учителя, а учитель увидить результат каждого обучающегося одновременно.

  • Весёлые задачки.

- научится представлять и решать устные задачи, приобретёт начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях. 

  • Игра «Робот».

-  научится ориентироваться в пространстве (слева, справа, сверху, снизу, посередине, влево, вправо, вверх, вниз, на, над, по, под, спереди, сзади, между и т.д.) и получит графические способности.

  • Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения, игры с пальчиками с речевым сопровождением развивают мыслительную деятельность, память и внимание, повышают работоспособность головного мозга.
  • Сравнение объектов по размеру, цвету, форме, материалу.

- научится устанавливать причинно-следственные связи (закономерности).

  • Игра «Найди лишний предмет».

- научится исключать один предмет (число, знак), по каким-либо признакам, не совпадающий с другими.

  • Порядок увеличения или уменьшения  одинаковых по форме и цвету, отличающихся по размеру фигур.

- научится сохранять и продолжать порядок (влево, вправо).

  • Подбор предметов, подходящих к группе  с пропущенными элементами развивает внимание и мышление.
  • Изменение группы одинаковых предметов знакомит с  вариативностью мышления, учит соблюдать условие.
  • Нахождение одинаковых групп предметов  развивает внимание и точность выполнения.
  • Устанавливать закономерность.

- научится находить правило, по которому составлена последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;  выводить математические формулы и правила.

  • Математические игры развивают мыслительные способности младшего школьника, его логическое и алгоритмическое мышления, грамотную речь.
  • Построение алгоритма.

-  научится самостоятельно составлять, записывать и выполнять инструкцию, организовывать план поиска информации.

  • Моделирование.

научится оформлять текстовую задачу в виде рисунка, схемы, формулы, чертежа, графика, диаграммы и т.д. ; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме, собирать и изображать полученную информацию в разной форме для решения учебных задач и задач, связанных с повседневной жизнью.

  • Исследовательская деятельность.

-  научится наблюдать, сравнивать, группировать, классифицировать; определять закономерность, выделять гипотезу, проверять её достоверность, делать вывод; моделировать, фиксировать, применять).

  • Энциклопедия мыслей младшего школьника «Я всё узнаю сам_».

- научится способу сбора, фиксации и  интерпретации информации – результата, организованной на уроке познавательной деятельности; достигнет личностных, метапредметных и предметных результатов начального общего образования;  научится обобщать данные, делать выводы несложных математических исследований в виде модели в самодельном справочном материале.

2.4. Окружающий мир

  • Кроссворд формирует умственные способности детей с разным интеллектуальным развитием, их самостоятельность в учебной деятельности  и умение доводить начатое дело до конца. Решение - нахождение слов по шифрам и составление - шифрование слов позволяет усваивать предметные и метапредметные умения в игровой форме.
  • Проектная деятельность  развивает познавательную и творческую способность; формирует универсальные учебные действия;  коммуникативные компетенции, инициативность, самостоятельность и предприимчивость; совершенствует основные научные понятия, явялется способом контроля знаний.
  • Малая научно-практическая конференция формирует навык сбора материала с использованием данных учебника и дополнительной литературы (словари, энциклопедии) или сети интернет.
  • Презентация.

- научится  графическим приёмам работы на компьютере.

  • Сообщение.

- овладеет речевыми средствами, навыками осознанного речевого высказывания; базовыми предметными и межпредметными  понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Опыты.

- науится проводить наблюдения в природе, ставить опыты, видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека.

  • Моделирование формирует начало экологической и культурологической грамотности.

- научится строить и  соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни в окружающей природной и социальной среде.

  • Рубрика «Это интересно».

- осознает ценность природы и необходимость её сохранения, соблюдения правил экологического поведения; научится обнаруживать взаимосвязи в живой природе, между живой и неживой природой; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить интересные примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

  • Исследовательская деятельность.

- будет проявлять интерес к знаниям,  представлять знания в нестандартной, новой ситуации, работать в коллективе и брать на себя ответственность за качество выполненной работы.

2.5. Искусство (Изобразительное искусство. Музыка)

  • Интегрированные уроки «Изобразительное искусство и музыка», «Изобразительное искусство и художественный труд», «Изобразительное искусство и литература».

- научится использовать выразительные средства искусства: композиции, формы, ритма, линии, цвета, объёма, фактуры и различных художественных материалов для воплощения художественно-творческого замысла.

  • Художественные прописи.

- овладеет практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, художественном конструировании, сформируются графические способности  реализации своего творческого потенциала в художественно-продуктивной деятельности.

  • Выставка детских рисунков  даёт возможность передавать в собственной художественно-творческой деятельности различные ситуации, новые образы природы и  человека (с учётом местных условий).
  • Рисунок на песке способствует развитию мелкой моторики руки, устраняют эмоциональное напряжение, развивают и улучшают память.
  • Иллюстрирование литературных произведений  формирует способность различать и передавать характер, эмоциональные состояния персонажей, своё отношение к ним, воплощать литературно-художественные образы средствами художественного образного языка.
  • Заочное посещение картинных галерей и музеев знакомит с картинами великих отечественных и зарубежных художников и позволяет приводить примеры ведущих художественных музеев России и своего региона.
  • Уроки – концерты.

- будет воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; научится воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнять вокально-хоровые произведения и импровизировать.

  • Картинки с выставки развивают умение определять и изображать характер музыкальных произведений.

2.6. Технология

  • Игра «Кем быть?».

- получит общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития.

  • Развитие мелкой моторики руки формирует предметную деятельность: конструирование из бумаги, пластилина, глины, оригами, работа с конструктором и т.д.
  • Кукольный театр развивает художественно-творческие способности, изготовление персонажей, складывание разрезных картинок, озвучивание.
  • Театр теней (пальчиковый, картонный) стимулирует мыслительные функции и координацию движений, развивает фантазию и воображение.
  • Подарок другу формирует способность творческой самореализации при изготовлении, оформлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
  • Проектно-исследовательская деятельность.

- научится пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации и решения учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).

2.7. Физическая культура

  • Аэробика формирует умение выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; раскрывает положительное влияние занятий физической культурой и  развивает координацию движения.
  • Физкультминутки с музыкальным сопровождением облегчают успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепляют здоровье и положительно влияют на настроение и трудоспособность человека.
  • Комплекс ОРУ.

- научится самостоятельно отбирать упражнения для утренней зарядки, разминки и выполнять их в соответствии с изученными правилами.

  • Подвижные игры.

- научится соблюдать правила взаимодействия с игроками,  выполнять безопасные физические нагрузки во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации).

  • ОБЖ на уроках.

-  научится соблюдать технику безопасности при выполнении определённых физических упражнений; выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

  • Весёлые старты дают возможность испытать физические качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость) при выполнении акробатических (кувырки, перекаты) и легкоатлетических упражнений (бег, прыжки, метания и броски); закаляют в достойном принятии поражения или чувство победы.

3. Внеурочная деятельность

  • Самоуправление в классе.

- будет иметь представление о социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбия, организованности, добросовестного и ответственного отношения к делу, инициативности; научится принимать самостоятельное решение, помогать другим, уважать чужой труд и результат труда.

  • Деятельность классного руководителя

 как организатора взаимодействия с учениками, их семьями и   учреждениями дополнительного образования детей.

  • Часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса: создание школьного научного общества, проведение научной и научно-практической конференций, предметных олимпиад, спортивных соревнований, творческих конкурсов, организация учебных исследований, различных экскурсий и т.д.,  проводимых в форме, отличной от урочной.
  • Совместная деятельность социально-психологической службы: педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, старшего вожатого и др. Классный руководитель    выступает в  роли координатора.
  • Инновационная  деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ экспериментальной,  пилотной, внедренческой площадки  федерального,  регионального,  муниципального  или институционального уровня.
  • Использование образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, организаций отдыха детей и их оздоровления.
  • Информационная среда и интернет-ресурсы даёт возможность выполнять учебно-познавательные, исследовательские и проектные работы; участвовать в различных олимпиадах, интеллектуальных играх и конкурсах дистанционно,  диагностируя свои способности на международном уровне.

4.5. Методические рекомендации

Для успеха в процессе познания необходимо трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость; чтобы у младшего школьника возникли положительные эмоции и чувство удовлетворения от собственного труда.

Творчество создается в рамках урока как практическая или теоретическая познавательная деятельность обучающегося, в которой используются индивидуальные способности и возникают новые результаты для субъекта деятельности (знания, решения, способы действия, собственные ценности). Творчество выражается там, где используются новые способы и технологии организации деятельности, и создается новый оригинальный продукт.

Систематическое использование предложенных заданий даст учителю большие возможности для индивидуального прогрессивного развития младшего школьника.

4.5.1. Русский язык и литературное чтение

Фонетическая зарядка, применяемая на каждом уроке в период обучения грамоте, способствует формированию умения слушать и слышать  звуки окружающего мира и правильно произносить их, и также  развивает наблюдательность к предметам, их признакам и действиям предметов. Приведем пример: по набору предметов (или их изображений) первоклассникам предлагается выполнить следующие задания:

1) произнесите звуки, которые издаёт данный предмет; 2) сгруппируйте предметы по каким-либо признакам; 3) назовите «лишний предмет».

Исследовать звуки отдельных слов одной скороговорки и определить наиболее часто встречающийся звук, соответствующий новой букве, изучаемой на уроке. Младший школьник произносит каждый звук и моделирует характеристику нового звука с помощью сигнальных карточек. На наш взгляд вместо карточек удобно использовать цветные карандаши, которыми ребенок тут же закрашивает букву в алфавите в определенный цвет (гласный – красным, непарный мягкий согласный – зелёным, непарный твёрдый согласный - синим, парный по мягкости-твёрдости – наполовину синим/зелёным цветом).  При введении нового звука и знакомства с новой буквой на уроках обучения грамоте можно использовать ребусы, загадки, скороговорки. Подобная работа в период обучения грамоте завершается выводом, что в русском языке бывают гласные (ударные и безударные), согласные (твёрдые и мягкие; звонкие и глухие), парные, непарные звуки,  а  на письме обозначаются буквами, и вместе с буквами (ь,ъ), не обозначающими звуков, построены в определенный ряд – алфавит. У первоклассника получается раскрашенный алфавит - модель звуков, к которому в дальнейшей учебной деятельности младший школьник обращается не раз при звуко-буквенном анализе слов. Обращение ребёнка к составленному своими силами «пособию» является началом формирования у младших школьников умения работать со справочным материалом и более того, формируется умение самостоятельно его составлять.

Перечисленные приемы способствуют развитию у младшего школьника образной, словесно-логической, эмоциональной, и двигательной  памяти, которые находятся в тесном взаимодействии. Известно, что на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, его эмоциональная окраска и общее состояние человека в момент восприятия, ведь пережитые и сохранённые в памяти образы, чувства выступают в виде сигналов, побуждающих к действию. Воспринятое раньше, младший школьник воспроизводит затем в форме представлений, а двигательная память способствует ему в формировании навыков письма, и  младший школьник наиболее точно воспроизводит те движения, которые выполнял раньше.

Составление  слов из набора букв, количество которых увеличивается по мере их изучения. Например, даны буквы: С К Л У Т. Можно составить слова: сук, тук, лук, стук, стул, куст; можно напечатать слово, разделить его на слоги, поставить знак ударения. В качестве вариативности в набор букв добавляется одна звездочка (*), заменив которую любой буквой,  младший школьник составляет  другие слова. Это отличная гимнастика для мозгов, поэтому подобное задание, довольно часто используемое на различных олимпиадах, школьники выполняют без особого затруднения, тем самым показывают свою эрудицию, свой кругозор и скорость мышления.

 Игра «Лишнее слово» заключается в  исключении из набора слов одного слова, по каким-либо признакам не совпадающее с другими. Решением могут быть разные варианты,  важно, чтобы ребенок сумел объяснить свой выбор.

Игра «Угощения» предлагает исследовать изображения продуктов и определить, который из них любит Незнайка, и какой – Буратино (героев можно менять). Для этого детям необходимо выделить  начальный звук имени сказочных героев: имя «Незнайка» начинается с мягкого согласного, значит, он любит продукты, названия которых начинаются с мягких согласных звуков, а «Буратино»  начинается с твердого согласного, значит, он любит продукты, названия которых начинаются с твердых согласных. Подобное задание можно предложить с набором слов.

Чистоговорки и рифмованные строчки с пропущенным словом используются для развития правильного произношения и для тренировки чувства ритма. Каждый имеет возможность предложить свой подходящий вариант. Например:

Ра-ра-ра – начинается … (игра).

Ба-ба-ба – у нас сломана … (труба).

Арь-арь-арь – на столе стоит … (фонарь).

Составлять рифмованные строчки помогают загадки-рифмы. При их отгадывании активны все, ведь отгадка подходит «в рифму», поэтому эффективны хоровые ответы детей, ведь даже если ребёнок сразу не знал отгадки, есть гарантия того, что вместе со всеми он назовёт её и будет стремиться к успеху. Например:

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбу у ребятишек

Никому не нужно…  (шишек).

Загадки-путаницы заставляют задуматься о смысле. Исправляя тексты, первоклассники начинают сочинять. Например:

В теплой лужице своей

Громко квакал _______ .

Кто в малине знает толк?

Косолапый бурый ______.

Варианты исправлений, предложенных первоклассниками:

В теплой лужице своей

Зачирикал (воробей).

Кто в малине знает толк?

Косолапый и не волк. (медведь)

Рубрика «Проба пера» выявляет детей, от природы склонных к поэзии и литературе. Юные «творцы», выполняя учебное задание, время от времени самостоятельно начинают браться за перо, чтобы выразить свои мысли. Очень важно, чтобы развитие творческих способностей находило продолжение во внеурочной деятельности, ведь любое творчество стимулирует нестандартность мышления.

В основе литературных способностей лежат творческая активность и  эстетическая позиция, объединяющие индивидуальные способности и личностные качества, такие как наблюдательность, впечатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), творческое воображение, наличие ярких, наглядных образов памяти, а также эмоциональность и выразительность языка.

Предлагаем эффективные приёмы развития читательских способностей младших школьников, которые послужили  достижению уровня читательской компетентности.

В период обучения грамоте первоклассник использует слоговое чтение. На этом этапе ему предлагается задание: читать одно и то же слово с разной интонацией и силой звука (тихо, громко, спокойно, медленно, быстро, ласково, сердито и т.д.) Выполняя задание, обучающийся начинает легко читать целым словом и с разным выражением, начинает понимать роль чтения и осознает потребность в систематическом чтении.

Подбирать пары одинаково звучащих слов, строить рифмованные строчки, связанные по смыслу, младший школьник начинает с простого задания -  найди третье «лишнее» слово. Например: из тройки слов малина, лимон, калина  исключается слово  лимон, а слова малина-калина остаются в паре. При систематическом выполнении подобных заданий у ребенка развивается чувство ритма стихотворных форм, расширяется словарный запас.

Театрализованная деятельность  способствует выявлению и развитию артистических способностей младшего школьника; заинтересовывает детей и требует умения «выступать» перед «зрителями», для этого возникает потребность работать над выразительностью речи. С этого начинается представление литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Для детей овладение элементарными приемами интерпретации художественных текстов является частью индивидуального прогрессивного развития.

Иллюстрирование литературного произведения формирует способность графически изображать видение картины сквозь строки. Каждый ребёнок использует различные виды изобразительной деятельности и безграничную фантазию для реализации собственного замысла в рисунке.

Интегрирование уроков литературного чтения, музыки, изобразительного искусства наполняет атмосферу деятельности чувствами, эмоциями, тайнами и секретами детского творчества. Часто детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором его развития. Опираясь на склонность детей к подражанию, нужно прививать им универсальные учебные действия, воспитывать у них самостоятельность, активность, формировать критическое мышление, целенаправленность в реализации индивидуальных способностей.

4.5.2. Математика и информатика

На современном этапе стоит проблема формирования у младшего школьника  умения самостоятельно добывать новые знания и творчески применять их в практической деятельности.

Урок - исследование, где найдется задание для каждого обучающегося, где знания не даются в готовом виде, они добываются самостоятельно. Ведущей является познавательная деятельность, мотивированная детской любознательностью и желанием общаться с умным взрослым (учителем). Сочетание деятельности учителя с активностью ученика позволяют организовать коллективный поиск, где каждый принимает посильное участие в творческом процессе.

Наблюдение, установление закономерности, выведение гипотезы, проверка её достоверности  и вывод – основные этапы исследовательской работы. Мыслительные и практические действия в ходе исследования способствуют более полноценному и целостному развитию ребёнка, для которого мера трудности может снижаться или увеличиваться, но изначально каждый должен почувствовать проблему познания и осознать потребность новых знаний и способов деятельности, т.е. обучающийся должен стремиться к самоизменению, личностному росту в чем-либо. При этом обучающийся  имеет право на ошибочные предположения, возможность их проверки индивидуально, работая в парах, в группах, где он сумеет найти истину.

Решая исследовательскую задачу, каждый школьник усваивает её на уровне своего актуального развития, а затем достигает функционального уровня.

Сравнение объектов, очень полезный и важный вид мыслительной деятельности, используя который, младшие школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи (закономерности) по следующему алгоритму:

1. С помощью игрушек, подобранных по размеру, цвету, форме, материалу проводится игра «Найди лишний предмет», цель которой заключается в  формировании умения исключать один предмет (одно число), по каким-либо признакам, не совпадающий с другими. Затем, продолжается  исключение  объектов на примере математических знаков: чётного  числа из ряда нечётных чисел и наоборот, двузначного числа из ряда однозначных чисел и т.п.

2. Знакомство с  порядком (увеличения или уменьшения) проводится с помощью нескольких одинаковых по форме и цвету, отличающихся по размеру фигур, расположенных в определённом порядке, выполняя задания: а) Сравни. Чем похожи? Чем отличаются?  Что заметил? б) Какой предмет должен быть слева? А справа? Нарисуй.

3. Дается ряд с пропущенными предметами или с небольшими отличиями  формы, или расположением. Предлагаются те же задания на сравнение, но изменяется пункт б) Из группы предложенных предметов, подбери на пропущенное место подходящий. Объясни свой выбор.

4. Изменение группы одинаковых предметов  выполняется по заданию пункта  б) Что можно сделать, чтобы предметы стали разными? Дети могут предложить различные варианты изменения одинаковых предметов.  Любой, предложенный вариант младшего школьника принимается, если в результате соблюдается условие. Ребнок начинает выдумывать – мыслить.

5. Задание найти и обвести группы с одинаковыми рисунками способствует развитию внимания и точности. На первый взгляд все предметы в группах одинаковые, но внимательно рассмотрев, дети находят отличия в мелких деталях.

6. В каждой группе найти «лишний» предмет; «лишнюю» группу; группы с одинаковым признаком. Изменить так, чтобы все группы стали похожими.

Рисунки постепенно усложняются, дети находят больше признаков, получают удовольствие от подобной (лёгкой)  нужной и важной работы в мыслительной деятельности. В дальнейшем на основе способности выявления закономерностей учащиеся выводят математические формулы и правила.

Математические игры способствуют созданию атмосферы радости сотворчества, где каждый ребёнок чувствует, что, как и все остальные, он способный, и, что у него тоже есть своя «искорка». К выпускному классу начального общего образования младший школьник готов слушать собеседника и вести диалог, признаёт возможность существования разных точек зрения, излагает свое мнение и аргументирует оценку событий, то есть проявляет свой творческий потенциал, реализовывает свои личные возможности, а учитель добивается индивидуального прогрессивного развития младших школьников.

Моделирование простейших задач начинается в 1 классе в виде рисунка, во 2 классе задачи моделируются с помощью схемы, чертежа, в 3-4 классах строятся графики, диаграммы; математические свойства в виде формул   записываются в «Энциклопедию мыслей…».

4.5.3. Окружающий мир

Организация урока обновлена формой учебной деятельности учащихся, в результате которой они погружаются в атмосферу личностного и познавательного развития, самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Кроссворд 1) предложенный учителем, предназначен для решения (нахождение слов по шифрам) и способствует предупреждению перегрузки. Систематическое использование кроссвордов на уроках расширяет представления детей  о них. Разгадывание кроссворда - это своеобразное познание мира через догадки. А ещё, кроссворд – это удовольствие! 2) предложенный для самостоятельного составления (шифрование слов) используется для организации самостоятельного поиска младшим школьником ответа на многие вопросы. Алгоритм составления кроссворда для начинающих:            

1. Взять ключевое слово, расположить его буквы в клетки по горизонтали или по вертикали. (После правильного разгадывания кроссворда это слово появится последним).  

2.Подобрать подходящие по теме слова, имеющие хотя бы одну одинаковую букву ключевого слова. Расположить эти слова перпендикулярно к ключевому слову и пронумеровать по начальной букве.

3.Из дополнительной литературы (учебников, словарей, энциклопедий) и сети интернет найти определения подобранных слов и составить их шифровку.

4.Оформить кроссворд можно на бумаге или создать электронную презентацию в виде проекта.

Составление кроссворда для загадывания придает дух соревнования, удовлетворяет потребность показать ум. При этом младший школьник обостряет мыслительную деятельность, принимает самостоятельное решение,  проверяет и оценивает свои способности, служащие овладению метапредметными понятиями, чувствует радость от своей деятельности и проявляет желание продолжить её. А желание – самый важный компонент при формировании метапредметных (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) компетентностей, положительных качеств личности (борьба с ленью, с нежеланием, с безразличием), актуализации учебно-познавательной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность формирует универсальные учебные действия,  коммуникативные компетенции, инициативность, самостоятельность и предприимчивость,  совершенствует основные научные понятия; контролирует знания. Этапы проекта:

1. Выбор темы во многом определяет результат работы, и дети выбирают её по интересам в рамках пройденного раздела учебного предмета. Учитывается и то обстоятельство, чтобы работа была выполнима и приносила конкретную пользу участникам.

2.Сбор материала проводится с использованием данных учебника и дополнительной литературы (словари, энциклопедии) или сети интернет.

3.Составление проекта требует максимум самостоятельности, что важно для освоения новых и применения универсальных учебных действий. Младшие школьники без всякого принуждения работают с учебными пособиями и другой литературой, непроизвольно создавая условия для полезной организации свободного времени.

4.Подготовка к презентации играет развивающую и организующую роль с использованием графических приемов работы на компьютере.

5.Презентация  не менее важное, интересное и ответственное дело, ведь это представление результата своей самостоятельной деятельности одноклассникам, учителю.

6.Результат активизирует младших школьников, приносит положительные  эмоции, уверенность в своих знаниях. Непроизвольно возникает желание детей создавать новые проекты.

Приёмы развивающего обучения, применяемые на уроке, тренируют память, расширяют кругозор, развивают сообразительность и ассоциативность мышления,  дают возможность младшему школьнику овладеть:

  • речевыми средствами для активного использования их в речи и для решения познавательных задач;
  • навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного речевого высказывания;
  • базовыми предметными и межпредметными  понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • знаково-символическими средствами представления информации в виде схем;
  • начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и явлений (природных, социальных, культурных) действительности; логическими действиями классификации по родовидовым признакам и отнесения объектов к известным понятиям;
  • начальными формами познавательной и личностной рефлексии, способами творческого и  поискового саморазвития.

Систематическое использование заданий развивающего и творческого характера углубляет, расширяет и выравнивает знания одноклассников, сближает их по интересам, и интерес к знаниям  возрастает многократно, что обеспечивает формирование ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться. В результате, младший школьник проявляет:

  • знания в нестандартной, новой ситуации с использованием умений из разных образовательных областей;
  • умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
  • уровень личностного отношения к учебному труду;
  • учебную инициативу и самостоятельность, становление личности, способной активно действовать в современном мире.

 Энциклопедия мыслей младшего школьника

«Я ВСЁ УЗНАЮ САМ_»

Эффективным приёмом достижения младшим школьником всех трех: личностных, метапредметных и предметных результатов начального общего образования является не только сбор информации в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет, но и организация способа самостоятельной фиксации и  интерпретации информации.

Составление «Энциклопедии мыслей младшего школьника» нацелено на развитие  памяти как первичной умственной способности, входящей в структуру интеллекта и включающуюся в общую способность к учению и обучаемости. Память, как необходимое условие накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений», отличается возрастными и индивидуальными особенностями и требует систематического развития.

Развитие форм памяти (по Л. С. Выготскому)  является сложной формой психической деятельности. Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития разных «познавательных» процессов. Самостоятельное составление младшими школьниками «Энциклопедии» своих мыслей способствует качественным изменениям и функционированию зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной памяти. В младшем школьном возрасте чаще встречаются дети с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти, особенно зрительно-двигательной, зрительно-слуховой и двигательно-слуховой памяти. Формулируя выводы исследований, организованных учителем на уроках, младшие школьники делают  записи в «Энциклопедии» в виде формул, моделей, схем, таблиц, тем самым, не задумываясь, развивают и тренируют свою память.

Основные функции памяти человека запоминание, сохранение и воспроизведение информации различны по структуре, исходным данным и результатам. Основная роль «Энциклопедии» заключается в запечатлении (записи), сохранении и воспроизведении накопленной информации после того, как вызвавшие их явления (опыты) завершились.

В личную «Энциклопедию мыслей младшего школьника» вносится информация двух предметных областей: с одной стороны ведутся записи по русскому языку, с обратной стороны – по математике.

Технология составления проста, и предполагает использование младшими школьниками знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных задач.

Содержание энциклопедии накапливается последовательно в процессе организованной учителем совместной  познавательной деятельности младших школьников на уроках.

При решении учебных задач по мере необходимости ученик может найти нужную информацию в самостоятельно составленном пособии, при этом он сэкономит свое время, повторит накопленный фонд знаний и сумеет восполнить дефицит знаний.

4.5.5. Внеурочная деятельность

Важную роль играет внеурочная деятельность,  через неё младший школьник приобретает  определённые социальные компетенции и личностные позиции, меняет уклад жизни, формирует взгляды на мир, интересы, ценности. Только в совместной деятельности в результате общения можно судить о способностях и склонностях к занятиям конкретной деятельностью.  Ребёнок обязательно раскрывает  для себя нечто новое, но любое открытие гораздо легче сделать при  совместной деятельности обучающихся и педагогов.

Целесообразно воспитательное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребёнка, создавая ситуацию успеха каждому. Помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс эмоционально окрашенными событиями; связать знания с интересами личности; придать общественно полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям – вот первостепенные задачи классного руководителя.

Образовательное пространство на современном этапе позволяет выбрать разные направления внеурочной деятельности (обще интеллектуальную, духовно-нравственную, художественно-эстетическую, спортивную и др.) и на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, взаимодействия педагогов, обучающихся, их родителей, классный руководитель организует совместную деятельность,  способствующую развитию детей.  

 Младший школьный возраст является особенно  благоприятным  временем  для индивидуального развития.  Важную роль в этом возрасте играет стимулирование и мотивация достижения успехов в познавательной, трудовой и игровой  деятельности детей. Усиление мотивации приносит  двоякую  пользу: с одной стороны, у ребенка формируется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта – стремление к достижению успеха; с другой стороны, это приводит к  развитию разнообразных, в том числе  творческих способностей ребёнка.

Для младшего школьника важно положительное принятие взрослыми  результатов его деятельности. Это позволяет  каждому почувствовать ситуацию успеха, и тогда, обучающийся включается во внеурочную, внеклассную, внешкольную деятельность, ту, которая действует и доступна в образовательном пространстве.

Содержание внеурочной деятельности  создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера, служит дополнением к основному программному материалу, расширяет и конкретизирует представления обучающихся о мире и о себе.

1. Включение внеурочной деятельности в  часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса: создание школьного научного общества, проведение научной и научно-практической конференций, предметных олимпиад, спортивных соревнований, творческих конкурсов, организация учебных исследований, различных экскурсий и т.д.,  проводимых в форме, отличной от урочной.

2. Совместная деятельность социально-психологической службы: педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, старшего вожатого и др. Классный руководитель    выступает в  роли координатора, который взаимодействует  с  педагогическими  работниками, организует  оптимальный образовательный  процесс  для  индивидуального прогрессивного развития личности  обучающихся; регулирует систему  отношений  через  разнообразные формы  деятельности классного коллектива, в том числе, через органы самоуправления; формирует социально значимую, творческую деятельность обучающихся, тем самым создает единое образовательное и методическое пространство внутри учреждения, в котором важно организационное единство всех структурных подразделений.

3. Инновационная  деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ экспериментальной,  пилотной, внедренческой площадки  федерального,  регионального,  муниципального  или институционального уровня.  Построение внутришкольной системы дополнительного образования (разработка,  апробация,  внедрение  новых образовательных программ, учитывающих региональные особенности) при тесном  взаимодействии с  учреждениями  дополнительного профессионального  педагогического  образования,  высшего профессионального  образования,  научных  организаций и муниципальных методических служб, включает деятельность школьного научного общества, предметных объединений, факультативов, учебных курсов по выбору.  Внеурочная деятельность  направлена на  достижение  планируемых  результатов освоения основной образовательной программы.

4. Использование образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, организаций отдыха детей и их оздоровления включает младших школьников в художественную, спортивную, техническую и другие виды деятельности, развивает их творческие интересы . С огромным удовольствием младшие школьники обучаются в хореографическом, художественном, музыкальном и др. отделениях Школы искусств,  посещают занятия кружков Дома пионеров и школьников, спортивные секции Детско-Юношеской спортивной школы и т.п. Творческие способности младших школьников раскрываются в летних лагерях отдыха, лагерях дневного пребывания при общеобразовательных учреждениях.

5. Информационная среда и интернет-ресурсы  дают возможность выполнять учебно-познавательные, исследовательские и проектные работы; участвовать в различных олимпиадах, интеллектуальных играх и конкурсах дистанционно, т.е. пользоваться единым образовательным пространством и диагностировать свои способности на международном уровне.

Для успеха в процессе познания ребёнку необходимо трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость; чтобы у младшего школьника возникали положительные эмоции и чувство удовлетворения от собственного труда. Научившись творить в одних видах деятельности, младший школьник сумеет перенести этот опыт в любую другую сферу, сохранит умение планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, принимать новые цели, следовать  им в учебной деятельности, взаимодействуя с педагогами и сверстниками на ступени основного общего образования, чего и требует ФГОС НОО.

Заключение

Система природных задатков и способов поведения, интеллектуально-волевых, эмоциональных свойств, определяющих творческие возможности, потребности и уровень активности формирует индивидуальность и неповторимость каждого человека. Если стремления сознания совпадают с природными стремлениями, то человек реализует себя как личность.

Активная учебная деятельность на уроке, во внеурочное время,  внутренняя работа самопознания способствуют дальнейшему творческому саморазвитию школьника. Образовательный процесс нацелен на внесение желательных изменений в опыт, понимание и поведение ученика, на усвоение необходимых универсальных учебных действий, формирование мировоззрения и индивидуальное прогрессивное развитие младшего школьника. Реализация целей образования осуществляется через его подготовку к самостоятельной деятельности в результате учебного взаимодействия на уроке. Совместная деятельность педагога и обучающегося в форме индивидуальной работы формирует благоприятные для обучающегося условия, позволяющие развиваться и реализовать себя в жизни.

Сотрудничество, предполагающее равенство отношений, составляет начало социальной жизни младшего школьника. Результатом образовательного процесса служит готовность и способность к самоизменению, самовоспитанию.

Педагогическая технология индивидуального прогрессивного развития позволяет успешно реализовать поставленные образовательные цели, достижению которых служит системная реализация совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности при личностно-ориентированном подходе.

Индивидуальное прогрессивное развитие младшего школьника необходимо для организации дальнейшей своей деятельности.

ДОРОЖНАЯ КАРТА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

обучающегося МБОУ СОШ с.Красная Горка МР Нуримановсий район РБ

Пояснительная записка

В сентябре 2016 году по заявлению родителей, в первый класс поступил Ш. Рамазан, 20.09.2009 г.р.

Мальчик воспитывается в полной благополучной семье. До поступления в школу 5 лет посещал детский сад.

Психолого-медико-педагогическая комиссия дала заключение: Интеллектуальное развитие в границах возрастной нормы. Нарушение письма и чтения, обусловленное некомпенсированным общим недоразвитием речи. Комиссией рекомендовано обучение по общеобразовательной программе.

Целью составления карты индивидуального развития младшего школьника является создание педагогических условий для развития речи, коррекции нарушений чтения и письма.

Ожидаемые результаты:

1 класс. Развитие речи: правильное произношение отдельных звуков и звукосложений; освоение техники слогового чтения; развитие связной речи; расширение словарного запаса; освоение общеобразовательной программы в предметной области «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика и информатика», «Окружающий мир», «Искусство (ИЗО, музыка), «Технология», «Физическая культура» на базовом уровне.

Роль родителей: 

- сопровождение ребёнка на логопедические занятия специалиста по индивидуальному графику;

- консультации педагога-психолога;

- организация самоподготовки ребёнка и посильная помощь при выполнении заданий;

- консультация и выполнение рекомендаций специалистов РПМПК;

-самоорганизация занятий логопеда в каникулярный период.

  1. Обязательные предметы

Названия предметов

Объем (час./

нед.)

Уровень

Форма изучения

Форма проверки

Русский язык

Литературн. чтение

Математика

Окружающ. мир

Искусство (ИЗО, музыка)

Технология

Физкультура

5 ч.

4ч.

4 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

1ч.

1ч.

3 ч.

базовый

базовый

базовый

базовый

базовый

базовый

развивающая

развивающая

развивающая

развивающая

развивающая

развивающая

развивающая

Тест

Творческая

Зачет

Тест

Творческая

Творческая

Творческая

Зачет

Всего

21 ч.

Занятия логопеда

2 ч.

индивидуальная

Занятия психолога

2 ч.

индивидуальная

Релаксация

1ч.

индивидуальная/

групповая

2. Внеурочная деятельность

Кружок «Умники и умницы».

3. Расписание уроков на неделю

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

занятие психолога

занятие логопеда

занятие психолога

занятие логопеда

релаксация

литературное чтение

русский язык

математика

математика

русский язык

русский язык

математика

литератур

ное чтение

русский язык

литератур ное чтение

математика

литературное чтение

русский язык

окружающий мир

окружающий мир

физическая культура

ИЗО

музыка

технология

физическая культура

физическая культура

кружок

4. Формы работы

- классно-урочная;

- индивидуальные занятия;

- внеурочная деятельность;

- самостоятельная деятельность;

- классные конкурсы и олимпиады;

- творческие игры.

5. Сопровождение

- индивидуальные и групповые наблюдения;

- медицинское обследование;

- консультация специалистов РПМПК;

- составление дальнейшего  индивидуального маршрута развития.

6. Заключение

ЧИСТОГОВОРКИ

*АУ-АУ

-ЗАБЛУДИЛСЯ Я В ЛЕСУ.

*АРЬ – АРЬ – АРЬ

- НА СТЕНЕ ВИСИТ ФОНАРЬ.

* БА – БА – БА

- У НАС СЛОМАНА ТРУБА.

* ВА – ВА – ВА

- ВО ДВОРЕ РАСТЁТ ТРАВА.

*  ГУ – ГУ – ГУ

- РАСТЁТ КЛЕВЕР НА ЛУГУ.

* ДА – ДА – ДА

- В РУЧЕЙКЕ ЖУРЧИТ ВОДА.

* ЕЛЬ– ЕЛЬ – ЕЛЬ

- ДЕТИ ЛЮБЯТ КАРАМЕЛЬ.

* ЁЖ – ЁЖ – ЁЖ

- НА ИГОЛЬНИЦУ ПОХОЖ.

* ЖА – ЖА – ЖА

- Я НАШЁЛ В ЛЕСУ ЕЖА

* ЖИ – ЖИ – ЖИ

- ЛЮБЯТ ЯБЛОЧКИ ЕЖИ.

* ЖУ – ЖУ – ЖУ

-МОЛОЧКА Я ДАМ ЕЖУ.

* ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ

- ЕСТЬ КОЗЛЯТА У КОЗЫ.

* ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ

- РОГ КРАСИВЫЙ У КОЗЫ.

* ИШЬ – ИШЬ – ИШЬ

- ПОЧЕМУ ЖЕ ТЫ МОЛЧИШЬ?

* ЙО – ЙО – ЙО

- Я В ОКНО ГЛЯЖУ СВОЁ.

* КУ – КУ – КУ

- КТО ЗАПЕЛ КУ-КА-РЕ-КУ?

*ЛА – ЛА – ЛА

-НАША ЛЕНОЧКА МАЛА.

* ЛУ – ЛУ – ЛУ

-ИДЁТ ТАНЕЧКА К СТОЛУ.

* ЛО – ЛО – ЛО

- ПРИНЕСЛА ВЕСНА ТЕПЛО.

* ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ

- ЧИСТО Я ПОДМЁЛ ПОЛЫ.

*ЛА – ЛА – ЛА

-МАША ЯГОДКУ НАШЛА.

* ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ

- РАСЦВЕЛА КРУГОМ      

  ЗЕМЛЯ.

* МО – МО – МО

- ДЕТИ ЛЮБЯТ ЭСКИМО.

* НУ – НУ – НУ

- ВОЛКИ ВОЮТ НА ЛУНУ.

* ОР – ОР – ОР

- ПОКРАСНЕЛ НАШ ПОМИДОР.

* ПЫ – ПЫ – ПЫ

- ПО СТВОЛУ БЕГУТ КЛОПЫ.

* РА – РА – РА

-НАЧИНАЕТСЯ ИГРА.

* РА – РА – РА

- ТЕБЕ СПАТЬ ПОРА.

* РЫ – РЫ – РЫ

- СИДИТ МЫШКА У НОРЫ.

* РЫ – РЫ – РЫ

- НАС КУСАЮТ КОМАРЫ.

* СУ – СУ – СУ

-ВИДЕЛ Я В ЛЕСУ ЛИСУ.

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М.:Педагогика, 1991. - 479с.
  2. Груздева Н. В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы [Текст]/ Н.В.Груздева // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Речь. 2001. С. 32-35.
  3. В.В.Давыдов. Теория развивающего обучения.- М."Интор",1996. – 284с.
  4. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. - М., 1988.
  5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Данная редакция и адаптация под web: Мандрик Р.А. (Краткие словари [http://slovo.yaxy.ru/]).
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /[Научные руководители— член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина|сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
  7. Структура технологии обучения. https://lektsii.org
  8. Таксономия Б.Блума. http://http-wikipediya.ru/wiki/
  9. ФГОС НОО с изменениями. 2017. Стандарты образования.  www.edustandart.ru 

Содержание

Введение  ……………………………………………… 3

Принципы развития  ………………………………….. 8

Содержательная часть. Развивающие упражнения ...12

Процессуальная часть  ……………………………… 15

Структура учебной деятельности  .………………… 17

Планируемые результаты. ………………………….. 19

Методические рекомендации ..……………………... 31

Энциклопедия мыслей младшего школьника

«Я всё узнаю сам_» …………………………………. 44

Заключение .…………………………………………. 51

Модель развивающей образовательной среды  …... 53

Дорожная карта индивидуального развития …….... 54

Чистоговорки ………………………………………... 57

Литература  ………………………………………….. 58

Содержание .…………………………………………. 59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

Доклад по теме "Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника"....

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

Индивидуальная карта развития младшего школьника

ИКР (индивидуальные карты развития), позволяющая определить динамику развития учащихся....

Индивидуальная карта развития младшего школьника

Индивидуальная карта развития младшего школьника...