Педагогический опыт на тему: «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения здоровья и развития школьников с нарушением интеллекта»
опыты и эксперименты
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой современности. Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья учащихся может являться использование здоровьесберегающих технологий в процессе учебных занятий, во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.docx | 46.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема опыта: «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения здоровья и развития школьников с нарушением интеллекта»
Автор педагогического опыта: Ерина Юлия Николаевна, учитель ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Забота о человеческом здоровье,
тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего,
забота о гармонической полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой гармонии является
радость творчества».
В.А. Сухомлинский
Актуальность педагогического опыты
Здоровье – одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой современности. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране.
С введением ФГОС обучения учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями для учителя открываются большие возможности для поиска новых технологий, направленных на здоровьесбережение школьников в образовательном пространстве, использование их в сочетании с традиционными формами и методами работы.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что современный человек, общество и государство нуждаются в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья учащихся может являться использование здоровьесберегающих технологий в процессе учебных занятий, во внеурочной деятельности. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения и самых современных видов отдыха позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал.
Идея педагогического опыта
Дети с интеллектуальными нарушениями, с которыми я работаю, имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.
Ведущая педагогическая идея опыта – создание на уроке и во внеурочное время условий для сохранения и укрепления здоровья лиц с интеллектуальными нарушениями, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни, способствующих уменьшению утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке и, как результат, развитию интеллектуальных способностей, повышению качества знаний.
Теоретическая база опыта
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность всех используемых методов и приемов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения. Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей школьников в укреплении и сохранении собственного здоровья, здоровьесберегающей деятельности, способствующей полноценной жизнедеятельности. Возможности реализовать свой личностный и творческий потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет подрастающему поколению требования осознанного саморазвития, самосовершенствования, здоровьесбережения цель которого – не только оберегать здоровье учащегося и учителя от неблагоприятных факторов образовательной среды, но способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Исследованиями в области здоровьесбережения занимались и занимаются многие известные отечественные ученые, педагоги-новаторы такие как Н.А. Амосов, П.В. Барышев, А.А. Баранов, В.Ф. Базарный, В.Ф. Гуров, М.М. Давыдов, В.И. Дубровский, С.С. Коровин, В.А. Кучма, Ю.П. Лисицын, В.А. Пономарчук, С.В. Попов, Г.М. Соловьев, Л.П. Уфимцева, К.Д. Ушинский. Методологической основой процесса здоровьесбережения в образовательных организациях явилась идея И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности, педагогические подходы в формировании здоровья и здорового образа жизни Л.Г. Апанасенко, М.Я. Виленского, И.Г. Бердникова, Г.М. Соловьева; разнообразные подходы к исследованию здоровья и полноценного развития человека Н.Е. Водопьянова, П.К. Смирнова, Б.С. Братусь
Новизна опыта
Отрицательная динамика состояния здоровья современных детей обостряет потребность внедрения в образовательную среду здоровьесберегающих технологий.
Новизна опыта заключается в комбинировании элементов здоровьесберегательных технологий на различных этапах образовательного процесса, с целью повышения мотивации к обучению у учащихся.
Нами разработана и обоснована система работы на уроках и во внеурочное время с использованием здоровьесберегающих технологий, суть которых состоит в создании у учащихся с ограниченными возможностями здоровья мотивации здоровья, формирование у них потребности в здоровом образе жизни и выработке индивидуального способа жизнедеятельности.
Технология опыта
Здоровьесберегающие технологии – это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья школьников с нарушением интеллекта.
Одной из главных задач педагога является сохранение здоровья детей в процессе обучения и воспитания. Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетом в деятельности педагога.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе нами соблюдаются следующие принципы:
– не навреди!
– принцип непрерывности;
-соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.
Основной формой обучения школьников остается урок. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на возможно высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие его аспекты:
1.Гигиенические условия в классе (кабинете).
2.Число видов учебной деятельности, используемых учителем.
3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
4.Число использованных учителем видов преподавания.
5.Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности.
6.Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
7.Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
8.Физкультминутки и динамические паузы, а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у обучающихся желания их выполнять.
9.Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
10.Благоприятный психологический климат на уроке.
В процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями нами применяются следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Физминутки. Комплекс упражнений, направленный на снятие усталости и напряжения, совершенствования общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статистического напряжения.
Дыхательная гимнастика. Неотъемлемая часть оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Проводиться в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выходом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Динамические паузы. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Релаксация. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Используется для обучения детей управлению мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Для релаксации можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
Логопедическая ритмика. Комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: на улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания.
Артикуляционная гимнастика. Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.
Использование элементов театрализации. Они применяются для создания позитивного настроения у детей, преодоления стеснительности, профилактики утомляемости. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, стимулирует речевую активность.
Самомассаж относится к числу наиболее распространенных видов массажей. Его действие направлено на общее оздоровление организма и улучшение самочувствия. Его можно проводить при различных дискомфортных состояниях. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Пальчиковая гимнастика. Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движения с речью. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
Музыкотерапия. Используется в качестве вспомогательного средства, как часть образовательной деятельности, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, развития слухового внимания.
Очевидно, что применение здоровьесберегающих технологий приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, нами были выбраны и освоены основные технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения:
- игровая технология;
- информационные технологии.
Игровая технология на уроках способствует формированию устойчивого интереса к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры.
Регулярно на уроках используем информационные технологии, для рациональной организации учебной деятельности учащихся. В обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья они особенно актуальны. Ученики коррекционных школ имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Особое место на уроках мы отводим мультимедийным презентациям.
Мы пришли к выводу, что внедрение в практику работы здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - ведет к снижению заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективе.
Результативность опыта
В процессе реализации педагогического опыта нами были подготовлены и проведены уроки и организована внеурочная деятельность спортивно – оздоровительному направлению «Ступеньки к здоровью» с использованием здоровьесбрегающих технологий. Программа курса включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
В ходе всего образовательного процесса основными направлениями нашей работы являются:
- изучение состояния здоровья учащихся;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие двигательных способностей;
- расширение кругозора;
- воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;
Опыт работы подтвердил, что применение здоровьесберегающих технологий в обучении школьников с интеллектуальными нарушениями дает свои положительные результаты. Регулярное включение в урок методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что:
1.У детей развиваются психомоторные и речемоторные функции;
2.Укрепляется физическое и психическое здоровье детей через развитие дыхательной, системы
3. Стимулируется развитие произвольной регуляции движения;
4.Формируется артикуляционная моторика и развивается речевой аппарат;
5. Развивается мелкая моторика и речь;
6. Повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
7. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
8. Корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
9. Повышается работоспособность;
10. Развиваются психические процессы;
11. Формируются двигательные умения.
Опыт работы подтвердил, что внедрение в практику работы здоровьесберегающих технологий позволяет создать наиболее разнообразную, интересную для ребенка развивающую среду, что оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние школьников, способствует развитию внимания, концентрации, усидчивости, проявлению заинтересованности учащихся в выполнении своей работы. В результате чего одни недостатки у учащегося преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своём развитии. А это в свою очередь является средством сохранения и укрепления здоровья.
Здоровье наших воспитанников определяет здоровье нации в будущем. И это ответственность и родителей, и персонала учебных учреждений. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.
Нам необходимо учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен для учителя начальных классов при работе с учащимися с ОВЗ, так же родителям, студентам дефектологических факультетов.
Список литературы
1. Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1974. – 136 с.
2. Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
3. Коростелев Н.В. Воспитание здорового школьника. М., 1986.
4. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
5. Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей в развитии»
6. Сократова, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 220 с.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.
8. Цабыбин, С.А Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / С.А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель. 2009. – 142 с.
9. Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Здоровьесберегающие технологии как наиболее эффективное средство учебно- воспитательного процесса»
Педагогический проект предлагает здоровьезберегающие технологии для учащихся начальных классов....
Использование здоровьесберегающих технологий- путь к сохранению здоровья детей.
Перзентация, которая знакомит с путями сохранения здоровья учащихся в процессе обучения....
Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников.
Как сохранить здоровье учеников на уроках...
Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьника.
laquo;Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&helli...
Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьника.
quot;Забота о здоровье - это важнейший труд учителя. От жизнидеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозренние, учмственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы..." В...
Здоровьесберегающие технологии ,как фактор сохранения здоровья школьников
В статье освещается информация об использовании здоровьесберегающих технологий в начальной школе....
Представление педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения здоровья и развития младших школьников с нарушением интеллекта»
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой современности. Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья учащихся может являться использование здоровьесбер...