Стратегии смыслового чтения
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Героева Ольга Анатольевна

Стратегический подход к обучению смыслового чтения как важное направление развития читательской грамотности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strategii-smyslovogo-chteniya.doc695 КБ

Предварительный просмотр:

                     Стратегии смыслового чтения.

Стратегический подход к обучению смыслового чтения как важное направление развития читательской грамотности младшего школьника

 

Название стратегии

Тип стратегии

Цель и алгоритм реализации

Работа с текстом до чтения. 

Задачи:  

1) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом; 2) Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

3) Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

1.1

«Мозговой штурм»

/ «Кластер»

предтекстовая

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к

теме текста. Алгоритм реализации стратегии: 

  1. Сегодня мы будем читать и обсуждать тему... Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
  2. Преподаватель записывает все называемые ассоциации.                    
  3. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

1.2

«Глоссарий»

предтекстовая

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Алгоритм реализации стратегии: 

  1. Мы будем читать информационный текст «…».
  2. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.
  3. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.

Другие варианты стратегии:

  1. До чтения текста предложить учащимся перечень ключевых понятий темы и

попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста сопоставить собственную версию с полученной информацией (послетекстовая стратегия).  

  1. Предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать -

какая из трактовок будет ближе содержанию текста, после прочтения текста вернуться (послетекстовая стратегия).

  1. Предложить ключевые слова темы и попросить связать данные слова по

какому-либо критерию или оформить графически, после прочтения текста вернуться (послетекстовая стратегия).  

 

1.3

«Ориентиры предвосхищения»

предтекстовая

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к

теме текста.

Алгоритм реализации стратегии: 

        1.         Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (V).

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

 

 

 

 

2.             Отметьте их ещѐ раз после прочтения текста. Если ваш ответ

изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).

 

1.4

«Рассечение вопроса»

предтекстовая

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его

заглавия. Алгоритм реализации стратегии: 

Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чѐм, как вы

думаете, пойдѐт речь в тексте?

Предполагаемый ответ: «В заглавии имеются две смысловые группы: ... Речь в

тексте пойдѐт о ... Поскольку я знаю, что …, то события текста будут касаться ….»  

1.5

«Предваряющие вопросы»

предтекстовая

Цель: актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Алгоритм реализации стратегии: 

  1. Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)
  2. Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

 

1.6

«Верите ли вы…»

предтекстовая

Цель: вызвать интерес к тексту или теме урока, вызвать положительную мотивацию. Алгоритм реализации стратегии: 

Учитель формулирует утверждение, начиная словами «Верите ли вы, что…». Предположения проверяются после прочтения текста (послетекстовая стратегия)

 

Работа с текстом во время чтения. 

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

2.1

«Чтение в кружок» (попеременное чтение)

 

текстовая

Цель: проверка понимания читаемого вслух текста. Алгоритм реализации стратегии: 

  1. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаѐм следующему чтецу. (Если на самом деле имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.)
  2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Первым всегда читает преподаватель, затем он передаѐт текст первому слушателю , затем второму и т.д. Таким образом, все читают попеременно.

 

2.2

«Чтение про себя с вопросами»

текстовая

Цель: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всѐ более усложняющиеся вопросы.

Алгоритм реализации стратегии: 

  1. Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них.
  2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаѐт вопросы, другой — отвечает.
  3. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них.
  4. Проделайте то же самое с остальными абзацами.

 

2.3

«Чтение         с

остановками»

текстовая

Цель: управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Алгоритм реализации стратегии: 

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться

вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

2.4

«Чтение про себя с пометками»

текстовая

Цель: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Алгоритм реализации стратегии: 

А. Выберем одну из предтекстовых стратегий. 

Б. Текстовая деятельность. 

  • Цель чтения — критический анализ текста.
  • Читайте и одновременно отмечайте:

++ соответствует тому, что знаю;

– противоречит тому, что знаю;

+ новое;

? надо обсудить.

•              Прочитав текст, посмотрите на свои пометки. Сделайте индивидуальную таблицу и занесите туда всѐ то, что представляет для вас особый интерес (новое, требует обсуждения).

++ 

 

+ новое

? обсуждение

 

 

 

 

  • Работа в парах. Обсудите, какие положения текста соответствуют вашим представлениям? Что им противоречит? Что вы узнали нового? Какие положения ваша пара выносит на обсуждение?
  • Групповое обсуждение. Обсудите содержание текста. Что вам было известно? Что противоречит предшествующим знаниям? Что осталось неясным? Что было новым? Интересным? О чѐм вы хотели бы получить больше информации?
  • Комментарий: Если меняется цель чтения, другим станет и характер пометок.

Например: Поставьте следующие пометки у каждой основной мысли автора:

+ согласен ;    - не согласен ;    ? нужно обсудить

2.5

«Восстановление / заполнение пропусков»

текстовая

Цель: управление процессом осмысления текста во время его чтения. Алгоритм реализации стратегии: 

Учащимся выдается текст, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решѐткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам — фразу, по нескольким фразам — смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов.  

2.6

«Дневник двойных записей»

текстовая

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически

оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

 Алгоритм реализации стратегии: 

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о   каких-то    фактах,    вызвали     какие- либо ассоциации; в правой – написать        лаконичный      комментарий: почему  именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул

Работа с текстом после чтения 

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

3.1

«Отношения между вопросом и ответом» / «Где

ответ?»

послетекстовая

Цель: обучение пониманию текста. Алгоритм реализации стратегии:

Суть стратегии: учащимся предлагается схема (Где ответ?) и говорится о том, что

ответ на вопрос может содержаться в тексте или в голове у читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2).

В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном

предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ находится в голове читателя, то в одном случае (3) читатель

составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

Далее учащимся предлагается список вопросов, которые они должны отнести к

одной из групп. После этого предлагается дать ответ на поставленный вопрос

 

3.2

«Верные         и неверные утверждения»

Послетекстовая

(может         быть использована и как предтекстовая)

Цель: актуализация знаний учащихся и активизация мыслительной деятельности Алгоритм реализации стратегии:

Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-». 

3.3

        «Толстые»         и

«тонкие» вопросы»

послетекстовая

Цель: формирование умения формулировать вопросы и умения соотносить

понятия Алгоритм реализации стратегии:

Учащимся предлагается составить вопросы по теме, по тексту и т.д. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развѐрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

«Толстые» вопросы 

«Тонкие» вопросы 

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чѐм различие…?

Почему вы считаете….?

 

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

3.4

«Ромашка Блума»

послетекстовая

Цель: формирование умения формулировать вопросы и умения соотносить

понятия

Алгоритм реализации стратегии:

        Шесть         лепестков         –         шесть         типов         вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

 

3.5

«Тайм-аут»

 

послетекстовая

Цель: самопроверка и оценка понимания текста путѐм обсуждения его в парах и в группе.

Алгоритм реализации стратегии: 

  1. Прочитайте самостоятельно про себя 1 часть (абзац) текста. Дальше работайте в парах.
  2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
  3. Проделайте ту же работу со следующими абзацами.
  4. Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией.
  5. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.
  6. Составьте краткий пересказ из нижеследующих предложений, расположив их в нужном порядке (предложения заранее подобраны учителем)

3.6

«Знаю — Хочу узнать — Узнал» («3 — X — У»)

 

послетекстовая; общеучебная

Цель: Актуализация предшествующих знаний Алгоритм реализации стратегии: 

  1. Нарисуйте таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

  1. Прочитайте название текста и назовите его тему (о чем?)
  2. Вспомните всѐ, что вы знаете по этой теме. Запишите слова в колонку «Знаю».
  3. Прочитайте вслух то, что записано. Добавьте то, о чѐм вы знали и забыли.
  4. Запишите во вторую колонку («Хочу узнать») вопросы, которые у вас появились в ходе обсуждения.
  5. Обсудите все вопросы и запишите их (без повторения) во вторую колонку.
  6. Читайте текст и отвечайте на поставленные вопросы в третьей колонке. Если в тексте нет ответа, поставьте минус около вопроса.
  7. Обобщите всѐ, что вы узнали из текста, пользуясь своими записями в третьей колонке.

3.7

«Знаю — Хочу узнать — Узнал»

(«3 — X — У»)

(плюс)

 

послетекстовая; общеучебная

Когда у читателя остаются вопросы, на которые нет ответа в тексте, а желание узнать всѐ еще есть, рекомендуем обратиться к этой стратегии. Заинтересованные учащиеся найдут ответы в Интернете и других источниках. Найденную информацию можно добавить в следующую колонку «Узнал». Такую работу можно продолжать достаточно долго.

 

3.8

«Кубик Блума»

послетекстовая

Цель: обучение пониманию текста. Алгоритм реализации стратегии:

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».Учитель (или ученик) бросает кубик.

Необходимо сформулировать вопрос к тексту по той грани, на которую выпадет кубик. Так, вопрос, начинающийся со слова «Назови...» нацелен на уровень репродукции, т.е. на простое воспроизведение знаний. Вопросы, начинающиеся со слов «Почему...» соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определѐнным предметом или явлением. Отвечая на вопрос «Объясни...» ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры. Задания «Предложи...», «Придумай...», «Поделись...» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным. Возможны два режима использования данного приѐма:

  • учитель задаѐт соответствующие вопросы по тексту, ученики отвечают.
  • ученики формулируют вопросы и отвечают на них.

 

3.9

«Проверочный лист»

 

послетекстовая

Алгоритм реализации стратегии: 

Проверочный лист «Краткий пересказ» 

  1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)
  2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)
  3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)
  4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.) 5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)

3.10

«Синквейн»  

 

послетекстовая

Цель: Показать своѐ отношение к тексту

Алгоритм реализации стратегии:

Синквейн пишется по следующим правилам:

1-я строка. Тема (слово, понятие).

2-я строка. Два прилагательных, показывающих отношение к теме.

3-я строка. Три глагола  в рамках темы

4-я строка. Предложение в 4 слова в рамках темы.

5-я строка. Эмоциональное отношение к теме (синоним)

3.11

«Штрихи»

послетекстовая

Цель: Показать своѐ отношение к тексту

Алгоритм реализации стратегии: 

Штрихи пишутся по следующим правилам:  

1-я строка. 1 существительное.  

2-я строка. 2 прилагательных.  

3-я строка. 3 причастия.  

4-я строка. 4 глагола.  

5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)

6-я строка. Сложносочинѐнное или сложноподчинѐнное предложение по теме.  

Пример:

«Весна» 

Чувства,  

Искренние, противоречивые,  

Чарующие, манящие, дурманящие.  

Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,  

Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.  

Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в

царство мечты и надежды на чудо.

 

3.12

«Даймонд»

послетекстовая

Цель: Показать своѐ отношение к тексту Алгоритм реализации стратегии: 

Даймонд пишется по следующим правилам:  

Два         существительных         (первая         и         последняя         строки)         выражают         два противоположных понятия.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки

первого существительного.

Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие

первого существительного.

Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк,

только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке. Пример:  

День  

Ясный, светлый  

Радует, волнует, бодрит  

День светел. Ночь темна.  

Печалит, опустошает, усыпляет  Мрачная, темная  Ночь.  

3.13

«G-S-R  

(АннотацияКраткий пересказ-

Пересказ)» «Смысловое

свѐртывание»

 

/

компрессия         текста; послетекстовая

Цель: Научить свѐртывать информацию текста и представлять еѐ с разной

степенью свѐрнутости и развѐрнутости

Алгоритм реализации стратегии: 

Бегло прочитайте текст и разделите его на смысловые отрывки. Как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста. Эту работу учитель выполняет дома, чтобы быть уверенным в правильном делении текста на смысловые части. При чтении текста при необходимости обсудите незнакомые слова.

  1. Поставьте 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому абзацу;
  2. Подготовьте таблицу из трѐх колонок и дайте им названия. В первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.

План в вопросах

Ключевые слова (основные мысли)

Индивидуальные слова (детали)

1.

2.

3.

4.

 

 

Ключевое слово — это слово из текста, необходимое для ответа на поставленный вопрос. Таких слов бывает немного — 3-5. Ключевыми обычно являются существительные и глаголы.

Колонка индивидуальных слов, определяющих детали содержания текста, действительно заполняется каждым человеком индивидуально. Каждый обучающийся знает то, что ему трудно запомнить — имена, цифры, прилагательные. Именно их он записывает в третью колонку.

Если соединить слова из второй и третьей колонки, получится словарик основных мыслей и деталей, составляющих содержание полного пересказа текста. Ключевых слов только из второй колонки достаточно для составления краткого пересказа (реферата текста), который отвечает на вопрос «Что случилось с персонажами текста в описываемой ситуации? ».

В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко — все слова используются, лишних не остаѐтся. Критерий лѐгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов.

Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры, «нот текста» невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ. Занятие лучше начинать с более лѐгкого вида задания — полного пересказа. Продемонстрировав всей группе один пример пересказа, далее можно предложить сделать эту работу в парах. Краткий пересказ обязателен для каждого обучающегося.

Подготовка аннотации — следующий шаг стратегии. Эту работу следует

выполнять либо в конце занятия, после полного или краткого пересказа, либо в начале. Начинать работу с аннотации можно только после накопления определѐнного опыта использования данной стратегии.

Аннотация готовится на основе материала из первой колонки, в которой план содержания текста записан в форме обобщѐнных вопросов. Подчеркните существительные и глаголы в каждом из них, а потом составьте из этих слов ответ на вопрос «О чѐм текст?». Обратим внимание ещѐ раз на то, что стратегию необходимо

отрабатывать на занятии в ходе совместной деятельности учителя и учащихся. Даже для взрослых обучаемых она представляет некоторую трудность при первом использовании. Самостоятельное использование стратегии возможно после неоднократного совместного применения.

3.14

«Обзор словаря»

послетекстовая; развитие словаря

 

Цель: Обучение умению соединять тематический принцип и индивидуальный ключ запоминания

Алгоритм реализации стратегии: 

Слова 

Объяснение 

Ключ 

предчувствие

чувство, что что-то

грозовые облака

 

может случиться

перед грозой

жуткий

пугающий, странный

ночью

Ключом к запоминанию может быть рисунок, объяснение, синоним, образ, пример

и т.д 

3.15

«Аналогия»

послетекстовая; развитие словаря

Цель: Целенаправленная работа со словом

Алгоритм реализации стратегии: 

  1. Прочитайте предложение. Определите отношения между предметами. Добавьте своѐ слово.

Например,  Машина относится к дороге, как поезд

к................... .................................

  1. Составьте свои предложения.

Работа с объемными текстами 

 

4.1

        «Алфавит         за

круглым столом»

Работа с объемными текстами

Цель: мотивировать  на прочтение книги Алгоритм реализации стратегии: 

На предложенной карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой …. (например, взаимоотношения человека и природы, человека и животных) Обсуждение результатов работы происходит по методике свободного обсуждения («круглый стол»). Время работы — 5 мин.

 

а

б

Бианки

в

г

«Глаз волка»

д

е

ж

3

и

к

Кипли нг

л

Джек

Лондон

«Зов предков»

м

« Маугли

»

«Маленьк ий принц»

н

о

п

Пришвин

Паустовск ий

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

ы

э

ю я

4.2

        «Соревнуемся         с

писателем»

Работа с объемными текстами

Цель: мотивировать человека на прочтение книги Алгоритм реализации стратегии: 

  1. Учитель молча перелистывает страницы книги, демонстрируя всем иллюстрации. Затем один участник предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют. Преподаватель может комментировать ответы обучающихся, указывая на несоответствия, нелогичные выводы и направляя обсуждение. Ни в коем случае нельзя подталкивать участников к знакомству с содержанием книги! Эта работа проводится на материале одной из книг, которую преподаватель приносит в класс и предлагает учащимся для чтения.  
  2. Домашнее задание— прочитать книгу и оценить, насколько наш вариант соответствует авторскому тексту.

4.3

«Ориентиры предвосхищения»

Работа с объемными текстами

Цель: мотивировать  прочитать книгу. Алгоритм реализации стратегии: 

Учитель демонстрирует составленную заранее таблицу по книге. Вот пример

подобной таблицы по книге Джека Лондона «Зов предков».  

До чтения

Суждения

Автор

После

 

1. Только сильные выживают в этом мире.

 

 

 

2. Люди должны жить в гармонии с окружающей средой.

 

 

 

3. Люди всегда приспособятся к среде выживания.

 

 

 

4. Примитивные инстинкты

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в условиях введения ФГОС

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы но...

Статья "Стратегии смыслового чтения"

В статье говорится о стратегии смыслового чтения, о необходимости работы с текстом, начиная с начальной школы....

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

На уроках литературного чтения, окружающего мира широко использую создание совместно с детьми электронной «3D книги». Детям очень нравится работать, повысился интерес к предме...

Буклет "Стратегии смыслового чтения"

Стратегии смыслового чтения: как обучать младших школьников пониманию учебных текстов....

ПРОГРАММА деятельности муниципальной инновационной стажировочной площадки « Стратегии смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО и ООО». Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №7

Организация и  реализация в  МБОУ СОШ № 7  инновационных видов образовательных технологий направленных на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся ...

Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»

Программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...