ПРОГРАММА деятельности муниципальной инновационной стажировочной площадки « Стратегии смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО и ООО». Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №7
проект на тему

Жигилиева Елена Александровна

  Организация и  реализация в  МБОУ СОШ № 7  инновационных видов образовательных технологий направленных на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_sp_2017.docx52.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

деятельности  муниципальной инновационной стажировочной  площадки « Стратегии смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО и ООО».

Муниципальное бюджетное   образовательное учреждение  средняя образовательная школа №7

 

Исполнители :

 Директор МБОУ СОШ №7

 Репникова О.А.

Педагогический коллектив МБОУ СОШ

                                            п. Каменномостский

                                                    2016 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

 Стратегии смыслового чтения и работы с текстом

2

Дата и номер протокола педсовета ОУ рассмотрении программы

 2016 г?????

3

Дата и номер приказа начальника образования о создании стажировочной  площадки

Приказ № 560    от  16 .09.2016 г.?????

                                                                                                               

4

Заказчик программы

Управление образования  МО « Майкопский район»

5

Разработчики программы

 Репникова О.А. директор школы

 Жигилиева Е.А., заместитель директора по  МР,

Руководители ШМО

 Лысаченко Е.Л., Жукова Л.М., Лукьянченко Л.Р.

6

Цель

   -Организация  работы педагогов, направленной на создание учебной среды способствующей развитию творческих и познавательных интересов учащихся  направленных  на развитие навыков работы с текстом, создание благоприятных условий для умственного, нравственного и эмоционального  развития каждого школьника.

   

7

Задачи

1. Разработать и апробировать в МБОУ СОШ №7  программу « Стратегии смыслового чтения и работы с текстом».

2. Определить оптимальные организационные и педагогические условия, способствующие созданию развивающей среды для  формирования навыков смыслового чтения, выявив эффективные формы и способы деятельности.

3. Разработать эффективные механизмы организации  работы по теме ИП.

 4. Разработать и апробировать диагностические материалы для проведения мониторинга в рамках ИП.

5. Повысить уровень  профессиональной компетентности педагогов по проблеме через курсы повышения  квалификации; участие в работе проблемных групп, организацию семинаров; работу по самообразованию и т.д.

 6. Обеспечивать общее  развитие школьника, глубокое понимание  научных и художественных текстов различного уровня сложности,  осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

 

8

Состав участников осуществляющих программу  инновационной стажировочной площадки

Педагогический коллектив  МБОУ СОШ №7

9

Состав участников принимающих участие в  работе стажировочной площадки

Педагоги школ  Майкопского  района.

10

Координатор деятельности стажировочной площадки

Муниципальный орган управления образованием  Майкопского района.

11

Система организации контроля за исполнением программы

Система организации контроля за исполнением программы определяется директором  МБОУ СОШ №7

12

Ожидаемые конечные результаты

1. Повышение уровня  профессиональной компетенции учителей ОУ по данной проблеме.

2. Приобретение обучающимися  навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения

3. Развитие интереса, интеллектуальных инициатив обучающихся.

4. Освоение творческого подхода к любому виду деятельности.

5. Развитие коммуникативных способностей в коллективе единомышленников.

6. Создание развивающей образовательной среды для ребёнка.

7. Вовлечение  родителей и  работников школьной и поселковой библиотек  в процесс формирования  навыков смыслового чтения и  информационной культуры  обучающихся.

8. Участие школьников в научно-практических конференциях, конкурсах       на различных уровнях.

9. Издание сборника по теме программы.

                                            СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

II.СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ  

  1.  Исходные теоретические положения
  2. Практика реализации
  1.  Этапы реализации и прогнозируемые результаты по каждому этапу
  2.  Методы деятельности
  3.  Средства контроля и обеспечение достоверности  
  4.  Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику
  5.  Необходимые условия организации работ
  6.  Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме программы

Введение

                                      

                             Муниципальная стажировочная площадка в своей деятельности руководствуется:

•         Конституцией Российской Федерации (ст. 43);

•        Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

•        Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым, 04 февраля 2010 г., Пр-271);

•        Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы»;

•        нормативными правовыми актами и распорядительными документами Министерства образования и науки республики Адыгея;

•        нормативными правовыми актами и распорядительными документами Управления образования Администрации муниципального образования «Майкопский район»;

•        Уставом  МБОУ СОШ №7

  •  Образовательной программой НОО МБОУ СОШ №7
  • Образовательной программой ООО МБОУ СОШ №7
  • Положение о стажировочной площадке МБОУ СОШ №7

         Актуальность программы


         Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения, отмечают, что информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей, находящихся в столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем.
      Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о кризисе. Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Все это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства. В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением школьников, принято считать следующие:

- снижение интереса к чтению;

- ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

- низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

- обрабатывать информацию в письменной форме.

         Сложившаяся ситуация во многом обусловлена такими недостатками образовательных программ, как:

- несоответствие многих используемых приемов и методик обучения чтению современным требованиям работы с письменной информацией;

- невнимание к разработке и использованию новых стратегий и технологий чтения в соотнесении с его целями;

- низкий уровень обучения чтению и работе с письменными источниками информации на всех ступенях системы образования.

          Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения. Раннее приобщение детей к визуальной массовой культуре, к «картинкам» и последующая работа с компьютером (в основном, компьютерные игры) формируют такие особенности восприятия «культурного окружения», как фрагментарность, поверхностность, неустойчивость.
     Сегодня большинство детей и подростков с существенным запозданием приобщаются к фундаментальным ресурсам письменной культуры и недостаточно эффективно используют их в   жизни и в процессе получения образования.
    Значительно возрос и практически стал превалирующим тип поверхностного чтения, который характеризуется слабой интенсивностью, отсутствием личностных побуждений к работе с текстами, не направленностью восприятия их содержания, слабой выраженностью обращения к ним после прочтения. В этих условиях их культурное содержание остается неосвоенным, а разрыв между пластами фондовой письменной и оперативной устной культуры увеличивается…
    Согласно результатам исследований, для российских школьников характерен низкий уровень таких навыков, как упорядочение собственных познавательных процессов, определение их направленности и выбор соответствующих письменных источников, работа с ними. Как правило, выпускники средних общеобразовательных учреждений плохо подготовлены к решению типичных задач, связанных с оперированием письменной информацией: не владеют навыками поиска нужных текстов, их отбора и организации в соответствии с определенной темой, их адекватного прочтения и интерпретации, устной и письменной репрезентации прочитанного. В обществе доминирует ориентация на «легкое» чтение, и школьные программы оказываются содержательнее, чем познания взрослых. Соответственно, семья, как правило, не может обеспечить младшим поколениям базу для приобщения к книжной культуре, нужный уровень читательской компетентности. И в их обыденной внешкольной жизни отсутствуют стимулы приобщения к серьезному чтению. Не всегда выполняет стимулирующие функции и современная школа.
     В современной школе наблюдается кричащее противоречие: между высокими требованиями к продукту образовательной деятельности, который должен обладать функциональной грамотностью, и старой методологией обучения, отсутствием системного подхода в обучении чтению.
    Данные различных исследований свидетельствуют о снижении читательской активности и уровня читательской компетентности. Среди основных причин сложившейся ситуации в отечественном образовании выделяют:

- слабую освоенность современного информационного поля: не сложились отчетливые принципы отбора, оценки качества нужной печатной продукции, ее адекватного использования в профессиональной деятельности и обыденной жизни;

- плохую организацию образования, связанного с языком, письменными текстами, информационными потоками;

- дефицит современного методического обеспечения системы образования в области чтения;

- неподготовленность преподавательских кадров, их неспособность обеспечить учащимся необходимый уровень читательской компетентности;

- слабость социокультурных стимулов к чтению .

   Чтение является важнейшим средством социализации учеников. В настоящее время мы наблюдаем засилие поп-культуры через все каналы и средства массовой информации. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок имел бы возможность погрузиться в мир качественной литературы. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.

Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.

  Школа имеет все возможности оказать колоссальное влияние на решение проблемы чтения, так как чтение является одним из главных общеучебных навыков.    

      Инновационные процессы на современном  этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему  школьного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Развитие  школьного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

     Таким образом, актуальным становится вопрос организации и  реализации в  МБОУ СОШ № 7  инновационных видов образовательных технологий направленных на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей в условиях реализации ФГОС. 

        Читательская компетентность должна формироваться целенаправленно на всех ступенях образования. Организатором этого процесса должны стать педагоги, преподающие разные учебные дисциплины, посредством включения в образовательный процесс различных приёмов формирования осмысленного чтения. В этот процесс должны активно включаться родители, которые являются главными трансляторами ценностей для своих детей.

    Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом » нацелена на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми  школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО и ООО.

Практическая значимость:

-  Разработка стратегий смыслового чтения и работы с текстом в МБОУ СОШ №7.

-  Внедрение инновационной деятельности   стажировочной площадки в образовательный процесс МБОУ СОШ №7.

-Организация  работы педагогов, направленной на создание учебной среды способствующей развитию творческих и познавательных интересов учащихся  направленных  на развитие навыков работы с текстом.

-  Разработка методических рекомендаций для  педагогов  по развитию навыков смыслового чтения и работы с текстом.

- Сообщение результатов реализации инновационной деятельности  на педагогическом совете МБОУ СОШ №7 и  на МУМО.

 Значимость  для региона: 

      Формирование навыков смыслового чтения у обучающихся в рамках   основного и среднего (полного) общего образования в МБОУ СОШ №7.

У педагогов – формирование демократических установок в профессиональной деятельности через взаимодействие    общеобразовательных школ.

Объект исследования:

 Система  работы по формированию навыков смыслового чтения в рамках   начального, основного  общего образования.

 Предмет исследования:

Условия эффективности применения  методов по формированию и развитию основ читательской компетенции.

Сроки реализации проекта.

      Проект рассчитан на два учебных года: с сентября 2016г. по май 2018г. Такой срок позволяет в полной мере изучить, апробировать и выявить наиболее эффективные методические приемы по формированию  навыков смыслового чтения и работы с текстом   на ступенях НОО и ООО и сформировать оптимальный комплекс необходимых ресурсов (технологических, организационных, профессиональных, материально- технических и др.) для реализации ФГОС на всех уровнях.

Цель:

- организация  работы педагогов, направленной на создание учебной среды способствующей развитию творческих и познавательных интересов учащихся  направленных  на развитие навыков работы с текстом, создание благоприятных условий для умственного, нравственного и эмоционального  развития каждого школьника и повышение качества образования

Задачи:

- разработать и апробировать в МБОУ СОШ №7  программу « Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»;

- определить оптимальные организационные и педагогические условия, способствующие созданию развивающей среды для  формирования навыков смыслового чтения, выявив эффективные формы и способы деятельности;

- разработать эффективные механизмы организации  работы по теме ИП;

 - разработать и апробировать диагностические материалы для проведения мониторинга в рамках ИП;

 - повысить уровень  профессиональной компетентности педагогов по проблеме через курсы повышения  квалификации; участие в работе проблемных групп, организацию семинаров; работу по самообразованию и т.д.;

 - обеспечивать общее  развитие школьника, глубокое понимание  научных и художественных текстов различного уровня сложности,  осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

 

 Гипотеза реализации 

       Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника приведет к развитию  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.  

  Новизна  заключается в инновационном содержании и в формах организации работы программы  в соответствие с ФГОС НОО и ООО.

Обоснование значимости проекта.

         Данная инновационная модель является значимой не только для нашей или другой сельской школы, столкнувшейся с проблемами  снижения интереса к чтению, ограниченностью круга чтения подростков, с низким уровнем читательской компетентности, но и для любой школы в масштабах нашей страны.

2.  СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ИННОВАЦИОННОЙ    ПЛОЩАДКИ НА 2016-2018 ГОДЫ

1.         Исходные теоретические положения

Исходные положения определяются теоретическими идеями:

  • концепция универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) 
  •  методики Зайцева В. Н., Омороковой М. И., Светловской Н. Н., Степанищева А. Т., Федоренко И. Т. и др.

Методологической и теоретической основой  явилась актуальная междисциплинарная учебная программа, предусмотренная новыми образовательными стандартами  «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Программа направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

2.2. Методы деятельности

2.2.1. Принципы,  положенные в основу:

 -  принцип преемственности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении навыками чтения, от простого к сложному;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья обучающихся;

- принцип творческого развития;

- принцип индивидуального подхода;

 - принцип научности и доступности понятий;

 - принцип междисциплинарности и интеграции содержания;

 - принцип успешности.

Принцип преемственности касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых. Он позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира. В каждый временной интервал обучения педагог решает конкретные задачи. Связь и преемственность этих задач создают условия для перехода учащихся от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности, обеспечивая последовательное их решение.

Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю  образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.

Индивидуальный подход к каждому учащемуся состоит в изучении и учете во время учебного процесса личностных особенностей каждого ученика, независимо от его успеваемости, с целью максимального развития его творческих и мыслительных способностей, обеспечении всестороннего развития учащихся, расцвете их талантов.

         При отборе содержания материалов учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания.

2.2.2. Методы  деятельности по внедрению инновационного проекта

- изучение научно – практической, методической литературы по теме,

- изучение нормативных и инструктивных документов,

- анализ имеющегося опыта,

- теоретическое моделирование,

- педагогические технологии,

- оперативное управление,

- комплексное (перспективное и календарное) планирование;

-педагогический анализ (наблюдение, опрос, интервьюирование, диагностика (первичная, промежуточная, итоговая),

- контроль выполнения планов,

-дополнительное ресурсное обеспечение,

- изучение, анализ и обобщение опыта по инновации

2.2.3.  Формы и методы работы  ИП

 

•        Курс семинаров   « Формирование читательских компетенций у школьников»

  •  Школьное научное общество учащихся;

•        Организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы  школьников.

Формы работы со слушателями стажировочной площадки

•        мастер – классы;

•        практикумы;

•        семинары;

•        обсуждение видеоматериалов с учебных занятий;

•        лекции – беседы;

•        открытые учебные занятия;

•        индивидуальные и групповые консультации;

2.3.  СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ 

Материально-техническая база:

  • мониторинг состояния оснащенности информационно-деятельностного пространства по реализации программы;

Работа с педагогическим коллективом:

  •  мониторинг внедрения инновационной модели  программы

 « Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

в МБОУ  СОШ №7

  •  анализ проведённых мероприятий по внедрению  программы

« Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

Работа с детским коллективом:

  • мониторинг уровня сформированности навыков смыслового чтения    учащихся в учебной деятельности (предметные результаты);
  •  мониторинг уровня сформированности навыков смыслового чтения    учащихся во внеурочной деятельности (метапредметные результаты);
  • оценка личностных результатов  сформированности навыков смыслового чтения через портфолио учащихся;
  • мониторинг  читательских интересов школьников и посещаемости школьной, поселковой библиотек

Взаимодействие с социумом:

 

  •  анкетирование родителей учащихся  
  • публичный доклад директора МБОУ  СОШ №7
  • аналитическая справка за каждый отчётный период реализации проекта

2.4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ИП  В  МАССОВУЮ ПРАКТИКУ:

      Полученные в ходе реализации ИП результаты будут иметь практиче-скую ценность:

- для педагогов   образовательных учреждений района;

- для родителей обучающихся.  

            Наиболее приемлемыми формами трансляции полученного в ходе реализации проекта опыта считаем:

   – информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал  по формированию смыслового чтения и работы с информацией.

   – мастер-классы;

   – консультации ;

   – дни открытых дверей для родителей и педагогов других  образовательных учреждений;

   – сайт образовательной организации.

2.4.1.  Устойчивость результатов ИП

обоснована наличием:

- нормативной базы, приведенной в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ;

- наличием   кадровых, финансовых, материально-технических и иные условий реализации  ИП;

- повышение профессиональной компетентности педагогов образовательной организации  по вопросам  формирования навыков смыслового чтения и работы с информацией;

- разработанным планом  дальнейшей работы по теме ИП;

- реализацией  мероприятий по развитию материально-технической базы. 

2.4.2. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности программы    

Уровень компетентности педагогов по ИП

Показатели:
- умение планировать собственную деятельность по  формированию навыков смыслового чтения и работы с информацией на основе глубокого анализа предыдущей деятельности;

 - умение вовлечь родителей и работников поселковой библиотеки в образовательный процесс  по теме ИП;
- умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.
  

-  качество обучающих семинаров, консультаций проводимых педагогами на базе школы.

 2.5.         НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ

- образовательное учреждение МБОУ СОШ №7, которое: обеспечено материальными, организационными и кадровыми ресурсами для эффективной организации стажировок педагогических и   работников системы образования; демонстрирует   устойчивые результаты  формирования смыслового чтения; имеет   опыт работы, готовый к распространению.

 - осуществление постоянного мониторинга результатов;  

- организация систематизированного педагогического процесса  по формированию навыков смыслового чтения и работы с информацией;

- подготовка педагогов и родителей к реализации цели ИП.  

2.6.         Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме  программы

1. Как проектировать универсальные учебные действия  в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.

2. Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формированиие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение,2010.

3.        Апальков В. Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций» [Электронный ресурс].  Режим доступа:www.gazpromschool.ru/teachers/

4.        Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: www.school 2100.ru

5.        Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4¬е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

6.        Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя //Начальная школа -  2003, № 1. С. 11-18  

7.        Чтение – вот лучшее учение.  Периодическое  издание муниципального  автономного учреждения информационно-методический центр г. Томска. [Электронный ресурс].  Режим доступа: imc.tomsk.ru

8.         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. минобрнауки.рф›документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf

Литература

9. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М: КомКнига, 2006. — 144 с.

10. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.

 11. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе 5-6м классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) / Электронный ресурс. URL: https://docs.google.com/document/d/1jiQ9gYsdh4GDlue00WofIcapJaiTzhigA-GIDg-Jrx8/edit

12.Козленко Л.Н. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/632538/

13.Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. – 1990. - №8 – с.52

 14.Политова Н. И. Развитие речи учащихся.- М.: Просвещение,1984

15.Светловская Н. Н. Основы науки о читателе - М.: Просвещение, 1997



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье автор рассказывает об использовании технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО....

Активные методы обучения, используемые при работе с учащимися начальных классоф на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

Выступление на семинаре учителей начальных классов ГБОУ города Москвы "Школа №2036". 10 февраля 2016....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...

Особенности проектирования уроков литературного чтения в условиях реализации ФГОС . Технология продуктивного чтения

Федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории нашего образования обозначил не содержание, которое надо «пройти» за время обучения в школе, а главные образовательны...

Логопедическое сопровождение обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27 - 29 апреля 2020г г.Магнитогорск)

В статье представлен материал по целенаправленному систематическому логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями через призму реализации специфических задач , дана характеристика уровней...

Мастер – класс «Технология продуктивного чтения, как повышение качества чтения в условиях реализации ФГОС»

Мастер-класс познакомит с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе...