Мастер-класс "Элементы театрализации в образовательной деятельности"
статья

Калинина Елена Петровна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

По поручению президента РФ с 21 года в России запущен проект по созданию школьных театров. Как хорошо это решение вписывается в реализацию деятельностного характера современного образования

Одной из технологий, способствующих формированию жизненных компетенций учащихся, является театрализация. Без использования элементов театрализации, пожалуй, не обходится ни один урок или занятие в начальной  школе. «Театр - это школа добрых чувств, красоты и человеческого богатства»

Многие учителя начальной школы в период адаптации детей к школе сталкиваются с рядом проблем. У моих первоклассников возникали страхи, срывы, заторможенность, а у 38% наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствовали навыки произвольного поведения, были недостаточно развиты память и внимание. У 4% - недоразвитие речи, 16% с фонематическим недоразвитием, 14% с нарушением звукопроизношения.

       На мой взгляд, самый короткий путь  эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра  оказывает большое влияние на речь ребенка, помогает усваивать богатство родного языка, его выразительные средства, использовать различные интонации, соответствующие характеру литературных героев и их поступкам. 

Театральные упражнения помогают учителю развивать у школьников такие качества, как чуткость, отзывчивость, доброту, сопереживание, понимание. Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивает его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.

Именно поэтому я работаю над проблемой.

Метод театрализации более актуален при изучении и закреплении сложных тем.

Сейчас  я предлагаю отвлечься от взрослых забот и побыть немножко учениками.

Расписание уроков на 08.12.2022г.

Первый урок русского языка

Словарная работа: у каждого из вас на столах буквы. Из этих букв мы будем составить словарные слова. Я называю слово, вы выстраиваетесь в нужном порядке.

ПАЛЬТО

ДЕВОЧКА

РЕБЯТА

ОДЕЖДА

Театральная игра «печатная машинка»  Суть игры состоит в следующем: буквы алфавита распределяются между детьми. Задаётся слово или фраза, и все буквы – участники слова – встают друг за другом, хлопают в ладоши, называя свою букву.  Вместо букв, это могут быть целые слова, строки из стихотворений, которые необходимо «расставить» по местам.

Самым сложным для детей начальной школы является написание сочинения. Именно сегодня его мы сегодня будем писать. Сочинение у нас сегодня по серии сюжетных картинок. А помочь нам сегодня пришел необычный гость. Зайчик. Вам нравится наш гость. Что вы можете о нем сказать. А какие чувства вы испытали, увидев его. А как вы думаете, что испытывает зайчик?

Главным персонажем сочинения и будет наш зайчик. А что с ним произошло, мы узнаем, рассмотрев иллюстрации.

Это метод «погружение». Дети испытывают яркие эмоции переживания, подбирают нужные слова и обороты, что способствует написанию более содержательного сочинения.

Мы можем использовать и виртуальную экскурсию в лес перед рассматриванием картины, представить себя осенними листьями, ветром, сороками на тропинке.

У нас была очень плодотворная работа на уроке и давайте немного отдохнем. Поведем физминутку. Наша любимая физминутка про хомячка Хомку. Представьте, что он только что проснулся и ему не хочется вставать с постели.

Этот метод называется «Настроение». Дети могут изобразить спортсмена, радость, грусть. Здесь активизируется мимика, движения, жесты. Дети участся передавать настроение.

Следующий урок Математика

Сегодня к нам на урок пришли персонажи из рассказа М. Твена Том Соер и Гекельбери Финн. Два друга должны были покрасить забор, но ни как не могли определить у кого забор длиннее, а у кого короче. У меня забор прямоугольный, у него четыре стороны, а твой треугольный – у него три стороны. Значит мой длиннее. Гекельбери был не согласен. Ребята как нам узнать у кого забор длиннее, а у кого короче? Сумма длин всех сторон называется периметр. Чтобы найти периметр любой фигуры, нужно сложить все его стороны

На уроках чтения есть возможность ещё шире использовать элементы театрализации. Сопоставление текста произведения с театральным изображением отдельных сцен способствует пониманию литературного произведения, усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, расширяет знания и умения учащихся, помогает проводить коррекционно-развивающую работу. Именно в театрализации возможно выражение эмоционального восприятия.

На уроках технологии и изобразительного искусства у детей часто вызывает трудность в изображении лица персонажа, в передаче его эмоций.

Сегодня на уроке мы будет делать забавную поделку. Посмотрите на шаблон и скажите, кого он вам напоминает. Раздуйте свои щеки как лягушата, А как двигается лягушка? А кто-то может изобразить. Посмотрите и у нашей лягушки похожи на пружинки. А какое настроение у нашей лягушки? Как же нам передать ее эмоции. Представьте, что нашей лягушке сначала стало грустно. Уголки рта опустились в низ. А потом она увидела….Кого она увидела? И ей сразу стало весело.

      Использование метода театрализации на уроках в начальной школе оказали положительное влияние на развитие детского интеллекта,  на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к обучению в школе. Все это сказалось на уровне  качества обучения.

Театрализацию я использую и во внеурочной деятельности. В этом году мы организовали «Музыкальный театр».  И уже прошла премьера нашего спектакля «Репка на новый лад». Конечно нельзя передать эмоции детей по подготовке к спектаклю, волнение перед премьерой. Вижу большое желание и интерес к этой деятельности.

Хочу поделить опытом подготовки к спектклю. Педагог сам подбирает сценарий для своих детей. Знакомство детей со сценарием. Чтение педагогм с вживанием в каждую роль. Обсуждение персонажей сказки. Мнение детей кто бы подошел из ребят на эту роль.

Ну а сейчас уже не в рамках мастер класса, а в качестве рефлексии предлагаю посмотреть спектакль «Репка на новый лад» в исполнении учеников 2 класса. Не судите строго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Изобразительная деятельность. Тема:«Дымковская игрушка - гордость России» (для подготовительной группы).

Цель данного занятия : приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры, способствовать художественно-нравственному воспитанию дошкольников средствами народного искусства....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Познание (ФЭМП) – изобразительная деятельность (лепка). Тема: «Помидоры в банках» для младшей группы.

Продолжаем знакомить детей с понятиями "один", "много"; с геометрической фигурой круг. Закрепляем знания детей об овощах, о цвете и т.д....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...

Театрализация в образовательном процессе в начальной школе

Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят ребёнка в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострад...

«Значение театрализации во внеурочной деятельности для социального благополучия младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Использование театрализации во внеурочной деятельности  является совершенно необходимой для современной школы, поскольку обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка. Она предлаг...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...