Формирование коммуникативных базовых учебных действий
консультация

Шмакова Анастасия Владимировна

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью особенно актуальна в настоящее время.

Я считаю, что основная задача в работе с умственно отсталыми детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, а овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_budy_.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью особенно актуальна в настоящее время.

Я считаю, что основная задача в работе с умственно отсталыми детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, а овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

Под коммуникативными действиями понимаются те действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

  1. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
  2. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  3. обращаться за помощью и принимать помощь;
  4. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  5. сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  6. договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Для формирования коммуникативных базовых учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  1. Составь задание партнеру;
  2. Отзыв на работу товарища;
  3. Коммуникативные игры-упражнения:

Например, «Зеркало»

Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

  1. Сюжетно-ролевые игры;

В них заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей. Организация сюжетно – ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно – ролевую игру, мы вовлекаем детей в прямое общение. Дети моего класса часто играют в такие игры как «Семья», «Магазин», «Школа». Они сами любят распределять роли, стараются сыграть все точно, показать все моменты реальной жизни.

 

  1. Обыгрывание эмоционального состояния;

 Упражнение на выражение «Актёры»

Прочитать с чувством радости, страха, удивления, хвастовства

Из – за леса, из – за гор

 Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

  1. Совместные праздники, развлечения; 

Новый год, Масленица, 23 февраля, 8 марта.

  1.  ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций.

Разыгрывание ситуаций для детей очень интересны. Они с удовольствием их разбирают и все принимают всерьез.

Примеры ситуаций.

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующую тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

 

Во время разбора ситуаций требую отвечать полным ответом. На речевые дефекты особое внимание не стоит обращать, главное поощрять за правильность ответа.

Таким образом, формирование коммуникативных действий – важное условие психологического развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью.

 Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию видео интегрированного урока по предметам «Математика» и «Мир природы и человека» в 3 классе. Обучаются в этом классе дети по 4 разным программам: 1 вариант- легкая умственная отсталость, 2 вариант – умственная отсталость умеренной степени, 6.3- нарушение опорно-двигательного аппарат с легкой умственной отсталостью, 8.3 – расстройство аутистического спектра с легкой умственной отсталостью.  Для экономии времени некоторые фрагменты урока будут ускорены.

Особое внимание на этом уроке уделяется формированию коммуникативных базовых учебных действий. Например, физкультминутка выступает как принятый ритуал. Разыгрываются ситуации общения и решение трудных ситуаций. А также даем отзыв на работу своего одноклассника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ

АКТУАЛЬНОСТЬ:   наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической,  личнос...

Презентация к проекту" Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"

Презентация к проекту "Специфика использования проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"...

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ....

«Развитие коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования элементов игротерапии во внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС образо...

Методические материалы "Роль дидактической игры на уроках русского языка и литературы в основной школе в формировании познавательных базовых учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости"

Данные материалы были представлены на объединенном заседании школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы МОУ «С(К)ОШ № 1...

Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6–7 КЛАССОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ"

В статье анализируются результаты реализации программы по формированию коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся 6–7 классов с умеренной умственной отсталостью в контексте Федеральн...