Семинар-практикум
методическая разработка

Лукашова Олеся Валерьевна

Семинар-практикум

«Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_tmnr_soderzhanie.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»

        

Метод «Сенсорная интеграция»

Восприятие сигналов формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь (Д. Вильямс). В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией (нарушение деятельности) сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств.

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами.

1.        ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;

2.         ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее "жаждать".

В первом случае свойственна повышенная чувствительность. Ребёнок избегает зрительного контакта, боится большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, отказывается от ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др.

Во втором случае, происходит снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание  и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления.

Метод сенсорной интеграции реализуется в двух глобальных направлениях.

1. Создание специальных средовых условий. Это направление облегчает восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними.

Ребенок с гипофункцией тактильной сенсорной системы, который стремится ко всему прикасаться, может решить свою проблему ношением определённого предмета в кармане (это может быть маленький упругий мячик, брелок или игрушка). Когда ему будет нужна помощь в концентрации или возникнет желание к чему-нибудь прикоснуться, он может опустить руку в свой карман. Ребёнку с гипофункцией обонятельной сенсорной системы рекомендуется всегда иметь при себе специальный ароматизированный предмет. Ребёнку с гипофункцией слуховой системы могут предлагаться наушники для прослушивания музыки. Некоторым детям с гипофункцией проприоцептивной системы нужно сильное давление. Таким детям может помочь тяжелая одежда, утяжелители на руки и (или) ноги.

Зная, что ребенок с ТМНР может столкнуться с неприятным или раздражающим его опытом, из среды рекомендуется устранить болезненные раздражители или научить ребёнка приспосабливаться к ним. Ребёнка, который испытывает неприязнь к движению, можно раскачивать на качелях или гамаке, держа на коленях, завернув в одеяло, чтобы создать ощущение защищенности и надёжности. Если у ребенка наблюдается феномен тактильной защиты, следует использовать интенсивные прикасания. Иногда более эффективно применять мягкие нажатия, чем осторожные прикасания.

2. Развитие способов полисенсорного восприятия. Это направление предполагает, во-первых, совершенствование отдельных умений (зрительных, слуховых, тактильных и др.), во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений.

Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных, сенсорных и досуговых умений ребёнка с ТМНР.

Метод «Эрготерапия»

Эрготерапия – метод оказания лицам с ТМНР педагогической помощи через подбор доступных занятий и способов деятельности для того, чтобы они смогли достичь максимально высокого уровня независимости и самостоятельности в повседневной жизни.

В основе эрготерапии лежит движение, но она не стремиться тренировать какие-либо отдельные двигательные функции, её основная задача – обеспечить стимулы для появления у ребёнка потребности двигаться и действовать.

В коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР с помощью метода эрготерапии сопровождается их повседневная активность, труд и продуктивная деятельность, а также досуг. В этих областях специалист использует эрготерапию со следующими целями.

1. Нормализация позы и положения конечностей. Использование метода эрготерапии связано с соблюдением специальных правил, выполнение которых даёт большую подвижность ребёнку, улучшают ощущения собственного тела, стимулируют собственную физическую активность, способствуют общению с окружающим миром.

  • Стабильная основа и распределение давления. Ребёнок должен сидеть на плотном, но не твёрдом сидении, опираясь на него всей поверхностью бедра. Если он сползает, используются фиксирующие ремни на бедрах.
  • Возможность наклоняться вперёд. Не рекомендуется жёстко фиксировать ребёнка ремнями к стулу, даже если он неуверенно сидит. Ремни должны быть достаточно мягкими и эластичными.
  • Наличие опоры для спины. Это придаёт дополнительную стабильность и возможность расслабить мышцы спины. Если сиденье слишком длинное между спиной и спинкой рекомендуется положить не слишком мягкую подушку, прикрепив её к спинке стула.
  • Свободное положение ступней. Ступни должны стоять на подножке или на полу всей поверхностью. Должна присутствовать возможность перемещать ступни на подножке.
  • Поддержка для шеи для детей с ослабленными управляющими функциями шеи. Для игр и занятий можно использовать поролоновый воротник с небольшой выемкой под подбородок.
  • Стол и подлокотники. Обеспечивают дополнительную опору верхней части тела.

2. Обеспечение передвижения. Передвигаться можно самостоятельно или с помощью различных приспособлений. В положении лёжа используется роликовая доска, покрытая мягким материалом с валиком для разведения ног. Ребёнок удобно лежит на этой доске на животе и при передвижении отталкивается руками от пола. В положении сидя – покрытый мягкой тканью надувной круг для плавания, который прикреплён к круглой доске на роликах, а также трёхколёсный самокат. Сидя на этих приспособлениях, ребёнок отталкивается ногами, не опираясь на руки. Для передвижения стоя с опорой используются большой деревянный ящик на деревянных полозьях с ручкой, стул со спинкой на полозьях, различные типы ходунков. Все перечисленные приспособления выспупают в качестве опоры для ходьбы.

3. Стимуляция повседневной активности. При еде, одевании, пользовании туалетом, уходе за телом, выполнении домашних обязанностей используются специально подобранные или изготовленные вспомогательные приспособления. Например, обеспечить самостоятельность при приёме пищи помогут неглубокая и округлая металлическая ложка, черенок которой сгибается и наклоняется, вставляется в подходящую рукоятку; пластиковый стаканчик с вырезом для носа; ограничитель для тарелки и др.

4. Тренировка функций рук. Прежде чем учить действовать руками, специалист раскрывает ладонь ребёнка так, чтобы пальцы были выпрямлены, большой палец отведён, а запястье разогнуто. Для этого есть несколько способов:

а) рука ребёнка разворачивается в плечевом суставе наружу, разгибается в плечевом суставе предплечьем и ладонью вверх;

б) специалист проводит пальцем по тыльной поверхности ладони от большого пальца к мизинцу.

Когда ладонь раскрыта предлагается: потереть, похлопать ладонями ребёнка друг о друга; погладить ладонями ребёнка разные части его тела, называя их; вкладывать между ладонями игрушки с различными наполнителями и надавливать на них, сводя его ладони; давать удерживать шершавые, гладкие, сухие, тёплые, холодные, липкие предметы; использовать игрушки, которые надевают на палец или на руку.

5.  Вовлечение в творческую деятельность для развития ручной умелости. К основным видам творческой деятельности детей с ТМНР относятся: рисование и чёркание; лепка из глины, пластилина, теста; склеивание предметов и аппликация; конструирование из природного и бросового материала и др.

Например, дети с двигательными ограничениями, могут получить опыт самостоятельной творческой деятельности посредством пальчиковой живописи и печатания своей ладони.

Использование метода эрготерапии в коррекционно-развивающей работе увеличивает мобильность ребёнка с ТМНР, помогает осваивать новые движения и позы, улучшает манипулятивную функцию рук, а, следовательно, и социальные возможности, повышая его активность в повседневной жизни.

Социализация обучающихся с ТМНР.

Социализация - процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

В отличие от нормально развивающихся сверстников обучающийся с ТМНР, не способен в полном объеме взаимодействовать  с окружающим его миром.

1. Культура,  является основным средством социализации и способствует становлению личности.

Культурно-массовые мероприятия помогают преодолеть: скованность, неуверенность, напряжённость, или, наоборот, агрессивность. Создание вокруг обучающихся творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению и творчеству.

2. Отношения с близкими взрослыми.

Близкий человек (или 2–3 человека) должен проводить много времени с ребенком, быстро реагируя на его сигналы, помогая справиться со всеми трудностями, утешая и успокаивая в сложных ситуациях.

3. Отношения с другими людьми.

Чтобы избежать или уменьшить стресс при знакомстве, например, с новым специалистом или няней, важно присутствие близкого взрослого, на которого ребенок может опереться. Когда ребенок привыкнет к одному новому человеку, можно продолжить постепенно расширять круг общения. Многим детям с ТМНР сложно, когда в комнате много людей.

  1. Коммуникация.

Для создания комфортной среды необходимо, чтобы окружающие понимали, что хочет сказать ребенок. Если взрослые не реагируют на сигналы ребенка, он может совсем отказаться от попыток общения и замкнуться в себе. Взаимопонимание и общение можно наладить с помощью методик альтернативной или дополнительной коммуникации.

(АДК) — это использование дополнительных средств или неречевых способов коммуникации, таких как взгляд, жесты, карточки, пиктограммы, символы и др.

  1. Наблюдение и участие в деятельности окружающих людей.

Нужно хотя бы раз в неделю выходить в «большой мир» той местности, где живет ребенок, чтобы он оказывался в общественном транспорте, в кафе, в магазинах, в зоопарке, в театре, в музее и т.п. Необходимо давать возможность участия в деятельности. Помочь ребенку может метод «рука-под-рукой» либо действия «рука в руке». Не все дети способны включиться в деятельность с первого раза. Порой требуется много повторов, чтобы ребенок мог активно участвовать в том, что предлагает взрослый.

  1. События в жизни ребенка.

Полезно составить расписание дня в понятной ребенку форме, например, в виде картинок или предметов.

  1. Взаимодействие с другими детьми.

Общение со сверстниками необходимо для развития любого ребенка.

  1. Правила и роли.

Детям с ТМНР также важно знать правила поведения в разных ситуациях, как и другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...

семинар-практикум "Вакцинация против стресса"

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, полит...

Семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию

Программа семинара-практикума по духовно-нравственному воспитанию "Реализация программы "Истоки" в образовательном учреждении" 2010 г....

Семинар-практикум "Садимся за уроки"

Родительское собрание проведено для выявления представлений об организации учебной работы детей дома, для рекомендаций родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать сам...

Родительское собрание на тему «Как помочь ребёнку хорошо учиться» (семинар – практикум)

Родительское собрание с практической частью. Родители являются активными участниками обсуждения, работа в группах помогает выявить основные проблемы обучения и продвинуться на пути их решения....

Семинар – практикум для родителей.

Семинар – практикум для родителей....

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...