«Самооценка ученика как фактор достижения планируемых результатов.»
статья (1 класс)

Наталья Вольтовна Татаринчик

     Система оценки – это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся, и их родителей в особую деятельность.

     Я хочу поделиться своими наблюдениями и успехами в вопросе формирования у первоклассников умения оценивать результат своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Самооценка ученика

 как фактор достижения планируемых результатов.»

Татаринчик Н.В.,

учитель начальных классов

МБОУЯСШ №4

      Каждый день мы входим в класс и видим перед собой распахнутые, доверчивые, чуть озорные, жаждущие познаний глаза.

     Вместе с ребятами вновь и вновь открываем тайны Истины, уже давно открытой человечеством. Но каждый раз открываем их для себя с новой неизведанной стороны. Через детские души, через всплески их непосредственных эмоций окунаемся в мир Фантазии и Творчества, в мир, где каждый маленький человек — Личность, со своими взглядами на жизнь, со своими мерками и вкусами, со своим житейским опытом.

     А вместе мы — та движущая сила, которая способна создать яркий, увлекательный, запоминающийся надолго урок сотворчества.

     Система оценки – это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся, и их родителей в особую деятельность.

     Я хочу поделиться своими наблюдениями и успехами в вопросе формирования у первоклассников умения оценивать результат своей деятельности.

      С 1 класса ребята включены в творческий процесс, в коллективную работу. Каждый урок - это живой диалог, обсуждение. Учащиеся приучаются вырабатывать совместно с учителем критерии оценки той или иной работы. Всё это формирует положительную мотивацию учения.

      С самооценки, со способности понять, что «я это уже умею и знаю», «я этому не совсем научился», «я этого совсем не знаю», и начинается учебная самостоятельность младшего школьника. Поэтому одна из главных задач, стоящая перед нами, учителями, работающими в 1 классе, это формирование у детей умение оценивать результат своей деятельности.

     Особенность самооценки состоит в том, что она должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух мнений становится предметом обсуждения. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны стать предметом договора между учителем и учениками.

     При самооценке ученик по заданным критериям сам даёт содержательную и развёрнутую характеристику своих результатов, анализирует их достоинства и недостатки, а также ищет пути их устранения.

     Вот лишь некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые я использую на уроках. 

     В первом классе сначала надо научиться организовывать свою деятельность. Для этого ввожу важные правила обучения:

- Правило тишины.

- Правило говорящего.

- Правило поднятой руки.

     Знакомство с правилами происходят на первом уроке. На следующих уроках учимся выполнять эти правила. Сначала оцениваем себя коллективно.

Например:

 Предлагаю детям оценить своё умение соблюдать правило тишины.

- Кто сегодня на уроке старался всё делать очень тихо? Никому не помешал? Поднимите зелёный карандаш.

- Кто старался, но не всегда получалось? Поднимите жёлтый карандаш.

- Кому пришлось напомнить о правиле тишины? Поднимите красный карандаш.

     Смотрю, насколько правильно себя оценили дети. Надо похвалить тех, кто взял жёлтый карандаш. Он умеет замечать свои недостатки. Значит, он сможет стать лучше. Дети рисуют в тетради кружок выбранным карандашом.

     - На уроках письма с первых дней спрашиваю: «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться. 
     - При изучении букв, в конце урока предлагаю детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась, над самой красивой поставить точку.  
       - Цветная оценка. Самооценка даётся в виде сигнальных карточек разного цвета. Внизу страницы ученики рисуют круги «Светофор». Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя. 

      На уроках я чаще предпочитаю словесную самооценку:

- Как ты работал на уроке?

За что ты можешь себя похвалить?

– Ты доволен своей работой? Почему?

     Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами. После самооценки ученика я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки в 4 классе. На уроках стараюсь спрашивать не простые ответы, а более интересные:

- чья работа была сегодня самой интересной,

- кто понравился, почему,

- кого ты бы сегодня похвалил,

- в чём была трудность на уроке,

- за что ты сегодня похвалишь себя и т д. 
     «Волшебные линеечки» На своих уроках я использую "волшебные линеечки" Г.А. Цукерман, на которых дети отмечают  свои результаты, в соответствии с совместно выработанными критериями оценивания:

  • очень высокий уровень (пометка вверху линеечки)
  • высокий уровень
  • средний уровень
  • низкий уровень (пометка внизу линеечки)

     Такая оценка позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи; удерживает учебную функцию отметки; помогает избежать сравнения детей между собой, поскольку у каждого из них оценочная шкала – линеечка только в собственной тетради.

     Так же на своих уроках я использую «Алгоритм самооценки»

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

  1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)  
  2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 
  3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.) 

      Формировать самооценку младшего школьника мне помогает дневник «Личный еженедельник первоклассника». Он сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и «взрослого» еженедельника, а также дает возможность развить у первоклассников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом процессе.

      Наиболее оптимальной формой организации, при которой учитель, ученик и его родители могут следить за продвижением обучающегося в усвоении программ, я считаю, является мониторинг результатов обучения с использованием карты индивидуального развития ученика

     На 3 - 4 неделе обучения (сентябрь) проводится стартовая диагностика обучающихся первых классов, промежуточная диагностика и итоговая комплексная работа (в конце учебного года) Как отслеживать результативность? Задания оцениваются количеством баллов, суммируются, вносятся в таблицу. А для наглядности составляю диаграммы.

     Текущие знания я отслеживаю при помощи «Таблицы требований». Основной материал распределяю на коротенькие темы и если ученик усвоил, то ставлю знак «+».

     Проведенные мониторинговые исследования позволяют педагогу выявить уровень сформированности предметных умений, УУД и вести соответствующую коррекционную работу. Коррекционная работа может осуществляться как на уроке, так и на внеурочных занятиях.

     Самое важное это стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.

     При оценивании устных и письменных работ обучающихся формулируем словесную оценку, показываем удовлетворение от успехов ученика: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь очень красиво»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать».

Такая словесная оценка важна на всех этапах обучения.

     В 1-м классе обучающиеся ещё психологически не готовы к объективной оценке своих результатов, к признанию своих ошибок. Поэтому я следую по такому пути, который позволяет постепенно развивать у детей умение оценивать свою деятельность.

 1-й шаг. Обозначаем своё настроение.

В начале учебного года на первых уроках мои первоклассники эмоционально оценивали прошедший урок (учебный день). На полях в тетради дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т. п.) в виде улыбающихся или грустных смайликов.

 2-й шаг. Учимся сравнивать цель и результат.

Через 2-4 недели после начала учебного года предлагаем детям оценить содержание выполненной письменной работы. При этом дети учатся сравнивать поставленную цель и полученный результат. В диалоге с учениками использую следующие вопросы: «Какое было задание?», «Кто может сказать, что нужно было сделать?», «Посмотрите на свою работу – согласны, что задание выполнено?».

 3-й шаг. Устанавливаем порядок оценки своей работы.

На втором месяце учебного года «правильно или с ошибкой?», «сам или с чьей-то помощью?»).

 4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.

Дети учатся признавать свои ошибки. Ученику предлагается оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки.

 5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.

Кому-то из детей предлагаю оценить себя в ситуации, когда он не справился с заданием.

 6-й шаг. Используем умение самооценки.

     Когда все (или почти все) ученики несколько раз оценили свою работу в классе, мы не проговаривает все вопросы самооценки, а предлагаю ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Если самооценка объективная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), то необходимо снова обратиться к вопросам.

     Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

      На каждом уроке за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активность на уроке) учащиеся получают жетоны разных размеров (большой, средний,

маленький).

Размер жетона определяет уровень сформированности учебных действий:

большой: учебные действия на очень высоком уровне (95 -100% выполнения

задания), такой уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся;

средний: высокий уровень (75 – 94% выполнения задания);

маленький: средний уровень (50 -74% выполнения задания).

За выполнение заданий ниже среднего уровня (менее 49%) не

предусматриваются.

Учащиеся выполняют работу в соответствии с критериями – требованиями, которые в ходе работы служат ориентирами для самоконтроля. Требования фиксируются на доске.

-Дети приклеивают жетон по каждому предмету в «Дневник достижений

первоклассников», для фиксации повседневной деятельности3 маленьких жетона по одному предмету ученики могут обменять на один средний, соответственно 3 средних – на один большой. Учащимся даётся возможность заработать больший жетон, с условием выполнения дополнительного задания по выбору. Это позволяет ребёнку активно включаться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что даёт ему возможность определять собственные образовательные интересы и ставить образовательные задачи.

-В конце недели учащиеся ведут счёт жетонов по отдельным предметам и

подводят итог за неделю. По итогам недели учащимся предлагается сделать самоанализ, основанный на примерных вопросах:

-работать в течение недели мне понравилось (не понравилось), потому что…

-самое трудное было для меня… , потому что…

-самое интересное было…

-на следующей неделе я …

-Каждую неделю, месяц я подсчитываю результаты детей. Затем в

соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика

по каждому предмету в течение месяца, года.

     Периодически мною совместно с учащимися и родителями проводился анализ учебных достижений. В ходе анализа мы определяли:

-на каких уроках ребёнок в большей степени активен;

-какой предмет ребёнку интереснее других;

-какова результативность учебной деятельности учащегося (индивидуальный прогресс ученика);

-каково качество усвоения учащимися отдельных тем;

-какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;

-каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период (месяц, четверть, год).

      В 1 классе в процессе оценивания результатов учебной деятельности учащихся включаются:

учитель (оценивает деятельность детей, подводит итоги);

ребёнок (работает с «дневником достижений» и видит свои результаты);

родители (знакомятся с результатами учебной деятельности ребёнка).

Заключение.

Если мы хотим развивать социально активную,

реализующую свои способности личность.

Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными,

необходимо

 учить их свободе решений

и ответственности за свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка достижений планируемых результатов. ФГОС.

Новые стандарты устанавливают общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение "обязательного минимума содержания образовани...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....

Формирование познавательной активности младших школьников как фактор достижения планируемых результатов

Выступление на конференции. Раскрытие педагогического опыта в развитии исследовательской деятельности учащихся....