Выступление на педагогическом совете " Использование воспитательных возможностей содержания урока"
презентация к уроку

Cамолюк Ирина Владимировна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_na_pedsovet.ppt2.09 МБ
Файл vystuplenie_na_pedsovet_samolyuk_i.v.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование воспитательных возможностей содержания урока. Модуль «Школьный урок»» Самолюк И.В., учитель начальных классов. пгт Излучинск 12.02.2021год

Слайд 2

«Хочешь наукой воспитать ученика -люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь ее, сколь бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия». Л. Н. Толстой

Слайд 3

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели : целостному развитию личности школьника .

Слайд 4

«Мы учимся не для школы, а для жизни» установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующ их позитивному восприятию учащимися требова ний и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

Слайд 5

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

Слайд 6

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, историческая справка «Лента времени», проведение Уроков мужества;

Слайд 7

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

Слайд 8

организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающ его школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

Слайд 9

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Слайд 10

Воспитательный аспект (использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета) Предметы Классы Ответственные Использование воспитательного потенциала урока: -привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых явлений - демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности Литературное чтение, окружающий мир, русский язык, английский язык, музыка, ОРКСЭ 1-4 учителя, учителя-предметники Проведение тематических уроков Согласно плана воспитательной работы, календаря знаменательных дат. 1-4 классные руководители. Проведение по предметам занимательных уроков и пятиминуток, организация интеллектуальных игр, учебно-развлекательных мероприятий, стимулирующих познавательную мотивацию школьников, налаживание позитивных межличностных отношений Математика. русский язык, литературное чтение, окружающий мир , музыка, ОРКСЭ (урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование, квест, игра-провокация, игра-эксперимент, игра-демонстрация, игра-состязание, «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» «Кто хочет стать миллионером?» п редметный кроссворд, «Своя игра») 1-4 классные руководители, учителя Проведение предметных декад, месячников, олимпиад , научно-практических конференций, инициирующих исследовательскую, проектную деятельность школьников Математика, русский язык, английский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка, ИЗО, технология 1-4 Учителя, учителя-предметники (по плану методической работы) Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками Все предметы 1-4 классные руководители, городовой класса Организация экскурсий в природе, по значимым местам посёлка, предприятиям посёлка. Окружающий мир 1-4 учителя, педагог-организатор.

Слайд 11

Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности .

Слайд 12

Воспитательные требования к уроку: 1. Постановка воспитательных задач урока 2. Формирование у обучающихся на основе приобретенных научных знаний высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью 3. Формирование и развитие у обучающихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности 4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей обучающихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.) 5. Соблюдение учителем педагогического такта.

Слайд 13

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - ОБУЧЕНИЕ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОГО ОРГАНИЗУЕТСЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ УЧИТЕЛЕМ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ ЯВЛЕНИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ, С КОТОРЫМИ УЧЕНИК СТАЛКИВАЕТСЯ НА УРОКЕ «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». А.С. Макаренко

Слайд 14

Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся. Посеять в душах благодать Увы, не всякий раз даётся. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека.



Предварительный просмотр:

Педагогический совет (слайд №1)

 Тема  доклада: «Использование воспитательных возможностей содержания урока»

 Самолюк И.В.

Слайд №2

«Хочешь наукой воспитать ученика -люби свою науку и знай ее, и ученики

полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь ее,

сколь бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия».

                                                                                                                 Л. Н. Толстой

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса.

Слайд  №3

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: слайд №4

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;  слайд №5
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • слайд №6,7
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач  для решения  проблемных ситуаций, для обсуждения в классе (анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям);
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  слайд №8
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; слайд №9
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Слайд №10

    Воспитывающим  потенциалом должен  обладать каждый  предмет,  в связи с чем  урок по  любой  дисциплине  должен стать   не просто формой  организации учебного  процесса, но и  обладать определённым воспитательным потенциалом. Уроки в  начальных обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.  К примеру, математика воспитывает дисциплинированность пунктуальность, уроки литературы  являются источником нравственного  воспитания, уроки окружающего мира  учат любить  и беречь природу. Слайд №11

     Профессионализм учителя заключается в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности, в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Только  тогда  у   учащихся  возникает уверенность, что во время путешествия Вы находитесь на водительском месте и знаете, куда их везете. Учащиеся будут знать, что Вы их везете именно туда, куда им нужно самым интересным и надежным маршрутом.

Слайд №12

Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.
Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество или волю, вежливость или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

На уроках необходимо использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейском применении. Это развивает стремление к нравственному действию.

     Слайд №13

        Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания на уроке, когда педагог воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам, своим внешним видом. Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое педагога и учащихся. Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению, к предмету. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». Преподаватель должен быть страстно увлечен своим предметом, вдохновлять, воспитывать, направлять, находить подход. И все это в жестких рамках учебного плана, огромной методической работы.


    Мир не стоит на месте. Образование  тоже стремительно меняется, возникают новые  педагогические  технологии, большинство из которых  предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности.  От детей  требуется также крепкая самодисциплина, умение взаимодействовать, опыт самомотивации и мотивации других. Обратим внимание, что эти качества не только повышают результативность обучения, но также являются жизненными умениями, которые понадобятся ребёнку за пределами школы. Эти качества не появляются у ребёнка сразу или сами собой. Как и с предметными умениями (например, способность решать математические задачи), школьнику необходима помощь взрослого. Естественно, что дети на этом пути будут совершать ошибки. Задача учителя — демонстрировать ученикам желаемый тип взаимодействия, давать обратную связь, стимулировать рефлексию, помочь детям перейти к убеждённости, что способности можно развить в себе лишь в процессе осознанной работы над собой (установка на рост). Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.

Слайд 14
Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке терпимости, он учится понимать и принимать других.

Если его подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

Если он растёт в честности, он учится быть справедливым.

Если он растёт в безопасности, он верит в людей.

А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.