Формирования социально - бытовых навыков и умений самостоятельного проживания у детей через практическую деятельность.
консультация

Григорьева Марина Ильинична

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является увеличением уровня его социализации, адаптации в обществе. Успех адаптации в существенной степени зависит от социально-бытового развития  человека, его способности самостоятельно организовать свой быт.

     Дети с ТМНР имеют  большое количество ограничений, многие из них затрудняются свободно передвигаться, удовлетворять личные потребности,  приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению. ЦССВ  для наших детей является основной моделью социального мира. Деятельность воспитанников нашего ЦССВ проявляется в учебе, в различных видах  деятельности, а также в умении применить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Одним из первых и важных шагов в процессе развития социальной самостоятельности детей с умственной отсталостью является азвитие навыков самообслуживания.

   Формирование навыков например такие как навык одевания/раздевания — это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться или раздеваться помогает ребенку чувствовать себя более уверенно.

Благодаря режиму дня ребенок формирует навыки самообслуживания такие как : мытье рук, чистить зубы, одеваться и раздеваться и так далее.  Через режимные моменты в течении всего дня происходит целостное восприятие того, что делает ребенок. Например, можно сто раз сказать о пользе чистки зубов, или зачем застилать кровать, мыть руки. Важно развивать не только практическую сторону данной темы, но и мотивационную, т. е. ребенок должен знать зачем он это делает, для чего надо уметь причесываться, одевать чистую одежду, ухаживать за своим внешним видом, прилично себя вести - чтобы выглядеть опрятным, с тобой дружили, чтобы нравится, чтобы тебя брали в поездки, кино, театр и т. д. 

 

   Бытовые навыки  являются одним из простых видов человеческой деятельности.Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге. Этот навык предполагает умение поддерживать порядок в группе и спальне, участвовать в организации бытовых процессов (накрыть на стол, помочь в уборке игрушек и тд), который поможет им во взрослой самостоятельной жизни.Освоение  хозяйственно-бытовых навыков   детьми с нарушениями интеллекта требует от педагога постоянного контроля, то неоднократно необходимо проговаривать с детьми алгоритм действий: «Хорошо отжимай тряпочку, двумя руками»«Постель заправляй аккуратно, подушку ставь ровно, красиво»Ведь именно сбытовой деятельности и начинается трудовое воспитание.

 

На занятиях детям дается определенная система знаний и начинают формироваться социально-бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизируют имеющие умения и организовывают у ребят полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям, активизации их деятельностиимеет разнообразие форм проведения.

 

Так же в нашей работе применим один из основных методов обучения социально-бытовой ориентировки – моделирование реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни через сюжетно-ролевую игру. Моделирование реальных ситуаций используется при изучении многих тем, например: «Поведение в общественных местах», «Покупка», «Кухня» и т. д. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

 

Формирование навыка общественного поведения начинается с демонстрации положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла.  При этом педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, покупатель в магазине, пассажир в автобусе). Проигрывая различные сюжеты, дети тем самым получают определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения окружающими людьми. 

 

    Успешность развития социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью, определяется не только формирование у них знаний, умений, навыков, но и способностью использовать их в различных жизненных ситуациях. Они должны обязательно закрепляться в непосредственной практической деятельности детей, их повседневной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_yanvargrigoreva.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

(ГБУ ЦССВ «Сколковский»)

Доклад на тему:

Формирования социально - бытовых навыков и умений самостоятельного проживания у детей через практическую деятельность.

Подготовила: Григорьева М.И.

Москва 2023г.

      Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является увеличением уровня его социализации, адаптации в обществе. Успех адаптации в существенной степени зависит от социально-бытового развития  человека, его способности самостоятельно организовать свой быт.

      Дети с ТМНР имеют  большое количество ограничений, многие из них затрудняются свободно передвигаться, удовлетворять личные потребности,  приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению. ЦССВ  для наших детей является основной моделью социального мира. Деятельность воспитанников нашего ЦССВ проявляется в учебе, в различных видах  деятельности, а также в умении применить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Одним из первых и важных шагов в процессе развития социальной самостоятельности детей с умственной отсталостью является -развитие навыков самообслуживания.

    Формирование навыков например такие как навык одевания/раздевания — это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться или раздеваться помогает ребенку чувствовать себя более уверенно.

Благодаря режиму дня ребенок формирует навыки самообслуживания такие как : мытье рук, чистить зубы, одеваться и раздеваться и так далее.  Через режимные моменты в течении всего дня происходит целостное восприятие того, что делает ребенок. Например, можно сто раз сказать о пользе чистки зубов, или зачем застилать кровать, мыть руки. Важно развивать не только практическую сторону данной темы, но и мотивационную, т. е. ребенок должен знать зачем он это делает, для чего надо уметь причесываться, одевать чистую одежду, ухаживать за своим внешним видом, прилично себя вести - чтобы  выглядеть опрятным, с тобой дружили, чтобы нравится, чтобы тебя брали в поездки, кино, театр и т. д. 

    Бытовые навыки  являются одним из простых видов человеческой деятельности. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге. Этот навык предполагает умение поддерживать порядок в группе и спальне, участвовать в организации бытовых процессов (накрыть на стол, помочь в уборке игрушек и тд), который поможет им во взрослой самостоятельной жизни. Освоение  хозяйственно-бытовых навыков   детьми с нарушениями интеллекта требует от педагога постоянного контроля, то неоднократно необходимо проговаривать с детьми алгоритм действий: «Хорошо отжимай тряпочку, двумя руками», «Постель заправляй аккуратно, подушку ставь ровно, красиво». Ведь именно сбытовой деятельности и начинается трудовое воспитание.

На занятиях детям дается определенная система знаний и начинают формироваться социально-бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизируют имеющие умения и организовывают у ребят полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям, активизации их деятельности имеет разнообразие форм проведения.

Так же в нашей работе применим один из основных методов обучения социально-бытовой ориентировки – моделирование реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни через сюжетно-ролевую игру. Моделирование реальных ситуаций используется при изучении многих тем, например: «Поведение в общественных местах», «Покупка», «Кухня»  и т. д. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

Формирование навыка общественного поведения начинается с демонстрации положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла.  При этом педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, покупатель в магазине, пассажир в автобусе). Проигрывая различные сюжеты, дети тем самым получают определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения окружающими людьми. 

     Успешность развития социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью, определяется не только формирование у них знаний, умений, навыков, но и способностью использовать их в различных жизненных ситуациях. Они должны обязательно закрепляться в непосредственной практической деятельности детей, их повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация «Формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных решений простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи»

Данная презентация рассказывает о работе по формированию у учащихся навыков и умений самостоятельных решений простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи у учащихся 2 класса. Учебник а...

«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС».

Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, ...

доклад «Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС»

В настоящее время проблемы, связанные с формированием  оценочных  умений,  можно  отнести  к  наиболее  актуальным. Реализация  ФГОС НОО требует от  педаго...

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...

Диагностирование социально – бытовых навыков у детей с РАС

В данном разделе будет представлена Методическая разработка для диагностирования социально – бытовых навыков у детей с РАС....

Развитие социально - бытовых навыков у детей с РАС

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для аутичного ребенка особую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями конт...

Формирование социально - бытовых навыков и культуры поведения у детей детских домов и интернатов

Целью социально – бытовой подготовкивоспитанников является - формирование укаждого ребенка того необходимогозапаса знаний, навыков и умений, которыйпозволит ему уверенно начинатьсамостоятел...