Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир".
рабочая программа (1 класс)

Кырбыик Алла Саргисовна

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" разработана для детей 1 (дополнительного) класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osm_1dop.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий социальный мир.

1 (дополнительный) класс.

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена  на основе следующих нормативно-правовых документов:

-  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР  (вариант 2);

- Учебный план ГКОУ «Школа № 142» на 2022-2023 учебный год.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный   мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование        представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,  функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта учебный предмет «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

На его изучение в 1 (дополнительном) классе отведено 33 часа, 1 час  в неделю, 33 учебные недели.

Планируемые результаты освоения Программы.

Личностные результаты:

- осознание  себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями;

- проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками во всех видах деятельности;

- умение адекватно взаимодействовать с партнером по коммуникации;

- использование доступных средств коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

- выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

Представления о мире, созданном руками человека:

- представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;

- умение соблюдать элементарные правила безопасного поведения в доме.

Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:

- владение невербальными формами коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнёра по общению, умение смотреть в глаза партнёра по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстниками, пользоваться жестами и пиктограммами, понимать инструкции «дай», «на», «возьми», понимать и использовать указательные жесты;

- умение реагировать доступным способом на присутствие другого человека (поворачивать лицо, отворачиваться и т.д.);

 - умение доступным способом согласиться на контакт и отказаться от контакта.

 Развитие межличностных и групповых отношений:        

- представления о друзьях, товарищах, сверстниках;

- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

Представления об обязанностях и правах ребенка:

- представления о социальных ролях ребенка в школе и дома.

Представление о городе, стране проживания Россия:

- представление о государственной символике (флаг, герб, гимн).

Достаточный уровень:

Представления о мире, созданном руками человека:

- проявление интереса к объектам, созданным человеком;

- представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;

- умение соблюдать элементарные правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:

- владение невербальными формами коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнёра по общению, умение смотреть в глаза партнёра по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстниками, пользоваться жестами и пиктограммами, понимать инструкции «дай», «на», «возьми», понимать и использовать указательные жесты;

- умение пользоваться  рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные и направленные на другого человека движения рукой,  телом и глазами;

- умение реагировать доступным способом на присутствие другого человека (поворачивать лицо, отворачиваться и т.д.);

 - умение доступным способом согласиться на контакт и отказаться от контакта;

- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.);

- выполнение  правил поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

-  опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Развитие межличностных и групповых отношений:

- представления о друзьях, товарищах, сверстниках;

- умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

- использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;

- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

Представления об обязанностях и правах ребенка:

- представления о социальных ролях ребенка в школе и дома, в транспорте, в поликлинике, в магазине, о правилах поведения в школе и в общественных местах.

Представление о городе, стране проживания Россия:

- представление о государственной символике (флаг, герб, гимн).

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Содержание.

        Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный)), каменный (деревянный). Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (подъезд, лестничная площадка, лифт).

Соблюдение правил при пользовании лифтом: ожидание закрытия и открытия дверей, нажимание кнопки с номером нужного этажа, поведение во время движения лифта и др.

Соблюдение  правил  безопасного  поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не трогать провода и  др.

Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон).

Назначение  помещений квартиры. Знание (соблюдение) правил безопасного  поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы, вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации.

 Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник.

 Узнавание часов. Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средств связи (телефон, компьютер, магнитофон). Назначение технического устройства (сотовый телефон, планшет и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном: включение, функции, выключение).

Продукты питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.

 Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом.

 Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, сушки, сухари), требующих обработки (приготовления) макаронные изделия (макароны, вермишель).

Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек), требующих обработки (приготовления): греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые.

 Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

Предметы быта.

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор,  обогреватель, микроволновая печь, электрический чайник, фен).

Назначение электроприборов.  Правила техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет).  Назначение предметов мебели. Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, нож).  Назначение предметов посуды.

Узнавание часов (наручные, настенные, механические, электронные часы).

Школа.

Узнавание (различение) помещений школы. Назначение помещений школы. Нахождение помещений школы.

Узнавание (различение) участков школьной территории.  Назначение участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы.

Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей:  школьная доска, парта, мел, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, ручка, краски, пластилин, альбом для рисования. Назначение школьных принадлежностей.

Представление о себе как члене коллектива класса. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Свойства бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.).

Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, игрушки,  двери и др.).

 Свойства ткани (мягкая, мнется, намокает, рвется). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное белье, обивка мебели и др.

Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, контейнеры и др.).

Транспорт.

Виды транспорта. Светофор.

Узнавание (различение) наземного транспорта. Назначение наземного транспорта.

Узнавание (различение) воздушного транспорта.

Узнавание (различение) водного транспорта.

Узнавание (различение) подземного транспорта.

Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.

 Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Назначение специального транспорта.

Пользование общественным транспортом (посадка, покупка билета и др.).

Страна.

Знание названия государства, в котором мы живем.

Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций.

Одежда и обувь. 

Назначение одежды. Различение одежды и обуви. Последовательность одевания. Уход за одеждой и обувью.

Питание. 

Продукты питания. Узнавание по названию или по пиктограмме. Подготовка к приему пищи. Предметы посуды.

Культура поведения. 

Правила поведения в школе, столовой, на улице, в транспорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ СОЦИАЛЬНО_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ

Рабочая программа внеурочной деятельности  по курсу «Моя первая экология»  составлена на основе авторской программы «Моя первая экология» Самковой В.А. (Сборник программ  внеурочной дея...

рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования

Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Мир глазами ребенка"

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления в форме интенсива, состоящим из нескольких разделов.При изучении программного материала предполагаются экскурсии,посщения выставок, по...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Школа добрых дел" для 2 класса

Рабочая программа составлена на основе экологического дневника Е.Е. Морозовой "Школа добрых дел" для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.Программа  разработана для занятий с уча...

Рабочая Программа«Юные экологи» (социальное направление)

Пояснительная записка.Рабочая   программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального государственного образ...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) " Азбука вежливости"

Пояснительная записка.Цель и задачи программы.Планируемые результаты реализации программы.Содержание программы.Учебно-тематический план.Список литературы....