Главные вкладки

    рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
    рабочая программа по зож (4 класс) на тему

    Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Согласовано»

    на заседании МО

    «Согласовано»

    «Утверждаю»

    Протокол № ___ от «__» ____2015

    Заместитель директора по УВР

    Директор МБОУ «Гимназия №80»

                               /М.А. Попова

                                       /Г.В. Минакова

    /А.А. Миронов

    Подпись                      /расшифровка

    Подпись                      /расшифровка

    Подпись                      /расшифровка

    Дата            «_____»______2015

    Дата            «_____»________2015

    Приказ  №_____________

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    курса внеурочной образовательной деятельности:

     «Все цвета, кроме черного»

    направление – социальное

    4 «г» класс начального общего образования

    Срок реализации программы 2015/2016 учебный год

                                                               Разработчик рабочей программы:  

                                                                 Осяева Александра Владимировна,

                                                                      учитель начальных классов

                                                                                     высшей категории

    г. Барнаул, 2015

    Пояснительная записка

      Программа разработана на основе

              - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;

    - инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2016 учебный год;

    Программа «Все цвета, кроме черного», подготовлена  в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».

    Цели и задачи:

    Цель курса: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

    Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:

    Задачи курса:

        • формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

        • расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

        • формировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

    •    формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

       •    развивать коммуникативных навыков  (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

     •    формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

        • пробуждать у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении но и их знаний;

    •    просвещать родителей в вопросах развития  у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
     содержание курса базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;  отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждение раннего приобщения к одурманивающим веществам; а также динамическому развитию и системности.

    Обоснование выбранных технологий, средств, форм, организации внеурочной деятельности и режим занятий:

    Содержание и методы обучения  направлены на формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и формирование способности противостоять негативным влияниям внешней среды.

    Учебный план и программа обучения охватывает основные сферы социализации ребёнка ,наиболее актуальные , значимые для них ситуации развития.

     Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, практические занятия «Учусь общаться».

    Формы проведения занятий:

    - Игра, игра-тренинг

     - Ролевые игры и упражнения-активаторы — для психологической разминки учеников.

    - Форма круга - подчеркивает демократичность - важнейшее условие создания безопасности и доверительной обстановки в группе.

    - Анкетирование — позволяет лучше ориентироваться в ситуации.

    Основные методы и технологии

    • технология  разноуровневого обучения;
    • развивающее обучение;
    • технология  обучения в сотрудничестве;
    • коммуникативная технология.

    Режим занятий

    Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах.

     

    Формы предоставления результатов:

    •    полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

     •    дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;

     •    дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;

     •    дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

    Возрастная группа: программа ориентирована на  учащихся 1-4 классов

    Назначение программы курса:Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой. Программа имеет социально - педагогическую направленность.

    Планируемые результаты

    Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

                 В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Занятия направлены на развитие у ребенка интереса к тому, что думают и чувствуют другие люди, как они выражают свои чувства, а также умения адекватно оценивать поступки других людей.

    Происходит формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения, отвечать за свои поступки, рассматриваются вопросы формирования характера, силы воли, дружбы, межличностных отношений.

    Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

    Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах кружка содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе);

     В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

    Содержание  курса внеурочной деятельности:

    4 класс «Учусь общаться»- 34 часа

    1. Вводное занятие (1ч. аудит.)

    Ознакомление с планом и работой факультатива. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, в зале, во время экскурсий.

    1. Что вы знаете друг о друге (1ч. аудит., 2 внеаудит.)

    Анкетирование. Обучение умению рассказывать о себе, своих интересах, увлечениях, интересах и увлечениях своих одноклассников. Формирование адекватной самооценки у себя и других. Игры «Моё любимое занятие», «Расскажи о себе»

    1. Твой класс (2ч. аудит., 1 внеаудит.)

    Обучение умению анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей. Социометрия. Составление «Цветовой карты настроения»

    1. Кто твой друг (3ч. аудит., 1 внеаудит.)

    Расширение представлений детей о дружбе, позитивном отношении к людям. «Законы дружбы». Качества и черты характера, их значение и проявление.

    1. Как научиться жить дружно (1ч. аудит., 1 внеаудит.)

     Наблюдение над особенностями построения дружеских отношений в коллективе, тренинг в их построении. Причины ссор.

    1. Как помириться после ссоры (1ч. аудит., 1 внеаудит.)

    Обучение умению находить пути выхода из конфликтов, развить представление о необходимости и важности примирения. Проигрывание ситуаций примирения. Анализ жизненных ситуаций.

    1. Какой у тебя характер (1ч. аудит., 1 внеаудит.)

    Представление о характере, многообразии черт характера. Анализ своего характера. Словарная работа.

    1. Как воспитывать свой характер (2ч. аудит., 1 внеаудит.)

    Представление о возможности воспитывать в себе определённые черты характера. Сила воли и твёрдость характера.

    1. Проектная работа  «Люди сильные духом» (1ч. аудит., 3 внеаудит.)
    2. Как сказать «нет» и отстоять свое мнение (1ч. аудит., 1 внеаудит.)

    Обучение умению отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников. Критическое оценивание ситуаций и поступков других людей. Игра «Да» и «нет»-  не говорить!»

    1. Фантастическое путешествие (1ч. аудит., 2 внеаудит.)

    Проблемы сохранения здоровья, экология. Игра «Воздушные шарики».

    1. Конкурс знатоков. (1ч. аудит.)
    2. Итоговое занятие (1ч. аудит.)

     Контроль и проверка знаний. Анкетирование.

    1. Проектная работа «Путешествие в лето» (1ч. аудит., 2 внеаудит.)

    Методическое обеспечение учебного курса:

    1. М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного» Москва центр «Вентана-Граф» 2011г.

    2. И. В. Плющ, А. П. Третьякова, Н. О. Герьянская - «Организация деятельности по профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях» Новосибирск НИПК и ПРО 2011г.

    3. С. Б. Белокурова, В. Ю. Климович - «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивление распространению наркомании» Центр планетариум Москва 2011г.

    ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

    в рабочую программу курса «Все цвета, кроме черного» в 4 г классе

    Учитель – Осяева А.В.

    п/п

    Исходная программа

    Внесение изменений в программу

    дата

    тема

    дата

    тема


    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Аудиторных

    Внеаудиторных

    Характеристика деятельности

    Дата

    По плану

    По факту

    «Учусь общаться»- 34 часа

    1

    Вводное занятие

    1

    1

    Ознакомление с планом и работой факультатива. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, в зале, во время экскурсий.

    2

    Что вы знаете друг о друге

    3

    1

    2

    Анкетирование. Обучение умению рассказывать о себе, своих интересах, увлечениях, интересах и увлечениях своих одноклассников. Формирование адекватной самооценки у себя и других. Игры «Моё любимое занятие», «Расскажи о себе»

    3

    Твой класс

    3

    2

    1

    Обучение умению анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей. Социометрия. Составление «Цветовой карты настроения»

    4

    Кто твой друг

    4

    1

    3

    Расширение представлений детей о дружбе, позитивном отношении к людям. «Законы дружбы». Качества и черты характера, их значение и проявление.

    5

    Как научиться жить дружно

    2

    1

    1

    Наблюдение над особенностями построения дружеских отношений в коллективе, тренинг в их построении. Причины ссор.

    Как помириться после ссоры

    2

    1

    1

    Обучение умению находить пути выхода из конфликтов, развить представление о необходимости и важности примирения. Проигрывание ситуаций примирения. Анализ жизненных ситуаций.

    Какой у тебя характер

    2

    1

    1

    Представление о характере, многообразии черт характера. Анализ своего характера. Словарная работа.

    Как воспитывать свой характер

    3

    2

    1

    Представление о возможности воспитывать в себе определённые черты характера. Сила воли и твёрдость характера.

    Проектная работа  «Люди сильные духом»

    4

    1

    3

     Формирование навыков общения, а так же способности оценивать своё поведение, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

    Как сказать «нет» и отстоять свое мнение

    2

    1

    1

    Обучение умению отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников. Критическое оценивание ситуаций и поступков других людей. Игра «Да» и «нет»-  не говорить!»

    Фантастическое путешествие

    3

    1

    2

    Проблемы сохранения здоровья, экология. Игра «Воздушные шарики».

    Конкурс знатоков.

    1

    1

    Формирование навыков общения, а так же способности оценивать своё поведение, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки

    Итоговое занятие

    1

    1

    Контроль и проверка знаний. Анкетирование

    Проектная работа «Путешествие в лето»

    3

    1

    2

    Формирование навыков общения, а так же способности оценивать своё поведение.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету «Учимся учиться» для 1-4 классов начального общего образования

    Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования(приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовно-нравс...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) По УМК О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. «Английский язык»: «Rainbow English» для 2-4 классов НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) По УМК О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. «...

    Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для 3 класса начального общего образования на 2019- 2020 учебный год

    Программа разработана на основе рабочей программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России». М. «Просвещение», 2019 г.; уче...