рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
рабочая программа по зож (4 класс) на тему

Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол № ___ от «__» ____2015

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

                           /М.А. Попова

                                   /Г.В. Минакова

/А.А. Миронов

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Дата            «_____»______2015

Дата            «_____»________2015

Приказ  №_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной образовательной деятельности:

 «Все цвета, кроме черного»

направление – социальное

4 «г» класс начального общего образования

Срок реализации программы 2015/2016 учебный год

                                                           Разработчик рабочей программы:  

                                                             Осяева Александра Владимировна,

                                                                  учитель начальных классов

                                                                                 высшей категории

г. Барнаул, 2015

Пояснительная записка

  Программа разработана на основе

          - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;

- инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2016 учебный год;

Программа «Все цвета, кроме черного», подготовлена  в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».

Цели и задачи:

Цель курса: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:

Задачи курса:

    • формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

    • расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

    • формировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

•    формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

   •    развивать коммуникативных навыков  (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

 •    формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

    • пробуждать у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении но и их знаний;

•    просвещать родителей в вопросах развития  у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
 содержание курса базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;  отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждение раннего приобщения к одурманивающим веществам; а также динамическому развитию и системности.

Обоснование выбранных технологий, средств, форм, организации внеурочной деятельности и режим занятий:

Содержание и методы обучения  направлены на формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и формирование способности противостоять негативным влияниям внешней среды.

Учебный план и программа обучения охватывает основные сферы социализации ребёнка ,наиболее актуальные , значимые для них ситуации развития.

 Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, практические занятия «Учусь общаться».

Формы проведения занятий:

- Игра, игра-тренинг

 - Ролевые игры и упражнения-активаторы — для психологической разминки учеников.

- Форма круга - подчеркивает демократичность - важнейшее условие создания безопасности и доверительной обстановки в группе.

- Анкетирование — позволяет лучше ориентироваться в ситуации.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Режим занятий

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах.

 

Формы предоставления результатов:

•    полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

 •    дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;

 •    дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;

 •    дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Возрастная группа: программа ориентирована на  учащихся 1-4 классов

Назначение программы курса:Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой. Программа имеет социально - педагогическую направленность.

Планируемые результаты

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

             В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Занятия направлены на развитие у ребенка интереса к тому, что думают и чувствуют другие люди, как они выражают свои чувства, а также умения адекватно оценивать поступки других людей.

Происходит формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения, отвечать за свои поступки, рассматриваются вопросы формирования характера, силы воли, дружбы, межличностных отношений.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах кружка содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе);

 В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Содержание  курса внеурочной деятельности:

4 класс «Учусь общаться»- 34 часа

  1. Вводное занятие (1ч. аудит.)

Ознакомление с планом и работой факультатива. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, в зале, во время экскурсий.

  1. Что вы знаете друг о друге (1ч. аудит., 2 внеаудит.)

Анкетирование. Обучение умению рассказывать о себе, своих интересах, увлечениях, интересах и увлечениях своих одноклассников. Формирование адекватной самооценки у себя и других. Игры «Моё любимое занятие», «Расскажи о себе»

  1. Твой класс (2ч. аудит., 1 внеаудит.)

Обучение умению анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей. Социометрия. Составление «Цветовой карты настроения»

  1. Кто твой друг (3ч. аудит., 1 внеаудит.)

Расширение представлений детей о дружбе, позитивном отношении к людям. «Законы дружбы». Качества и черты характера, их значение и проявление.

  1. Как научиться жить дружно (1ч. аудит., 1 внеаудит.)

 Наблюдение над особенностями построения дружеских отношений в коллективе, тренинг в их построении. Причины ссор.

  1. Как помириться после ссоры (1ч. аудит., 1 внеаудит.)

Обучение умению находить пути выхода из конфликтов, развить представление о необходимости и важности примирения. Проигрывание ситуаций примирения. Анализ жизненных ситуаций.

  1. Какой у тебя характер (1ч. аудит., 1 внеаудит.)

Представление о характере, многообразии черт характера. Анализ своего характера. Словарная работа.

  1. Как воспитывать свой характер (2ч. аудит., 1 внеаудит.)

Представление о возможности воспитывать в себе определённые черты характера. Сила воли и твёрдость характера.

  1. Проектная работа  «Люди сильные духом» (1ч. аудит., 3 внеаудит.)
  2. Как сказать «нет» и отстоять свое мнение (1ч. аудит., 1 внеаудит.)

Обучение умению отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников. Критическое оценивание ситуаций и поступков других людей. Игра «Да» и «нет»-  не говорить!»

  1. Фантастическое путешествие (1ч. аудит., 2 внеаудит.)

Проблемы сохранения здоровья, экология. Игра «Воздушные шарики».

  1. Конкурс знатоков. (1ч. аудит.)
  2. Итоговое занятие (1ч. аудит.)

 Контроль и проверка знаний. Анкетирование.

  1. Проектная работа «Путешествие в лето» (1ч. аудит., 2 внеаудит.)

Методическое обеспечение учебного курса:

1. М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного» Москва центр «Вентана-Граф» 2011г.

2. И. В. Плющ, А. П. Третьякова, Н. О. Герьянская - «Организация деятельности по профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях» Новосибирск НИПК и ПРО 2011г.

3. С. Б. Белокурова, В. Ю. Климович - «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивление распространению наркомании» Центр планетариум Москва 2011г.

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу курса «Все цвета, кроме черного» в 4 г классе

Учитель – Осяева А.В.

п/п

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Аудиторных

Внеаудиторных

Характеристика деятельности

Дата

По плану

По факту

«Учусь общаться»- 34 часа

1

Вводное занятие

1

1

Ознакомление с планом и работой факультатива. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, в зале, во время экскурсий.

2

Что вы знаете друг о друге

3

1

2

Анкетирование. Обучение умению рассказывать о себе, своих интересах, увлечениях, интересах и увлечениях своих одноклассников. Формирование адекватной самооценки у себя и других. Игры «Моё любимое занятие», «Расскажи о себе»

3

Твой класс

3

2

1

Обучение умению анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей. Социометрия. Составление «Цветовой карты настроения»

4

Кто твой друг

4

1

3

Расширение представлений детей о дружбе, позитивном отношении к людям. «Законы дружбы». Качества и черты характера, их значение и проявление.

5

Как научиться жить дружно

2

1

1

Наблюдение над особенностями построения дружеских отношений в коллективе, тренинг в их построении. Причины ссор.

Как помириться после ссоры

2

1

1

Обучение умению находить пути выхода из конфликтов, развить представление о необходимости и важности примирения. Проигрывание ситуаций примирения. Анализ жизненных ситуаций.

Какой у тебя характер

2

1

1

Представление о характере, многообразии черт характера. Анализ своего характера. Словарная работа.

Как воспитывать свой характер

3

2

1

Представление о возможности воспитывать в себе определённые черты характера. Сила воли и твёрдость характера.

Проектная работа  «Люди сильные духом»

4

1

3

 Формирование навыков общения, а так же способности оценивать своё поведение, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Как сказать «нет» и отстоять свое мнение

2

1

1

Обучение умению отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников. Критическое оценивание ситуаций и поступков других людей. Игра «Да» и «нет»-  не говорить!»

Фантастическое путешествие

3

1

2

Проблемы сохранения здоровья, экология. Игра «Воздушные шарики».

Конкурс знатоков.

1

1

Формирование навыков общения, а так же способности оценивать своё поведение, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки

Итоговое занятие

1

1

Контроль и проверка знаний. Анкетирование

Проектная работа «Путешествие в лето»

3

1

2

Формирование навыков общения, а так же способности оценивать своё поведение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) По УМК О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. «Английский язык»: «Rainbow English» для 2-4 классов НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) По УМК О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. «...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Математика вокруг нас» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" для 1 класса начального общего образования

Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов ...