Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Школа добрых дел" для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Иванова Татьяна Николаевна

Рабочая программа составлена на основе экологического дневника Е.Е. Морозовой "Школа добрых дел" для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.

Программа  разработана для занятий с учащимися 2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, примерной программы начального общего образования, учебного пособия для учащихся начальной школы «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел» авторов Морозовой  Е.Е., Пономаревой О.Н., Федоровой  О.А., Золотухиной  О.А. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_dobryh_del.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа р.п. Пушкино Советского района Саратовской области

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Школа добрых дел»

(социальное  направление)

для учащихся 2 класса

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

Ивановой  Татьяны Николаевны

2016-2017 учебный год

 

Пояснительная записка.

             Программа  разработана для занятий с учащимися 2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, примерной программы начального общего образования, учебного пособия для учащихся начальной школы «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел» авторов Морозовой  Е.Е., Пономаревой О.Н., Федоровой  О.А., Золотухиной  О.А.  

        Цель программы: познавательное, коммуникативное, личностное и социальное развитие учащихся.

       Программа рассчитана на 34 часа  в год (1 час  в неделю). Темы занятий сформулированы согласно заданиям  учебного пособия для учащихся начальной школы «Школа добрых дел» авторов Морозовой  Е.Е., Пономаревой О.Н., Федоровой  О.А., Золотухиной.    

Программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Цель курса – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Целевые установки:

- воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;

- становление и развитие у детей целостного мировосприятия;

- активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;

- формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.

Задача курса: познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта.

Процесс обучения сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Учащиеся  в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий.

Основной способ получения знаний - деятельностный подход.

Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира. Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

Планируемые результаты:

первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии.

второй уровень результатов – развитие ценностных ориентаций, формирование нравственно – этических и эстетических отношений.

Обучающиеся научатся:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту.
  •  

Обучающиеся получат  возможность научиться:

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, страны;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, выбрать какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • планировать порядок выполнение задания;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями, текстом пособия;
  • учиться работать по совместно составленному с  учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из разных источников;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту         

Характеристика деятельности учащихся.

  • Обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками  
  • Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах
  • Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах  
  • Работать в группах и самостоятельно с источниками информации
  • Называть окружающие предметы и их признаки
  • Различать предметы и выделять их признаки
  • Проводить групповые и самостоятельные наблюдения
  • Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека
  • Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями
  • Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками
  • Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных
  • Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
  • Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения с друзьями
  • Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
  • Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
  • Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  • Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации
  • Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры

Календарно-тематическое планирование

2 класс – Блок «Школа Добрых Дел».  (34 часа)            

                       Тема занятий

Количество часов

1.

Что такое школа? Тестирование «С какой целью ты посещаешь школу?»

1

2.

Экскурсия в школьный музей, экскурсия по школе

1

3.

Диспут на тему «Если б не было учителя…»

1

4.

Знание и здание.

1

5.

Что мы знаем о нашей школе? Традиции нашей школы.

1

6

Правила поведения в школе. Синквэйн о школе.

1

7.

Проект «Эмблема школы».

1

8.

Давай подумаем над проблемой. Высказывания о школе.

1

9.

Какие дела можно назвать добрыми?

1

10.

Игра – драматизация «Сказка о пропавшей школе».

1

11.

Путешествие «Твоя дорога в школу». Объекты природы и культурной жизни человека.

1

12.

Деревья и кустарники. Культурные растения.

1

13.

Животные в нашем посёлке.

1

14.

Проект «Покорми птиц». Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам.

1

10

Опасные места на пути от дома до школы.

1

11,12

Проект «Доброе дело»

2

13,14

Виртуальный проект «Школа будущего».

2

15

Что такое экологические проекты?

1

16

Выбираем работу в эколого-образовательных мини-проектах.

1

17,18

Проект «Водоёмы нашего посёлка».

2

20,21

Проект «Экологические сказки».

2

21,22

Исследовательская работа «Видовой состав растений пришкольного участка»

1

23,24

Проект «Красная книга Саратовской области – сигнал опасности».

1

25

Экологическая тропа.

1

26, 27

Проект «Берегите воду».

1

28,29

Проект «Планета цветов».

1

30.

Что полезного я сделал?

1

31-33

Работа по благоустройству школьного участка.

3

34

Обобщающее тестирование.

Источники,  используемые для написания программы.

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч-4-е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 2012.
  2. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.] 4 под редекцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логи новой.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2010.
  3. Морозова Е.Е., Пономарёва О.Н., Фёдорова О.А., Золотухина О.А. Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел» Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2009
  4. http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/osn_programma1.php
  5. http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/programma_yunyy_ekolog.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования

Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб "Твори добро" в 3 классе

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Этика. Азбука добра» 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра", 4 класс

Данная рабочая программа предназначена для работы в 4 классе по внеурочной деятельности....