Возможности внедрения основ финансовой грамотности в школьный предмет
методическая разработка (4 класс)

Щукина Анастасия Андреевна

Возможности внедрения основ финансовой грамотности в школьный предмет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд1.Тема моего доклада:«Знания и навыки в области финансовой грамотности – новый элемент программы формирования универсальных учебных действий.

Рассмотрим такие понятия как финансы и финансовая грамотность.

Слайд 2. Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, а также использования фондов (централизованных или децентрализованных) денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства. 

Финансовая грамотность – результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.

В рамках изучения общешкольного предмета, как математика, который содержит в себе элементы финансовой грамотности, педагоги стремятся к достижению метапредметных результатов, которые нацелены на формирование всех видов универсальных учебных действий и как следствие, способствуют повышению уровня финансовой грамотности.

Термин «универсальные учебные действия» принято рассматривать в нескольких

смыслах. В широком значении он означает способность субъекта сознательно учиться, повышать собственный навык активного получения новых знаний. Рассматривая УУД в узком смысле, они представляют собой совокупность различных вариантов действий, образующих личное умение – усваивать и получать новые знания. Таким образом, универсальные учебные действия можно охарактеризовать как «умение самостоятельно учиться». .

В области изучения финансовой грамотности обучающимися, метапредметные

результаты включают три группы УУД: регулятивные, познавательные,

коммуникативные. Каждая группа универсальных учебных действий предполагает

освоение навыков, характерных для неё.

Слайд 3. Так, регулятивные учебные действия нацелены на развитие собственной познавательной деятельности, на достижение личных финансовых целей, путём анализа финансовых альтернатив и планирования, на умение находить эффективные способы решения финансовых задач, на получение первичных навыков самоанализа и самоменеджмента.

Слайд 4. Познавательные универсальные учебные действия несут в себе цель развить у обучающихся умение создавать и использовать в работе модели и схемы для решения финансовых задач, строить логические рассуждения, связанные между собой, и рассматривать их как возможность для собственного развития.

Слайд 5. Коммуникативные универсальные учебные действия нацелены на развитие навыков деловой компетенции и компетенций в области информационно-коммуникационных технологий.  Слайд 6. При обучении финансовой грамотности вырабатываются коммуникативные навыки, такие как:

– умение слушать собеседника и вести диалог;

– признавать возможность существования различных точек

зрения и права каждого иметь свою;

– формулировать своё мнение и аргументировать свою точку

зрения;

– уметь оценивать события;

– умение договариваться о распределении функций и ролей в

совместной деятельности;

– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих.

При достижении перечисленных метапредметных результатов обучающиеся смогут эффективно и рационально занимать такие социальные роли как потребитель, налогоплательщик, инвестор, акционер

Слайд 7. Возможности встраивания основ финансовой грамотности в школьный предмет «математика» обусловлены следующими его важными особенностями: а) изучение математики формирует специфический стиль мышления, соединяющий интуицию с логическими обоснованиями. Финансово-экономическая деятельность, в которой также при выработке решений находят место и интуитивный выбор, и аналитические расчеты, при изучении математики может выступать как ресурс, призванный усилить социальный и мотивационный аспекты; б) одним из результатов математического образования сегодня должно явиться формирование готовности учащихся к адаптации в быстроменяющемся мире, что, прежде всего, связанно с умением ориентироваться в потоке информации, использовать разнообразные знания в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, навыков безопасного поведения в окружающей социальное среде. Этого результата нельзя добиться без освоения основ финансовой грамотности;

Слайд 8. Например: задание из из учебника математики, где применяется финансовая грамотность .

Десяток яиц в магазине стоит 80 рублей, а на рынке 70 рублей. Оле нужно купить 3

десятка яиц. Чтобы добраться до рынка Оля воспользуется автобусом. Стоимость проезда в одну строну 12 рублей. Какова стоимость трех десятков яиц из магазина и купленных на рынке? Где Оле выгоднее совершить покупку?

 в) вопросы финансовой грамотности органично вписываются в содержание школьного курса математики, потому что сама финансово–экономическая деятельность имеет значительную математическую составляющую (от элементарных вычислений до статистического анализа).

Во время занятий у обучающихся проявляется познавательная и творческая деятельность, исследовательская инициатива. Дети учатся сопоставлять, сравнивать, оценивать, анализировать, формулировать.

Слайд 9.  При обучении финансовой грамотности использую проектную и исследовательскую деятельность, при которой происходит понимание цели своих действий; освоение различных способов решения проблем творческого и поискового характера. При этом использую различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации (поисковая деятельность в интернет-ресурсах, проведение опросов, построение таблиц, схем и диаграмм). Например: на сайте Учи.ру была проведена Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для 1-9 классов, которая знакомит школьников с базовыми понятиями и принципами финансовой грамотности и повышает интерес к предпринимательству.Благодаря игровым заданиям информация усваивается лучше. Олимпиада помогает с самого детства развивать важные для жизни навыки: планирование бюджета, критическое мышление, разумный подход к риску, лидерские качества.

Слайд 10.Подведем итог, что же отличает финансово грамотного человека? Знает свои права, имеет сбережения, тратит меньше , чем зарабатывает, владеет актуальной информацией о финансах, ведет учет расходов и доходов, умеет выбирать финансовые услуги. Что бы вы добавили? Я бы добавила , защиту финансов от мошеннических действий.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по формированию основ финансовой грамотности

Викторина по финансовой грамотности содействует финансовому просвещению и воспитанию детей младшего школьного возраста, активизирует имеющиеся у школьников знания финансовой грамот...

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повт...

Использование методов игротерапии в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей с интеллектуальными нарушениями

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в коррекционной педагогике. Финансовая грамотность – это не только умение распределять деньги и ходить в магази...

Урок основ финансовой грамотности по теме «Личная финансовая безопасность»

Данный урок  спроектирован в соответствии с ФГОС НОО. В основе урока заложен принцип системно-деятельностного подхода. Содержание материала соответствует возрастным особенностям учащихся, принцип...

МУЛЬТИМЕДИАПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»

МУЛЬТИМЕДИАПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»...

Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста"

Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско - патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего возраста"...