Коррекционно-педагогическая работа с детьми ТМНР по формированию коммуникативной деятельности
статья

Дерстуганова Ольга Николаевна

Общение, как неотъемлемая форма жизнедеятельности людей, является непременным условием организации процесса социальной реабилитации детей с ТМНР.В процессе общения у ребенка формируется активная речь, являющаяся основой психического и личностного развития, устраняются речевые недостатки, он учится слушать и понимать поступающую к нему информацию и в соответствии с ней действовать. В общем комплексе мероприятий по формированию предпосылок к коммуникативной деятельности важным направлением является работа с родителями, формы и содержание работы с ними определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Продуктивность коррекционной работы гарантирована только при наличии обратной связи со стороны родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnoy_deyatelnosti.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

Краевое государственное казенное общеобразовательное

учреждение, реализующее адаптированные основные

общеобразовательные программы «Школа – интернат № 5»

 (КГКОУ ШИ 5)

"Коррекционно-педагогическая работа с детьми ТМНР по формированию коммуникативной деятельности"

 Учитель надомного обучения

                                                                                                      Дерстуганова О.Н

2016-2017 учебный год

г.Хабаровск

    Моя тема по самообразованию: "Коррекционно-педагогическая работа с детьми ТМНР по формированию коммуникативной деятельности".

Работая по самообразованию, ставила перед собой задачи:

   -провести теоретический анализ литературы по данной теме;

   -определить, что такое коммуникативные компетенции, пути активизации общения применительно к детям с ТМНР;

   -выделить условия развития высших психических функций у учащихся с ТМНР;

   -изучить приемы формирования коммуникативных компетенций у детей с ТМНР;

   -ввести в практику наиболее эффективные методики.

   Группа детей с ТМНР чрезвычайно неоднородна по своему составу. В нее включены лица с тяжелой или глубокой интеллектуальной недостаточностью; лица, имеющие нарушения развития сенсорных функций в сочетании с интеллектуальной недостаточностью; лица, у которых сочетаются различные сенсорные нарушения или имеются сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата с сенсорными, интеллектуальными расстройствами и др. Но их объединяет общая характеристика- многофункциональный характер нарушения развития. У детей с ТМНР  страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Это определяет невозможность освоения академических ( школьных) знаний даже на уровне начального образования, а так же значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми.

   Дети с ТМНР еще сравнительно недавно ( до середины1990-х г.) считались " необучаемыми". В итоге они исключались из образовательной среды и направлялись в учреждения системы социального обслуживания, где, в большинстве случаев, вся помощь сводилась к содержанию и уходу.

   В представлениях современных специалистов ребенок с ТМНР - это лицо, потенциально способное действовать и достигать независимости ( в определенных областях жизнедеятельности и на определенном уровне), включаются в социум( с разной степенью участия). Основным вектором специального образования детей с ТМНР является подготовка к независимой жизни в условиях, которые обеспечивают достоинство личности, способствуют ее уверенности в себе и облегчают активное участие в жизни общества. При этом под независимой жизнью понимают отсутствие постоянной зависимости от посторонних в основных областях жизнедеятельности: моторика и передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация, социально- эмоциональное взаимодействие, познание, труд и досуг.

   Существенным препятствием на пути к самостоятельной жизни детей с ТМНР являются ограничения жизнедеятельности, причина которых кроется не столько в комплексном нарушении физических и психических функций, сколько во внешних средовых условиях, не обеспечивающих успешность их жизнедеятельности.

-имеют трудности с целевым использованием рук, постоянно нуждаются во внешней помощи при удовлетворении всех своих потребностей, особенно дети с ДЦП;

-не могут объясняться при помощи речи;

-существенные затруднения в восприятии, обработке и воспроизведении информации;

-затрудняются вступать в контакт с людьми;

-не могут адекватно выражать эмоциональные состояния, демонстрируют деструктивные действия;

-Значительное число детей с ТМНР являются безречевыми. Известно, что дети, у которых все же сформированы речевые навыки, почти ими не пользуются.

-интерес к окружающим предметам является кратковременным, поэтому к школьному возрасту без специальных усилий педагогов, психологов, дефектологов, ведущей деятельностью у детей с ТМНР становится не учебная, даже не игровая, как того требуют общие законы развития ребенка, а предметная, Продуктивная деятельность у таких ребят вне обучения практически не возникает.

   Коррекционно-развивающая работа с данной категорией детей организуется и осуществляется согласно ряду принципов.

-Принцип нормализации. Жизнь человека с ограничениями должна быть организована " настолько нормально, насколько это возможно".

-Принцип социально-практической направленности обучения.

Преодоление зависимости ребенка от ближайшего окружения, подготовку к самостоятельной жизни в обществе на максимально доступном уровне ( самообслуживание, социальные контакты, трудовая и профессиональная подготовка и др.).

-Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Дифференциация предусматривает учет в коррекционно-развивающей работе вариативности и специфичности структуры нарушения развития. Индивидуализация предполагает разработку индивидуальных программ развития и определение индивидуальных сроков их реализации с учетом степени проявления нарушений развития.

-Деятельностный принцип.

Основным признается овладение определенными доступными и необходимыми для самостоятельной жизни практическими умениями.

-Принцип полисенсорной основы обучения.

Предполагает опору на все сохранные анализаторы и развитие компенсаторных возможностей .

-Принцип единства диагностики и коррекции нарушений.

Осуществление всесторонней и систематической диагностики каждого ребенка, на основании которой составляется ИПО, отслеживается динамика развития и уровень овладения жизненными умениями.

-Принцип коммуникативной направленности.

Развитие коммуникативных умений в различных ситуациях взаимодействия ребенка и взрослым.

    Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТМНР  предполагает определенную последовательность. Подобную поэтапную работу необходимо проводить при формировании каждого нового умения.

На первом этапе создаются условия для установления эмоционального контакта и формирование у него мотивации к взаимодействию с взрослым.

На втором этапе-этапе совместных действий- взрослый кладет свои руки на руки ребенка и выполняет действия его руками.

На третьем этапе подключаются имитационные действия.

На четвертом этапе-этап проб и ошибок- взрослый показывает алгоритм действий и предлагает повторить ребенку.

На пятом этапе ребенок действует по словесной инструкции.

    В коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР используют  такие методы:

-Метод базальной стимуляции.

Этот метод взаимодействия позволяет установить очень близкие и доверительные взаимоотношения с ребенком. Базальный метод означает, что используемые раздражители очень просты и сокращены до минимума : тактильные ( прикасания, обхватывания), вестибулярные (покачивания и поворачивание отдельных частей тела, движения тела вверх. вниз, ускорения и замедления некоторых движений), вибраторные ( колебания, надавливание).

-Метод сенсорной интеграции.

В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

-Метод эрготерапии.

Это метод оказания педагогической помощи через набор доступных занятий и способов деятельности для достижения максимально высокого уровня независимости и самостоятельности в повседневной жизни.

-Метод совместно-разделенных действий в обучении самообслуживанию детей с ТМНР.

Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности.

    В основе обучения навыкам общения лежит ролевой принцип, т.е. соответствие поведения в конкретной ситуации. Реальные жизненные ситуации разделены на шесть разделов, которые включаются в процессе обучения в качестве основы для определения содержания обучения.

Раздел 1- Общение с внешним миром. Знакомство с окружающим миром , способность ориентироваться в нем.

Раздел 2- Мои чувства и желания. Знакомство с мимикой, жестами, позами во время общения. Учим понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека.

Раздел 3- Образ жизни. Воспитание этических норм поведения в различных жизненных ситуациях, воспитание взаимодействия полов, знание вредного воздействия на организм курения, алкоголя.

Раздел 4- Общение с друзьями и сверстниками. Способность сосуществования и сотрудничества, проявление внимания и заботы друг к другу.

Раздел 5- Общение со взрослыми. Используя специальные приемы, устанавливаем и поддерживаем контакты с окружающими людьми, развиваем социальные навыки в семье.

Раздел 6- Культура общения (этикет).Обучение детей с ТМНР формам вежливого общения, правилам этикета в процессе разговора с собеседником с использованием вербальных и невербальных средств, развивать культуру поведения за столом, на улице и в др. жизненных ситуациях.

    Таким образом, общение, как неотъемлемая форма жизнедеятельности людей, является непременным условием организации процесса социальной реабилитации детей с ТМНР.В процессе общения у ребенка формируется активная речь, являющаяся основой психического и личностного развития, устраняются речевые недостатки, он учится слушать и понимать поступающую к нему информацию и в соответствии с ней действовать. В общем комплексе мероприятий по формированию предпосылок к коммуникативной деятельности важным направлением является работа с родителями, формы и содержание работы с ними определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Продуктивность коррекционной работы гарантирована только при наличии обратной связи со стороны родителей.

Литература:

1. Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития. Автореферат дисс. д-ра психол. наук.- М.:1979.-34с.

2. Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи.-М.1991-144с.

3. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи / Дефектология -1988.-с.3

4. Гаврилушина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М.:Просвещение, 1991.-134с.

5. Генфон С.С. Характеристика безречевых детей / Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С.Ляпидевского и С.Н.Шаховской.-М.:Просвещение, 1975 .-с.42-47д

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми и родителями «Опытно - исследовательская деятельность детей старшей группы».

Перспективный  план работы с детьми и родителями «Опытно - исследовательская деятельность детей старшей группы»....

Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Одной из самых распространенных форм групповой работы, является работа в парах. Учителя успешно используют данную форму работы начиная уже с первых дней обучения детей в школе, стараясь приучить их к ...

Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности. Организация досуга детей с РАС и ТМНР.

Посредством досуга дети  познают мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимаются различными видами полезной деятельности....

Статья "Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"

Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационн...

Проблемы формирования коммуникативной деятельности

Формирование коммуникативных умений младших школьников  влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом....