Перспективный план работы с детьми и родителями «Опытно - исследовательская деятельность детей старшей группы».
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему

Ваняева Ольга Васильевна

Перспективный  план работы с детьми и родителями «Опытно - исследовательская деятельность детей старшей группы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_11111.docx75.42 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный  план работы с детьми и родителями «Опытно - исследовательская деятельность детей старшей группы».

Сентябрь

Неделя

           Тема, задачи            

             Вид   деятельности

  Работа с родителями

           Примечания

1 неделя

Тема: «Знакомство с детской  лабораторией. Волшебные стёклышки».

Задачи:

-уточнить представление:  о том, кто такие ученые, о назначении детской лаборатории, о правилах поведения в детской лаборатории;

 -познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза»(предположение),  эксперимент (опыт);

-познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов: микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп;

- познакомить с правилами пользования приборами.

Экскурсия в детскую лабораторию.

Беседа: «Что такое лаборатория?»

Беседа: «Где применяют волшебные стеклышки?»

Опыты – эксперименты: «Естественная лупа», «Подводная лодка», «Секретное письмо», «Как оттереть зелёную от травы коленку?»

Рассматривание

приборов.

Игра: «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем».

Сюжетно – ролевая игра: «Научная лаборатория».

Привлечь родителей к созданию предметно - развивающей среды.

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к    опытно-экспериментальной деятельности».

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»

Оформить альбом со схемами и зарисовками, пиктограммами по детскому экспериментированию.

2 неделя

Тема: «Этот удивительный воздух.   Обследование свойств воздуха». 

Задачи:

-развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность;

 -дать представление о воздухе как газообразном веществе;

 -познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

 - помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека;

-формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Образовательная ситуация.

Проектная деятельность.

Опыты - эксперименты с воздухом: «Как обнаружить воздух?», «Воздух расширяется», «Воздух сжимается»,

«Взвешивание воздушных шаров».

Наблюдение на прогулке за ветром.

Беседа о свойствах воздуха.

Загадки о воздухе.

 Игры: «Что в пакете», «Узнай по запаху», «Игры с соломинкой».

Рисование.

Консультация:  «Игра или  экспериментирование».
Цель: Роль экспериментирования для развития дошкольников.

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Домашнее задание: дети с родителями оформляют панно «БЕРЕГИТЕ ВОЗДУХ» (прикрепляют силуэты деревьев), раскрашивание силуэтов деревьев.

Изготовление флюгера.

Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. Расширять представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, горячий (легкий) поднимается вверх. При охлаждении воздух сжимается, холодный (тяжелый) опускается вниз, он может быть влажным.

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки, сосуды разного объема и формы.

Определить силу ветра с помощью  флюгера.

3 неделя

  Тема: «Волшебница вода».

Задачи:

 -уточнить свойства воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы);

-способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода изменяет цвет;

 - выявить вещества, которые растворяются в воде;

- познакомить со способом очистки воды – фильтрованием;

 -выявить положительные  и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.

-развивать любознательность, мыслительные способности.

Образовательная ситуация.                  

Презентация: «Опыты с водой» (мультимедиа).

Проектная деятельность.

Дидактическая игра: «Хорошо – плохо».

Проведение опытов с водой: «Узнаем, какая вода» (по карточке-схеме), «Окрашивание воды», «Очищение воды с помощью фильтров».

 Игра «Спрячь пуговку».

Консультация:

«Игра или

экспериментирование».

Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

Зарисовка в таблице графических рисунков,  обозначающих данные свойства воды.

Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами.

4 неделя

Тема: «Состав и свойства почвы.

Сравнение песка, почвы и глины. Песочные часы». 

Задачи: 

-познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины;

-расширить знания о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого); 

-развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности;

-обогащать и развивать словарь детей;

-закрепить знания об окружающем мире.

Образовательная ситуация.

Экспериментирование с песком и глиной на прогулке «Песчаный конус», «Рассеянный песок», «Своды и тоннели», «Мокрый песок».

Рассматривание, обследование и сравнение песка и глины.

Игры с песком и глиной.

Рисование на сухом, мокром песке.

Лепка из песка и глины.

Анкетирование родителей.

Цель: выявить отношение родителей к исследовательской  активности детей.

Дети называют сходства и

различия между песком и глиной, проводят опыты, зарисовывают наблюдения в таблицу.

Поместить в уголок экспериментирования песочные часы, емкости с почвой, глиной, песком, палочки для самостоятельных опытов.

 

 Октябрь

Неделя

     Тема, задачи

                     Вид деятельности

 Работа с родителями

            Примечания

1

неделя

 Тема: « На свету и в темноте».

Задачи:

- выявить благоприятные условия для роста и развития растений;

- определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития  растения;

-развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности;

Образовательная ситуация.

Опыты – эксперименты: «Росток», «Для чего корешки», «Как увидеть движение воды через корешки?», «Что потом?», «Где лучше расти?», «На свету и в темноте»

Дидактическая игра «Угадай растение», «Хорошо-плохо», «Один-много».

Труд в природе.

Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».

Практикум: «Занимательные опыты для умных пап и дошколят».

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых находится на свету, а другое – в темноте.

Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте.

Зарисовка опыта.

Сбор осенних листьев для гербария.

2

неделя

Тема: «Магнит и его волшебные  свойства».

    Задачи:

   -познакомить с  

    понятиями «магнит»  и

     «магнитная сила»;

   - формировать   и

    приобретать  знания

посредствам опытов,

    делать выводы, обобщения;

2. -воспитывать навыки      

    взаимопомощи;

   -развивать воображение, творчес-

    кие способности.

 Образовательная ситуация.

 

Игры-эксперименты с магнитом: «Танцующая фольга», «Вися на голове».

Изготовление театра:

Сказка «3 поросёнка» на новый «магнитный» лад.

 Составление схемы «Что притягивает магнит».

Консультация:  «Соблюдение правил безопасности».

Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

Поместить в уголок магниты разные по размеру и разные мелкие предметы из разных материалов.

Вырезать любых героев сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку.

3

неделя

Тема: «Древесина, ее качества и свойства. Мир бумаги».

Задачи:

-упражнять в умении узнавать предметы, изготовленные из древесины;

- определять  свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде); 

-упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять  качества бумаги и свойства.

Образовательная ситуация.

Опыты на определение свойств дерева и бумаги.

Рассматривание предметов.

Беседа «Как делают бумагу?»

Игры: «Назови предмет», «Волшебные дощечки», «Выбери инструменты для работы по дереву».

Конструирование.

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Бумажная страна»

Изготовление совместных поделок детей и родителей, из бросового материала и бумаги.

Зарисовки в таблице.

Конструирование из бумаги «Самолёт».

4

неделя

Тема: «Путешествие капельки»              

Задачи:

-закреплять знания о разных состояниях воды;

-формировать представления о круговороте воды в природе;

-активировать словарь;

-развивать творчество.

Образовательная ситуация.

Игры-эксперименты с водой: «Облако», «Агрегатные состояния воды», «Круговорот воды в природе».

Презентация «Опыты с водой» (мультимедиа).

Презентация «Круговорот воды в природе».

Чтение художественной литературы.

   

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»

Продолжить  организовывать предметно – развивающую среду  (мини-лаборатория).

Чтение сказок собственного сочинения: «Жила-была река», «Как люди речку обидели».

Ноябрь

Неделя

    Тема, задачи

            Вид деятельности

Работа с родителями

                 Примечания

1

неделя

Тема «Удивительные камни»

Задачи:

-познакомить с многообразие мира камней и их свойствами;

-учить классифицировать камни по признакам;

-закрепить навыки работы с увеличительными приборами;

-развивать визуальную и мышечную память, глазомер;

-развить поисково-творческую деятельность.

Образовательная ситуация.

Опыты – эксперименты: «Что у нас под ногами?», «Определи форму и цвет», «Определи размер камня», «Определи характер поверхности», «Определение веса», «Определение температуры», «Рассматривание камней через лупу», «Плавучесть».

Беседа: «Что у нас под ногами».

Словесные игры: «Хорошо-плохо», «Какой. Какая, какие», «Придумай слова-антонимы».

Организовать родителей на пополнение коллекции «Камни».

Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».

Использовать схему последовательности проведения опытов.

Результаты опытов зарисовываются в таблице.

2 неделя

Тема: «В мире пластмассы»

Задачи:

-помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая);

-сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов;

-учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства.

Экспериментирование с предметами.

Дидактическая игра «Что из чего сделано?», «Чудесный мешочек».

Загадки по теме.

Консультация:  «Соблюдение правил безопасности».

Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.

Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается).

3

неделя

Тема: «Сталактиты и сталагмиты».  

Задачи:

- выяснить, что такое кристаллы;

- обогащать и расширять словарь детей; 

-определить факторы внешней среды, необходимые для роста  кристаллов.

Образовательная ситуация.

Презентация «Сталактиты и сталагмиты»

Опыт «Выращиваем кристаллы».

Сюжетно-ролевая игра: «Мы - исследователи».

Словесная игра: «Какой, какая, какие».

Задание на дом:

Вырастить кристаллы сахара, соли.

Сделать фото и зарисовки.

Дети называют различия между сталактитами и сталагмитами.

Вывод: Кристаллы состоят из воды и растворенных в ней минералов.

В течение недели дети наблюдают за ростом кристаллов.

Сделать фотоматериал  поэтапного выращивания кристаллов.

4

неделя

Тема: «Зеркало»

Задачи:

- познакомить детей с историей появления зеркала через экспериментирование;

- продолжать учить детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать интерес к познанию окружающего мира;

- подвести к пониманию того, что человек – творец, созидатель.

Образовательная ситуация.

Опыты с зеркалом.

Дидактические  игры: «Что похоже на

зеркало?», « Какое зеркало?»

Презентация «Зеркало».

Игры – эксперименты с зеркалом: «Отражение в воде»,  «Полированный металл», «Полуправда».

Фокусы с зеркалом.

П/и «Зеркало».

Оформление папки «Мои открытия».

Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.

Вывод: Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает (комната смеха).

 

Декабрь

Неделя

           Тема, задачи

        Вид деятельности                

Работа с родителями

    Примечания

1неделя

 Тема: «Термометр и температура».

Задачи: 

-познакомить с понятием «температура»;

- формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре;

-сравнение разных видов термометров;

-развивать способность ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела;

-устанавливать зависимость температуры воздуха и одежды.

Образовательная ситуация.

Экспериментирование с предметами: измерение температуры тела, воздуха в помещении и на улице.

Беседа о том, когда бывает жарко, тепло, холодно.

 Сюжетно-ролевые  игры: «Мы - синоптики », «Больница».

Рассматривание репродукции картин профессиональных художников.

Дидактическая игра «Оденемся на прогулку».

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Продолжить  организовывать предметно – развивающую среду  (мини-лаборатория).

2

неделя

Тема: «Замерзание воды».

Задачи:

 -показать зависимость состояния воды от температуры воздуха; 

-продолжать знакомить со свойствами воды (превращение в лед при низких температурах);

-ознакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает);

- учить устанавливать простейшие закономерности

Опыт – эксперимент с водой «Волшебное превращение», (изготовление «цветных льдинок»)

Загадки, стихи.

Беседа «Как воду превратить в лед»

Исследовательская деятельность на прогулке.

Игры с ледяными фигурками.

Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Добавить в лабораторию формочки для замораживания воды.

Украсить деревья ледяными игрушками.

3 неделя

Тема: «Плавучесть предметов».

Задачи:

 - определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет;

-подвести детей к выводу, что полые предметы плавают;

- воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть;

- продолжать учить детей наблюдать, сопоставлять, делать

выводы.

Образовательная ситуация.

Опыты – эксперименты:  

«Взвешивание предметов разными способами»,

Опыт с пластилиновым шаром, куском пробки, пером, чайной ложкой.

Опыт «Почему не тонут корабли?»

Игры: «Поплывет - не поплывет»,  «Плавает-тонет»

Изготовление совместных поделок детей и родителей, из бросового материала и бумаги.

Вывод: чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть.

Независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые.

4 неделя

Тема: «Человек. Что умеют наши глаза и уши?».

Задачи:

-обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения;

-тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования;

- развивать логическое мышление, разговорную речь;

-закреплять гигиенические навыки.

Образовательная ситуация.

Опыты-эксперименты: «Зачем человеку глаза?», «Наблюдай за движением глаз», «Форма, цвет, расстояние», «Настроение глаз», «Слуховые раздражители», «Определи источник звука».

Беседа «Береги глаза и уши!»

Игры: «Покажи, что назову», «Определи по звуку», «Эхо», «Полезно - вредно».

Прослушивание   аудиозаписей.

Домашнее задание.

Рассматривание телефонного аппарата.

Предварительная беседа  о том, как осуществляется телефонная связь (см. «Детская энциклопедия»)

Работа с карточками для закрепления материала.

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Поделка из спичечных коробков «Спичечный телефон».

Январь

Неделя

               Тема, задачи

            Вид деятельности

  Работа с родителями

         Примечания

2

неделя

Тема: «Человек.

Взаимосвязь органов вкуса и запаха»  

Задачи:

- показать взаимосвязь органов вкуса и запаха с помощью опытов;

-учить с помощью мимики и жестов передавать вкусовые ощущения.- тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования;

-формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности.

Образовательная ситуация.

Презентация «Органы вкуса и запаха».

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «На что похоже?»,

 «Полезные и вредные продукты».

Игра  на мимику «Покажи вкус», «Покажи запах».

Сюжетно-ролевая игра «На кухне».

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия  родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Вывод: при нарушении обоняния меняется и вкус продукта, тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.

3 неделя

Тема: «Волшебный снег»

Задачи:

акрепить знания о свойствах снега; 

-дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках;

-упражнять в установлении различий между инеем и снегом.

Образовательная ситуация.

Опыты-эксперименты со снегом.

Презентация: «Тайна снежинки».

Чтение художественной литературы.

Игры со снегом.

Конструирование.

Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников.

Вывод: Снег бывает   мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д.

Отгадывание загадок о снежинках.

Зарисовка снежинок.

Снежинки из бумаги.

4 неделя

Тема: «Вершки – корешки».

Задачи:

-формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;

- развивать логическое мышление, разговорную речь;

-поддерживать двигательную активность дошкольников, закрепить знания об овощах, о пользе овощей для здоровья человека.

Образовательная ситуация.

Опыты – эксперименты: «Лабиринт», «Разноцветные растения», «Животворное свойство воды», «Лабиринт».

Заучивание стихотворение Ю.Тувима «Овощи» (мнемотехника).

Словесные игры: «Смысловые ряды», «Один - много», «Что было бы если?..»

Подвижная игра «Вершки – корешки».

Исследовательская работа:

«Необходимые условия для прорастания семян».

Наблюдение проводиться  ежедневно, в течение 10 –12 дней

Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения,

алгоритм деятельности.

Рассматривание схемы строения растения.

Февраль

Неделя

             Тема, задачи

          Вид деятельности

Работа с родителями

Выводы и примечания.

1

неделя

Тема: «Огород на окне. Лук. Свойства Лука. Лимон. Свойства лимона».

Задачи:

-дать детям понятие о витаминах, иммунитете;

- развивать мыслительную

активность, наблюдательность.  

Образовательная ситуация.

Игры-эксперименты с лимоном и содой.

Беседа: «Что такое иммунитет?»

Чтение  и рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

Домашнее задание: иллюстрации по теме «Полезно – вредно».

Перед проведением опытов обговорить правила проведения опытов используя схемы.

Фотографировать ход эксперимента.

2 неделя

Тема: «Мир ткани».

Задачи:

- познакомить с различными видами тканей;

- формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

-побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года;

-развитие творческого воображения.

Образовательная ситуация.

Опыты с тканью и семенами льна.

Дидактическая игра «Наряды куклы Тани»

Дидактические игры: «Собери вещи», «Подбери по цвету».

Сюжетно - ролевая игра «Ателье мод».

Самостоятельная деятельность в театрализованном уголке.

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани».

Оформление наглядной информации в родительском уголке,    

рекомендации «Проведите с детьми дома».

Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду.

Составление рассказа по схеме.

3

неделя

Тема: «Путешествие в мир стеклянных вещей. Свойства стекла».  

Задачи:

-помочь выявить свойства стекла;

-развивать память, воображение, мышление, речь;

- упражнять детей в образовании прилагательных от существительных. 

Образовательная ситуация.

Экспериментирование с предметами «Свойства стекла».

Словесные  игры:  «Скажи, какой?», «Чего не стало?»

Индивидуальная работа.

Самостоятельная деятельность.

Памятка

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется.

Напомнить правила обращения с стеклянными предметами.

4

неделя

Тема: «В воде купался – сухой остался. Из чего птицы строят гнёзда?».

Задачи:

- установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме;

-развивать память, воображение, мышление, речь;

 -формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;

Образовательная ситуация.

Опыты - эксперименты: «Как устроены перья у птиц», «Плавающее перо».

Чтение художественной литературы.Наблюдения на прогулке.

Индивидуальная работа.

Сюжетно-ролевая игра.

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Перья»

Оформление наглядной информации в родительском уголке:    

  Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Продолжить  организовывать предметно – развивающую среду  (мини-лаборатория).

Март

Неделя

           Тема, задачи

         Вид деятельности                

Работа с родителями

        Примечания

1

неделя

Тема: «Жизнь растений. Растение – живой организм».

Задачи:

-выявить значение тепла, влаги и света для роста растений;

-уточнить представление о строении боба (фасоль, горох);

-определить алгоритм деятельности по посадке растения;

-установить, как растение ищет свет;

-выявить потребность растения в воздухе,  дыхании;

-понять, как происходит процесс дыхания у растения. 

Образовательная ситуация.

Наблюдение за жизнью растений.

Опыт – эксперимент «Есть ли у растения органы дыхания?», «Замачивание боба во влажной ткани», «Посадка бобовых».

Презентация «Посадили мы

фасоль».

Беседа «Что раньше появляется из семени?»

Игры: «Вершки – корешки», «Хорошо-плохо».

 Памятка «Чего нельзя и

что нужно делать для

поддержания интереса

 детей к познавательному

 экспериментированию».

 

Рекомендации:

«Проведите с детьми

дома».

Наблюдения за состоянием растений.

Наблюдение проводиться  ежедневно.Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

Рассматривание схемы строения растения, зарисовки с использованием символов строения растения.

2 неделя

Тема: «Вода – растворитель,  фильтрование воды».

Задачи:

-формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества;

- показать способ очистки воды с помощью фильтра.

Образовательная ситуация.  

Опыты - эксперименты с водой: «Свойства воды», «Растворимость соли в воде», «Очищение воды с помощью фильтров», «Окрашивание воды».

Проектная деятельность.

Беседа: «Вода в природе».

Индивидуальная работа по схемам и таблицам.

Загадки, стихи по теме.

Практикум:

«Умывальников начальник» - сделать умывальник своими руками – это  просто!

«Занимательные опыты и эксперименты для родителей и любопытных дошколят».

Дети зарисовывают результаты эксперимента. Вывод: не все вещества растворяются в воде, грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра, необходимо беречь воду.

Фиксирование опыта.

Поместить в уголок вещества (соль, сахар, песок, мука)  для самостоятельных опытов детей.

3 неделя

Тема «Пожарная безопасность. Знай и соблюдай!»

Задачи:

-развивать мыслительную активность;

-показать возможность тушения огня;

-воспитывать ответственность за свои поступки;

-воспитывать осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности.

Образовательная ситуация.

Опыт с тушением огня.

Игры – пантомимы.

Дидактические упражнения.

Загадки по теме.

Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».

Практикум:

Подготовить иллюстрации по теме: «Соблюдай правила пожарной безопасности».

     Стихотворение «Экспериментирование».

Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё
 зарисовать!
Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

4 неделя

Тема: «Что такое микробы? Плесень».

Задачи:

-установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия;

-формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности.

Образовательная ситуация.

 

Опыт – эксперимент:

 «Выращивание грибка под названием хлебная плесень».

Презентация «Плесень».

Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят».

Продолжить  организовывать предметно – развивающую среду  (мини-лаборатория).

Апрель

Неделя

         Тема, задачи

               Вид деятельности

 Работа с родителями

         Примечания

1 неделя

Тема: «Магнитные свойства Земли. Компас».

Задачи:

 -познакомить детей с   физическим явлением – магнетизмом;

-выявить материалы, которые могут стать магнетическими;

-сформировать представления о компасе;

-учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток;

-закрепить приобретённые знания в практической (экспериментальной) деятельности детей.

Образовательная ситуация.

Экспериментирование с предметами: «Достань канцелярскую скрепку», «Как действует магнит?», «Взаимодействие магнитов».

Беседа: «Камень магнитный железняк».

Презентация «Земля – наш дом!»

Игры: «Определи сторону света», «Найди клад».

 «Волшебная варежка».

Практикум:

Придумывание семейных  сказок о явлениях природы.

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».

Продолжить  организовывать предметно – развивающую среду  (мини-лаборатория).

Вывод: когда предметы крутятся, они не падают.

Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

2 неделя

Тема: «Земля.  От чего происходит смена дня и ночи»

Задачи:

-развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве;

-объяснить, почему происходит смена дня и ночи, как происходит вращение Земли.

-формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;

Образовательная ситуация.

Опыт: «День - ночь».

Просмотр презентации «Планеты солнечной системы».

 Настольные игры: «Планеты», «Найди орбиту».

Чтение художественной литературы и энциклопедии.

Практическая часть: Открытое занятие для родителей.

Домашнее задание  - изготовление фигурок для теневого театра.

Оформление папки «Мои открытия».

Поместить в уголок зеркала и фонарики для самостоятельного экспериментирования детей.

3 неделя

Тема: «Свет и тень. Образование тени».

Задачи:

 -развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;

 -развивать мыслительную активность, наблюдательность;

-формировать творческие способности.

Образовательная ситуация.

Опыты: «Ищем свет», «Ищем тень», «Какой луч света?»

На участке в солнечный день проводятся игры с тенью (игра проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли убедиться в том, что тень – короткая утром, а вечером – длинная).

Игры с теневым театром.

Конструирование: «Поделки из бросового материала».

Игра «Догони свою тень».

Сюжетно-ролевая игра «Театр».

Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории (модель Земли – глобус, фонарики, детская энциклопедия.)

Продолжить  организовывать предметно – развивающую среду  (мини-лаборатория).

4 неделя

Тема: «Виды электричества. Как увидеть и услышать

электричество?»

Задачи:

-познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»;

- формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством;

-объяснить проявление статического электричества и возможность снятия его с предмета.

Образовательная ситуация

Опыты: «Волшебные шары»,  «Бумажные чудеса», «Почему лампочка светит?», «Ожившие волосы», «Как увидеть молнию?».

Загадки по теме.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?», « Найди пару».

Игра «Ток бежит по проводам».

Беседа:  «Соблюдение правил безопасности».

Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

Продолжить  организовывать предметно – развивающую среду  (мини-лаборатория).

Дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники (веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электромясорубка и т. д.).

Май

Неделя

              Тема, задачи

              Вид деятельности

Работа с родителями

Выводы и примечания.

1 неделя

Тема: « Волшебный лучик. Радуга - дуга».

Задачи:

-показать, что солнечный луч может превратиться  в  разноцветный;

-познакомить с  особенностями радуги;

-познакомить с  механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.

Образовательная ситуация

 Опыты – эксперименты «Эффект радуги».

Презентация «Радуга»

Игры: «Игра с солнечным зайчиком», «Мыльными пузырями».

Рассматривание картинки «Радуга».

Рисование.

Загадки, стихи о радуге.

Родительское собрание на тему:

Показ презентации «Юные экспериментаторы».

Продолжить

организовывать предметно – развивающую среду  (мини-лаборатория).

Вывод:«солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности. 

2 неделя

Тема: «Источник тепла и света. Световая энергия».

Задачи: 

-дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света;

-познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами;

 -определить, какие предметы нагреваются лучше, где это происходит быстрее;

-закрепить правила безопасности при использовании световой энергии.

Образовательная ситуация

Экспериментирование с предметами.

Загадки по теме.

Практикум:

«Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят».

Памятка

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Выводы: предметы отражаются на гладкой, ровной блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше и четче отражение.

3 неделя

Тема: «Интересное рядом!»

Задачи:

-вызвать желание самим провести несложный опыт;

-показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами;

Образовательная ситуация.

Опыты - эксперименты с яйцом.

Изготовление поделок из яичной скорлупы.

Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

Продолжить  организовывать предметно – развивающую среду  (мини-лаборатория).

Перед проведением опытов обговорить правила проведения опытов используя схемы.

4 неделя

Тема: «Чудесная страна – экспериментов!

Задача:

-вызвать желание показать результат работы приведенной за учебный год.

Эксперимент – шоу.

Загадки, стихи.

Фокусы.

Рисование.

Приготовить и презентовать интересные опыты вместе с детьми и родителями.

Оформить фото-отчёт о работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в работе специалистов с детьми ОВЗ через опытно - исследовательскую деятельность в рамках ФГОС

В статье показана работа специалистов с детьми ОВЗ через опытно-исследовательскую деятельность....

Опытно – исследовательская деятельность – средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста.

ldquo;Прежде чем давать знания, надо научить думать,воспринимать, наблюдать”.В. Сухомлинский        Для успешного освоения основной общеобразовательной п...

«МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей 1 группе на прогулке)

Одним из режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей. Прогулку в...

Технологическая карта организации опытно -экспериментальной деятельности в старшей (1) группе (совместная деятельность)

Тема: "Игры с соломинкой" (свойства воздуха )Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.Задачи:- формировать представление о том, что внутри ч...

ООД "Помощь сказочнику" Открытая итоговая образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данная образовательная деятельность направлена на закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по пройденному материалу за учебный год....

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Экспериментальная и опытническая деятельность детей старшей и подготовительной групп.

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. 2. Побуждать детей к самостоятельному поиску причин, способов действий. 3. Развитие двух типов активности: собственной и активности, ст...