Перспективный план работы с детьми и родителями «Опытно - исследовательская деятельность детей старшей группы».
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему
Перспективный план работы с детьми и родителями «Опытно - исследовательская деятельность детей старшей группы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_11111.docx | 75.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми и родителями «Опытно - исследовательская деятельность детей старшей группы».
Сентябрь | ||||
Неделя | Тема, задачи | Вид деятельности | Работа с родителями | Примечания |
1 неделя | Тема: «Знакомство с детской лабораторией. Волшебные стёклышки». Задачи: -уточнить представление: о том, кто такие ученые, о назначении детской лаборатории, о правилах поведения в детской лаборатории; -познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза»(предположение), эксперимент (опыт); -познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов: микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп; - познакомить с правилами пользования приборами. | Экскурсия в детскую лабораторию. Беседа: «Что такое лаборатория?» Беседа: «Где применяют волшебные стеклышки?» Опыты – эксперименты: «Естественная лупа», «Подводная лодка», «Секретное письмо», «Как оттереть зелёную от травы коленку?» Рассматривание приборов. Игра: «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем». Сюжетно – ролевая игра: «Научная лаборатория». | Привлечь родителей к созданию предметно - развивающей среды. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности». Консультация: «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка» | Оформить альбом со схемами и зарисовками, пиктограммами по детскому экспериментированию. |
2 неделя | Тема: «Этот удивительный воздух. Обследование свойств воздуха». Задачи: -развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность; -дать представление о воздухе как газообразном веществе; -познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения; - помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека; -формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха. | Образовательная ситуация. Проектная деятельность. Опыты - эксперименты с воздухом: «Как обнаружить воздух?», «Воздух расширяется», «Воздух сжимается», «Взвешивание воздушных шаров». Наблюдение на прогулке за ветром. Беседа о свойствах воздуха. Загадки о воздухе. Игры: «Что в пакете», «Узнай по запаху», «Игры с соломинкой». Рисование. | Консультация: «Игра или экспериментирование». Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой. Домашнее задание: дети с родителями оформляют панно «БЕРЕГИТЕ ВОЗДУХ» (прикрепляют силуэты деревьев), раскрашивание силуэтов деревьев. Изготовление флюгера. | Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. Расширять представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, горячий (легкий) поднимается вверх. При охлаждении воздух сжимается, холодный (тяжелый) опускается вниз, он может быть влажным. Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки, сосуды разного объема и формы. Определить силу ветра с помощью флюгера. |
3 неделя | Тема: «Волшебница вода». Задачи: -уточнить свойства воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы); -способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода изменяет цвет; - выявить вещества, которые растворяются в воде; - познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; -выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека. -развивать любознательность, мыслительные способности. | Образовательная ситуация. Презентация: «Опыты с водой» (мультимедиа). Проектная деятельность. Дидактическая игра: «Хорошо – плохо». Проведение опытов с водой: «Узнаем, какая вода» (по карточке-схеме), «Окрашивание воды», «Очищение воды с помощью фильтров». Игра «Спрячь пуговку». | Консультация: «Игра или экспериментирование». Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников. | Зарисовка в таблице графических рисунков, обозначающих данные свойства воды. Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами. |
4 неделя | Тема: «Состав и свойства почвы. Сравнение песка, почвы и глины. Песочные часы». Задачи: -познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины; -расширить знания о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого); -развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; -обогащать и развивать словарь детей; -закрепить знания об окружающем мире. | Образовательная ситуация. Экспериментирование с песком и глиной на прогулке «Песчаный конус», «Рассеянный песок», «Своды и тоннели», «Мокрый песок». Рассматривание, обследование и сравнение песка и глины. Игры с песком и глиной. Рисование на сухом, мокром песке. Лепка из песка и глины. | Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к исследовательской активности детей. | Дети называют сходства и различия между песком и глиной, проводят опыты, зарисовывают наблюдения в таблицу. Поместить в уголок экспериментирования песочные часы, емкости с почвой, глиной, песком, палочки для самостоятельных опытов. |
Октябрь
Неделя | Тема, задачи | Вид деятельности | Работа с родителями | Примечания |
1 неделя | Тема: « На свету и в темноте». Задачи: - выявить благоприятные условия для роста и развития растений; - определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения; -развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; | Образовательная ситуация. Опыты – эксперименты: «Росток», «Для чего корешки», «Как увидеть движение воды через корешки?», «Что потом?», «Где лучше расти?», «На свету и в темноте» Дидактическая игра «Угадай растение», «Хорошо-плохо», «Один-много». Труд в природе. | Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным». Практикум: «Занимательные опыты для умных пап и дошколят». | В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых находится на свету, а другое – в темноте. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте. Зарисовка опыта. Сбор осенних листьев для гербария. |
2 неделя | Тема: «Магнит и его волшебные свойства». Задачи: -познакомить с понятиями «магнит» и «магнитная сила»; - формировать и приобретать знания посредствам опытов, делать выводы, обобщения; 2. -воспитывать навыки взаимопомощи; -развивать воображение, творчес- кие способности. | Образовательная ситуация.
Игры-эксперименты с магнитом: «Танцующая фольга», «Вися на голове». Изготовление театра: Сказка «3 поросёнка» на новый «магнитный» лад. Составление схемы «Что притягивает магнит». | Консультация: «Соблюдение правил безопасности». Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. | Поместить в уголок магниты разные по размеру и разные мелкие предметы из разных материалов. Вырезать любых героев сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку. |
3 неделя | Тема: «Древесина, ее качества и свойства. Мир бумаги». Задачи: -упражнять в умении узнавать предметы, изготовленные из древесины; - определять свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде); -упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять качества бумаги и свойства. | Образовательная ситуация. Опыты на определение свойств дерева и бумаги. Рассматривание предметов. Беседа «Как делают бумагу?» Игры: «Назови предмет», «Волшебные дощечки», «Выбери инструменты для работы по дереву». Конструирование. | Привлекать родителей к пополнению коллекции «Бумажная страна» Изготовление совместных поделок детей и родителей, из бросового материала и бумаги. | Зарисовки в таблице. Конструирование из бумаги «Самолёт». |
4 неделя | Тема: «Путешествие капельки» Задачи: -закреплять знания о разных состояниях воды; -формировать представления о круговороте воды в природе; -активировать словарь; -развивать творчество. | Образовательная ситуация. Игры-эксперименты с водой: «Облако», «Агрегатные состояния воды», «Круговорот воды в природе». Презентация «Опыты с водой» (мультимедиа). Презентация «Круговорот воды в природе». Чтение художественной литературы.
| Консультация: «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка» | Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория). Чтение сказок собственного сочинения: «Жила-была река», «Как люди речку обидели». |
Ноябрь
Неделя | Тема, задачи | Вид деятельности | Работа с родителями | Примечания |
1 неделя | Тема «Удивительные камни» Задачи: -познакомить с многообразие мира камней и их свойствами; -учить классифицировать камни по признакам; -закрепить навыки работы с увеличительными приборами; -развивать визуальную и мышечную память, глазомер; -развить поисково-творческую деятельность. | Образовательная ситуация. Опыты – эксперименты: «Что у нас под ногами?», «Определи форму и цвет», «Определи размер камня», «Определи характер поверхности», «Определение веса», «Определение температуры», «Рассматривание камней через лупу», «Плавучесть». Беседа: «Что у нас под ногами». Словесные игры: «Хорошо-плохо», «Какой. Какая, какие», «Придумай слова-антонимы». | Организовать родителей на пополнение коллекции «Камни». Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным». | Использовать схему последовательности проведения опытов. Результаты опытов зарисовываются в таблице. |
2 неделя | Тема: «В мире пластмассы» Задачи: -помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая); -сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов; -учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства. | Экспериментирование с предметами. Дидактическая игра «Что из чего сделано?», «Чудесный мешочек». Загадки по теме. | Консультация: «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. | Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы. Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается). |
3 неделя | Тема: «Сталактиты и сталагмиты». Задачи: - выяснить, что такое кристаллы; - обогащать и расширять словарь детей; -определить факторы внешней среды, необходимые для роста кристаллов. | Образовательная ситуация. Презентация «Сталактиты и сталагмиты» Опыт «Выращиваем кристаллы». Сюжетно-ролевая игра: «Мы - исследователи». Словесная игра: «Какой, какая, какие». | Задание на дом: Вырастить кристаллы сахара, соли. Сделать фото и зарисовки. | Дети называют различия между сталактитами и сталагмитами. Вывод: Кристаллы состоят из воды и растворенных в ней минералов. В течение недели дети наблюдают за ростом кристаллов. Сделать фотоматериал поэтапного выращивания кристаллов. |
4 неделя | Тема: «Зеркало» Задачи: - познакомить детей с историей появления зеркала через экспериментирование; - продолжать учить детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы; - развивать интерес к познанию окружающего мира; - подвести к пониманию того, что человек – творец, созидатель. | Образовательная ситуация. Опыты с зеркалом. Дидактические игры: «Что похоже на зеркало?», « Какое зеркало?» Презентация «Зеркало». Игры – эксперименты с зеркалом: «Отражение в воде», «Полированный металл», «Полуправда». Фокусы с зеркалом. П/и «Зеркало». | Оформление папки «Мои открытия». Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой. | Вывод: Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает (комната смеха).
|
Декабрь
Неделя | Тема, задачи | Вид деятельности | Работа с родителями | Примечания |
1неделя | Тема: «Термометр и температура». Задачи: -познакомить с понятием «температура»; - формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; -сравнение разных видов термометров; -развивать способность ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела; -устанавливать зависимость температуры воздуха и одежды. | Образовательная ситуация. Экспериментирование с предметами: измерение температуры тела, воздуха в помещении и на улице. Беседа о том, когда бывает жарко, тепло, холодно. Сюжетно-ролевые игры: «Мы - синоптики », «Больница». Рассматривание репродукции картин профессиональных художников. Дидактическая игра «Оденемся на прогулку». | Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой. | Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория). |
2 неделя | Тема: «Замерзание воды». Задачи: -показать зависимость состояния воды от температуры воздуха; -продолжать знакомить со свойствами воды (превращение в лед при низких температурах); -ознакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает); - учить устанавливать простейшие закономерности | Опыт – эксперимент с водой «Волшебное превращение», (изготовление «цветных льдинок») Загадки, стихи. Беседа «Как воду превратить в лед» Исследовательская деятельность на прогулке. Игры с ледяными фигурками. | Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой. Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | Добавить в лабораторию формочки для замораживания воды. Украсить деревья ледяными игрушками. |
3 неделя | Тема: «Плавучесть предметов». Задачи: - определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет; -подвести детей к выводу, что полые предметы плавают; - воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть; - продолжать учить детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы. | Образовательная ситуация. Опыты – эксперименты: «Взвешивание предметов разными способами», Опыт с пластилиновым шаром, куском пробки, пером, чайной ложкой. Опыт «Почему не тонут корабли?» Игры: «Поплывет - не поплывет», «Плавает-тонет» | Изготовление совместных поделок детей и родителей, из бросового материала и бумаги. | Вывод: чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть. Независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые. |
4 неделя | Тема: «Человек. Что умеют наши глаза и уши?». Задачи: -обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения; -тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования; - развивать логическое мышление, разговорную речь; -закреплять гигиенические навыки. | Образовательная ситуация. Опыты-эксперименты: «Зачем человеку глаза?», «Наблюдай за движением глаз», «Форма, цвет, расстояние», «Настроение глаз», «Слуховые раздражители», «Определи источник звука». Беседа «Береги глаза и уши!» Игры: «Покажи, что назову», «Определи по звуку», «Эхо», «Полезно - вредно». Прослушивание аудиозаписей. | Домашнее задание. Рассматривание телефонного аппарата. Предварительная беседа о том, как осуществляется телефонная связь (см. «Детская энциклопедия») | Работа с карточками для закрепления материала. Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. Поделка из спичечных коробков «Спичечный телефон». |
Январь
Неделя | Тема, задачи | Вид деятельности | Работа с родителями | Примечания |
2 неделя | Тема: «Человек. Взаимосвязь органов вкуса и запаха» Задачи: - показать взаимосвязь органов вкуса и запаха с помощью опытов; -учить с помощью мимики и жестов передавать вкусовые ощущения.- тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования; -формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности. | Образовательная ситуация. Презентация «Органы вкуса и запаха». Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «На что похоже?», «Полезные и вредные продукты». Игра на мимику «Покажи вкус», «Покажи запах». Сюжетно-ролевая игра «На кухне». | Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. | Вывод: при нарушении обоняния меняется и вкус продукта, тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше. |
3 неделя | Тема: «Волшебный снег» Задачи: -закрепить знания о свойствах снега; -дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках; -упражнять в установлении различий между инеем и снегом. | Образовательная ситуация. Опыты-эксперименты со снегом. Презентация: «Тайна снежинки». Чтение художественной литературы. Игры со снегом. Конструирование. | Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников. | Вывод: Снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках. Зарисовка снежинок. Снежинки из бумаги. |
4 неделя | Тема: «Вершки – корешки». Задачи: -формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности; - развивать логическое мышление, разговорную речь; -поддерживать двигательную активность дошкольников, закрепить знания об овощах, о пользе овощей для здоровья человека. | Образовательная ситуация. Опыты – эксперименты: «Лабиринт», «Разноцветные растения», «Животворное свойство воды», «Лабиринт». Заучивание стихотворение Ю.Тувима «Овощи» (мнемотехника). Словесные игры: «Смысловые ряды», «Один - много», «Что было бы если?..» Подвижная игра «Вершки – корешки». | Исследовательская работа: «Необходимые условия для прорастания семян». | Наблюдение проводиться ежедневно, в течение 10 –12 дней Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности. Рассматривание схемы строения растения. |
Февраль
Неделя | Тема, задачи | Вид деятельности | Работа с родителями | Выводы и примечания. |
1 неделя | Тема: «Огород на окне. Лук. Свойства Лука. Лимон. Свойства лимона». Задачи: -дать детям понятие о витаминах, иммунитете; - развивать мыслительную активность, наблюдательность. | Образовательная ситуация. Игры-эксперименты с лимоном и содой. Беседа: «Что такое иммунитет?» Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии. | Домашнее задание: иллюстрации по теме «Полезно – вредно». | Перед проведением опытов обговорить правила проведения опытов используя схемы. Фотографировать ход эксперимента. |
2 неделя | Тема: «Мир ткани». Задачи: - познакомить с различными видами тканей; - формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. -побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года; -развитие творческого воображения. | Образовательная ситуация. Опыты с тканью и семенами льна. Дидактическая игра «Наряды куклы Тани» Дидактические игры: «Собери вещи», «Подбери по цвету». Сюжетно - ролевая игра «Ателье мод». Самостоятельная деятельность в театрализованном уголке. | Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани». Оформление наглядной информации в родительском уголке, рекомендации «Проведите с детьми дома». | Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду. Составление рассказа по схеме. |
3 неделя | Тема: «Путешествие в мир стеклянных вещей. Свойства стекла». Задачи: -помочь выявить свойства стекла; -развивать память, воображение, мышление, речь; - упражнять детей в образовании прилагательных от существительных. | Образовательная ситуация. Экспериментирование с предметами «Свойства стекла». Словесные игры: «Скажи, какой?», «Чего не стало?» Индивидуальная работа. Самостоятельная деятельность. | Памятка Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию? | Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется. Напомнить правила обращения с стеклянными предметами. |
4 неделя | Тема: «В воде купался – сухой остался. Из чего птицы строят гнёзда?». Задачи: - установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме; -развивать память, воображение, мышление, речь; -формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности; | Образовательная ситуация. Опыты - эксперименты: «Как устроены перья у птиц», «Плавающее перо». Чтение художественной литературы.Наблюдения на прогулке. Индивидуальная работа. Сюжетно-ролевая игра. | Привлекать родителей к пополнению коллекции «Перья» Оформление наглядной информации в родительском уголке: Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория). |
Март
Апрель
Неделя | Тема, задачи | Вид деятельности | Работа с родителями | Примечания |
1 неделя | Тема: «Магнитные свойства Земли. Компас». Задачи: -познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом; -выявить материалы, которые могут стать магнетическими; -сформировать представления о компасе; -учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток; -закрепить приобретённые знания в практической (экспериментальной) деятельности детей. | Образовательная ситуация. Экспериментирование с предметами: «Достань канцелярскую скрепку», «Как действует магнит?», «Взаимодействие магнитов». Беседа: «Камень магнитный железняк». Презентация «Земля – наш дом!» Игры: «Определи сторону света», «Найди клад». «Волшебная варежка». | Практикум: Придумывание семейных сказок о явлениях природы. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности». | Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория). Вывод: когда предметы крутятся, они не падают. Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса. |
2 неделя | Тема: «Земля. От чего происходит смена дня и ночи» Задачи: -развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; -объяснить, почему происходит смена дня и ночи, как происходит вращение Земли. -формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности; | Образовательная ситуация. Опыт: «День - ночь». Просмотр презентации «Планеты солнечной системы». Настольные игры: «Планеты», «Найди орбиту». Чтение художественной литературы и энциклопедии. | Практическая часть: Открытое занятие для родителей. Домашнее задание - изготовление фигурок для теневого театра. Оформление папки «Мои открытия». | Поместить в уголок зеркала и фонарики для самостоятельного экспериментирования детей. |
3 неделя | Тема: «Свет и тень. Образование тени». Задачи: -развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; - способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами; -развивать мыслительную активность, наблюдательность; -формировать творческие способности. | Образовательная ситуация. Опыты: «Ищем свет», «Ищем тень», «Какой луч света?» На участке в солнечный день проводятся игры с тенью (игра проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли убедиться в том, что тень – короткая утром, а вечером – длинная). Игры с теневым театром. Конструирование: «Поделки из бросового материала». Игра «Догони свою тень». Сюжетно-ролевая игра «Театр». | Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории (модель Земли – глобус, фонарики, детская энциклопедия.) | Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория). |
4 неделя | Тема: «Виды электричества. Как увидеть и услышать электричество?» Задачи: -познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; - формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством; -объяснить проявление статического электричества и возможность снятия его с предмета. | Образовательная ситуация Опыты: «Волшебные шары», «Бумажные чудеса», «Почему лампочка светит?», «Ожившие волосы», «Как увидеть молнию?». Загадки по теме. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?», « Найди пару». Игра «Ток бежит по проводам». | Беседа: «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. | Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория). Дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники (веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электромясорубка и т. д.). |
Май
Неделя | Тема, задачи | Вид деятельности | Работа с родителями | Выводы и примечания. |
1 неделя | Тема: « Волшебный лучик. Радуга - дуга». Задачи: -показать, что солнечный луч может превратиться в разноцветный; -познакомить с особенностями радуги; -познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. | Образовательная ситуация Опыты – эксперименты «Эффект радуги». Презентация «Радуга» Игры: «Игра с солнечным зайчиком», «Мыльными пузырями». Рассматривание картинки «Радуга». Рисование. Загадки, стихи о радуге. | Родительское собрание на тему: Показ презентации «Юные экспериментаторы». | Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория). Вывод:«солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности. |
2 неделя | Тема: «Источник тепла и света. Световая энергия». Задачи: -дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; -познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами; -определить, какие предметы нагреваются лучше, где это происходит быстрее; -закрепить правила безопасности при использовании световой энергии. | Образовательная ситуация Экспериментирование с предметами. Загадки по теме. | Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | Выводы: предметы отражаются на гладкой, ровной блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше и четче отражение. |
3 неделя | Тема: «Интересное рядом!» Задачи: -вызвать желание самим провести несложный опыт; -показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами; | Образовательная ситуация. Опыты - эксперименты с яйцом. Изготовление поделок из яичной скорлупы. | Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития». | Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория). Перед проведением опытов обговорить правила проведения опытов используя схемы. |
4 неделя | Тема: «Чудесная страна – экспериментов! Задача: -вызвать желание показать результат работы приведенной за учебный год. | Эксперимент – шоу. Загадки, стихи. Фокусы. Рисование. | Приготовить и презентовать интересные опыты вместе с детьми и родителями. | Оформить фото-отчёт о работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход в работе специалистов с детьми ОВЗ через опытно - исследовательскую деятельность в рамках ФГОС
В статье показана работа специалистов с детьми ОВЗ через опытно-исследовательскую деятельность....
Опытно – исследовательская деятельность – средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста.
ldquo;Прежде чем давать знания, надо научить думать,воспринимать, наблюдать”.В. Сухомлинский Для успешного освоения основной общеобразовательной п...
«МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей 1 группе на прогулке)
Одним из режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей. Прогулку в...
Технологическая карта организации опытно -экспериментальной деятельности в старшей (1) группе (совместная деятельность)
Тема: "Игры с соломинкой" (свойства воздуха )Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.Задачи:- формировать представление о том, что внутри ч...
ООД "Помощь сказочнику" Открытая итоговая образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Данная образовательная деятельность направлена на закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по пройденному материалу за учебный год....
Консультация для родителей «Опытно - экспериментальная деятельность детей дома»
информация для родителей по экспериментированию....
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Экспериментальная и опытническая деятельность детей старшей и подготовительной групп.
1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. 2. Побуждать детей к самостоятельному поиску причин, способов действий. 3. Развитие двух типов активности: собственной и активности, ст...