Проблемы формирования коммуникативной деятельности
статья

Формирование коммуникативных умений младших школьников  влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28.01.2022g.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных  классов,

Тема: Проблемы формирования коммуникативной деятельности

            Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень  сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

          Сформировать  коммуникативные  умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения – это одна из сложных задач учителя.

Для формирования коммуникативной компетенции наиболее результативными являются следующие методы и приёмы, как

- комплексная работа с текстом: (выраз чтение учителя, чтение по ролям,комментированное чтение,составление плана, конспекта,заучивание,актерское чтение по фонограмме )

- различные виды диктантов и изложений;

- редактирование текста;

- тематические (речевые) уроки;

- мини-изложение и мини-сочинение;

- сравнение 2-х текстов;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- работа с текстами-миниатюрами;

- коммуникативные и игровые ситуации и пр.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию.

- все формы учебного диалога;

- доклады и сообщения;

- ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;

- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;

- обсуждения, дискуссии, диспуты;

- упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;

- выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;

- выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;

-вовлечение учащихся в работу театральных студий.

        Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий ( урок-исследование), использование элементов современных образовательных технологий (проблемного, интегрированного, разноуровневого обучения, игровых и информационных технологий).

      Для формирования  коммуникативных умений  можно использовать на уроках следующие виды и формы работы:

- работа в парах ;

- работа в группах;

- устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному тексту;

- пересказ (рассказ от 1 лица), чтение наизусть, словесное иллюстрирование;

- творческие работы (изменение сказочной развязки, придумать другое   окончание сказки или рассказа)

- викторины, интеллектуальные командные игры, конкурсы;

- чтение по ролям;

- мини – инсценировки;

- синквейн (стих из 5 строчек)

- ситуативные тренинги;

- «задания – интервью»

Таким образом, обозначенные выше направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ развивает коммуникативные умения учащихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. Следовательно, внеучебная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников.

Методика формирования коммуникативной деятельности: методы(монолог, беседа, диалог, проблемная ситуация, творческие проекты) средства (описание, драматизация, ситуация успеха) и приемы  (работа со словом, упражнения, проблемные вопросы, коммуникативно ситуативные задачи, ИКТ)

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

-все виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и сообщения, деловые ролевые игры, обсуждение, диспут, дискуссия, выступление в роли ведущих

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

- сочинения, изложения, заметки в газету, сообщения, участие в конкурсах сочинений)

Проблемы : неумение выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач

-неумение строить свою речь от ситуации

- недостаточно сформированный навык самостоятельно получать информацию из различного рода текстов,

- неумение адекватно , корректно выстраивать отношения со сверстниками

- недостаточный уровень сформированности у школьников коммуникативной компетенции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»

Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...

Проблемы развития коммуникативной деятельности у младших школьников с ЗПР

В статье рассматриваются проблемы возникающие у младших школьников с ЗПР при общении....

Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников с проблемами в речевом развитии на логопедических занятиях

Данный материал поможет организовать работу младших школьников, имеющих проблемы в речевом развитии, направленную на развитие коммуникативных компетенций.  Работа представляет собой самообобщение...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

Коррекционно-педагогическая работа с детьми ТМНР по формированию коммуникативной деятельности

Общение, как неотъемлемая форма жизнедеятельности людей, является непременным условием организации процесса социальной реабилитации детей с ТМНР.В процессе общения у ребенка формируется активная речь,...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема.      Развитие коммуникативного навыка является одним из в...