Проблемы формирования коммуникативной деятельности
статья
Формирование коммуникативных умений младших школьников влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО учителей начальных классов,
Тема: Проблемы формирования коммуникативной деятельности
Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения – это одна из сложных задач учителя.
Для формирования коммуникативной компетенции наиболее результативными являются следующие методы и приёмы, как
- комплексная работа с текстом: (выраз чтение учителя, чтение по ролям,комментированное чтение,составление плана, конспекта,заучивание,актерское чтение по фонограмме )
- различные виды диктантов и изложений;
- редактирование текста;
- тематические (речевые) уроки;
- мини-изложение и мини-сочинение;
- сравнение 2-х текстов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами;
- коммуникативные и игровые ситуации и пр.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию.
- все формы учебного диалога;
- доклады и сообщения;
- ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
- обсуждения, дискуссии, диспуты;
- упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
- выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
- выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
-вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий ( урок-исследование), использование элементов современных образовательных технологий (проблемного, интегрированного, разноуровневого обучения, игровых и информационных технологий).
Для формирования коммуникативных умений можно использовать на уроках следующие виды и формы работы:
- работа в парах ;
- работа в группах;
- устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному тексту;
- пересказ (рассказ от 1 лица), чтение наизусть, словесное иллюстрирование;
- творческие работы (изменение сказочной развязки, придумать другое окончание сказки или рассказа)
- викторины, интеллектуальные командные игры, конкурсы;
- чтение по ролям;
- мини – инсценировки;
- синквейн (стих из 5 строчек)
- ситуативные тренинги;
- «задания – интервью»
Таким образом, обозначенные выше направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ развивает коммуникативные умения учащихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. Следовательно, внеучебная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников.
Методика формирования коммуникативной деятельности: методы(монолог, беседа, диалог, проблемная ситуация, творческие проекты) средства (описание, драматизация, ситуация успеха) и приемы (работа со словом, упражнения, проблемные вопросы, коммуникативно ситуативные задачи, ИКТ)
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
-все виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и сообщения, деловые ролевые игры, обсуждение, диспут, дискуссия, выступление в роли ведущих
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
- сочинения, изложения, заметки в газету, сообщения, участие в конкурсах сочинений)
Проблемы : неумение выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач
-неумение строить свою речь от ситуации
- недостаточно сформированный навык самостоятельно получать информацию из различного рода текстов,
- неумение адекватно , корректно выстраивать отношения со сверстниками
- недостаточный уровень сформированности у школьников коммуникативной компетенции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-198646-1360259044.jpg)
Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»
Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427333-1396113620.jpg)
Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»
Одной из главных задач работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590520-1423554581.png)
Проблемы развития коммуникативной деятельности у младших школьников с ЗПР
В статье рассматриваются проблемы возникающие у младших школьников с ЗПР при общении....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-162973-1355313661.jpg)
Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников с проблемами в речевом развитии на логопедических занятиях
Данный материал поможет организовать работу младших школьников, имеющих проблемы в речевом развитии, направленную на развитие коммуникативных компетенций. Работа представляет собой самообобщение...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971225-1510303063.jpg)
"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)
Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/09/picture-1048896-1533782465.jpg)
Коррекционно-педагогическая работа с детьми ТМНР по формированию коммуникативной деятельности
Общение, как неотъемлемая форма жизнедеятельности людей, является непременным условием организации процесса социальной реабилитации детей с ТМНР.В процессе общения у ребенка формируется активная речь,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-1088573-1543756043.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема. Развитие коммуникативного навыка является одним из в...