Формирование УУД в рамках ФГОС НОО на уроках в начальной школе
статья

Голоменцева Марина Александровна

Методы и приёмы работы, описанные  в  докладе, помогут сформировать у учащихся начальной школы все виды универсальных учебных действий

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование УУД  в рамках ФГОС НОО на уроках в начальной школе»

Большинство учёных, педагогов, методистов, изучая роль школы в обучении и воспитании подрастающего поколения, отмечают, что главную роль в этом процессе играет начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чём заключается эта роль?
 В свете новых требований – научить ребёнка учить себя. Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности? Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем? Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении? Эти и множество других вопросов говорят нам о   несформированности универсальных учебных действий.
Перед учителями стоит важная задача: как и с помощью каких средств формировать универсальные учебные действия у учащихся начальных классов.
Система универсальных учебных действий прописана во ФГОС 2 поколения для начальной школы. Я думаю, что это фундамент всего образования.

Я работаю по УМК «Школа России». Мне стала давно понятно, что при изучении практически всех тем на всех предметах можно формировать все универсальные учебные действия одновременно. Всю свою работу по формированию УУД разделила на два этапа: первый-совершенствование своих знаний: изучение литературы по теме, повышение квалификации, второй-активное внедрение в практику новых технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию  УУД.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию  УУД.

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание).  Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они  включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция).Они  обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Я пришла к выводу: необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

На уроке русского языка  в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил,  моделирование.

На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения  себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план).

Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования  приёмов решения  задач.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

На каждом уроке стараюсь применять новые педагогические технологии, формы, методы,  приёмы, способствующие формированию УУД.

  1. Обучение на основе «учебных ситуаций». Особенность технологии создания учебных ситуаций состоит в том, чтобы создать на уроке возможности  и  условия   для   творческого   усвоения   знаний. Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.
  2. Проектная деятельность. Метод проектов позволяет формировать сразу несколько УУД. Применяется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
  • Выбрать тему, выразить свою точку зрения, оценить, обозначить дальнейшее развитие проекта- ЛИЧНОСТНЫЕ УУД .
  • Обнаружить проблему, актуальность, составить план проекта – РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД .
  • Находить, систематизировать, отбирать информацию, делать выводы, создавать конечные программные продукты по теме проекта - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД .
  • Отстаивать свою точку зрения, понимать точку зрения другого, уметь договариваться, организовывать взаимодействие в группе – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.
  1. Уровневая дифференциация. Базовой основой для формирования у учащихся основных УУД является технология дифференцированного обучения. В результате у учащихся формируются личностные, коммуникативные, регулятивные УУД.
  2. Информационные и коммуникационные технологии. Способность школьников ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся.
  3. Проблемное обучение. Технология проблемного обучения наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ – формирование творческой личности. Также организую различные типы уроков по этой технологии: урок введения нового знания, урок применения знаний, урок проверки знаний, урок обобщающего повторения и систематизации знаний.
  4. Здоровьесберегающие технологии. Формирование у учащихся правильных представлений о здоровом образе жизни начинается с режима дня и с правильного питания, которые наиболее благоприятствуют сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. Здесь формируются все универсальные учебные действия. Использую физминутки, психологические тренинги, динамические паузы, зарядку для глаз, дыхательную гимнастику.
  5. Педагогические игры. Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

В своей практике при формировании УУД часто использую на каждом уроке очень интересные педагогические приёмы: «Задание массивом», «Лови ошибку учителя», «Светофор», «Идеальное задание», «Тетрализация», «Дай себе помочь», «Вопрос к тексту», «Идеальный опрос». Очень необычен механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать). В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию.

В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.

Свою работу  на уроке учащиеся оценивают по шкале успеха. Выбирают и рисуют выбранный символ.

Шкала успеха:

∆ - я мог (- ла) работать и лучше;

*- Сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы;

○ -Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;

+ -Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.

Данный вид работы помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим.

На уроках применяю активные методы обучения: «Мозговой штурм», «Деловая игра», «Круглый стол», «Анализ конкретных ситуаций». Также уделяю немало времени приемам технологии критического мышления: «Кубик Блума», приём «Инсерт», «Корзинка идей». Многие уроки изучения нового материала начинаются с этого приема. На доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего  урока.  

Также приём «Рассказ-предположение по ключевым словам», приём «Кластер», который можно использовать на всех этапах урока (вызова, осмысления и рефлексии).

При формировании универсальных учебных действий большую роль играет внеурочная деятельность: кружки, секции, экскурсии, соревнования, олимпиады и др. Учащиеся посещают такие кружки в школе, как «Мастерская чудес», «Юный эколог», «Юный патриот», «Волшебная кисточка», «Весёлая математика»», «Учимся любить книгу» и много других. Уже много лет веду в своих классах кружок «Разговор о правильном питании».
И, конечно же, важным условием для успешного формирования УУД  является диагностика.
В своем 1 классе (2021-2022) я провела диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности. Это  позволит в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности  УУД.
Для диагностики определения уровня сформированности УУД использую методики известных психологов: диагностика познавательных УУД (методика Э. Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления»), диагностика коммуникативных УУД (методика Г.А. Цукерман «Рукавички»),диагностика личностных УУД (методика «Лесенка» В.Г.Щур), диагностика регулятивных УУД (методика А.Л. Венгер «Бусы»).  

Уровень сформированности универсальных учебных действий

Уровень

                                          1 класс (2021-2022)

высокий

средний

низкий

чел

%

чел

%

чел

%

Регулятивные

4

20%

6

30%

10

50%

Познавательные

4

20%

7

35%

9

45%

Уровень

                                         2 класс (2022-2023)

высокий

средний

низкий

чел

%

чел

%

чел

%

Регулятивные

10

50%

7

35%

3

15%

Познавательные

9

45%

7

35%

4

20%

Уровень сформированности предметных умений

Комплексная итоговая контрольная работа

Уровень

1 класс (2021-2022)

чел

%

Повышенный

9

45%

Базовый

7

35%

Ниже базового

4

20%

Комплексная итоговая контрольная работа

Уровень

2 класс (2022-2023)

чел

%

Повышенный

14

70%

Базовый

5

25%

Ниже базового

1

5%

По результатам проведения диагностики можно отметить рост уровня сформированности УУД у обучающихся, а также повышение уровня сформированности предметных умений по итогам комплексной итоговой контрольной работы.

Проанализировав результаты работы, пришла к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методов приводит к стабильным результатам.

Таким образом, используя на уроках в начальной школе перечисленные выше формы, методы, способы и виды работы, учитель обеспечивает формирование УУД, предусмотренные ФГОС НОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Роль информационно-коммуникационных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО на уроках в начальной школе".

Как современные компьютерные технологии помогают решать в условиях ФГОС такую важную задачу, как формирование Универсальных Учебных Деействий на уроках в начальной школе....

Формирование понятия о здоровом образе жизни на уроках в начальной школе

Презентация к выступлению на семинаре на тему "Формирование понятия о здоровом образе жизни на уроках в начальной школе"...

Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе.

Поэтапное применение педагогических приёмов для формирования УУД на уроках в начальной школе...

Формирование умений работать с информационными текстами на уроках в начальной школе

Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....

«Формирование орфографической зоркости и читательской компетентности на уроках в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения»

В статье рассматривается актуальность формирования орфографической зоркости и читательской компетентности на уроках в начальной школе...

Мастер-класс на тему «Формирование метапредметной компетенции в образовательном процессе на уроках в начальной школе» (сценарная разработка из опыта работы)

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных проц...

Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках в начальной школе

Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках в начальной школе...