Конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий
опыты и эксперименты

Тавлиханова Наталья Николаевна

Конкурсная работа  Регионального этапа   111 Всероссийского  конкурса«Школа – территория  здоровья». Номинация: «Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota_shkola-territoriya_zdorovya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 4 г. Бор

606440 Нижегородская область, г. Бор, ул. 8 Марта, д. 13

Автор: Тавлиханова Н.Н. учитель начальных классов

Конкурсная работа

Регионального этапа   111 Всероссийского  конкурса

«Школа – территория  здоровья»

    номинация: «Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий»

Тема работы: « Педагогическая  ЭВРИТМИЯ -  инновационный метод работы с детьми  с РАС в рамках здоровьесберегающих технологий».

 

                             Конспект   урока по  математике   с  группой   «неречевых»  детей  

                                           (АООП для детей с РАС вариант 3. 4).

 

Тема: «Состав числа 4. Решение задач на основе предметно-практических действий».

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Цели:  закрепить   знания по  составу числа  4, формировать умение решать задачи на сложение, развивать речь, чувство ритма, внимание.

Задачи:  

-коррекционно-образовательные: закрепление  знаний о составе числа 4, геометрических фигурах,  формирование умений  решать задачи на основе предметно-практических действий;

-коррекционно-развивающие: развитие чувства ритма,  речи, слухового  и зрительного  внимания, саморегуляции,  подражания,  мелкой  моторики рук,  памяти, мышления,  коммуникативных  навыков;

 -коррекционно-воспитательные: воспитание  эмоциональной отзывчивости, умения  слушать собеседника. 

Методы: педагогическая эвритмия, объяснительно -  иллюстративный, словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

  карточки с последовательностью заданий,  визуальным расписанием,  листы для формирования графических навыков,  листы с цифрами для решения задачи,  большие тактильные цифры,  коробка  из – под яиц, пластмассовые яйца,  карточки с примерами,  индивидуальные доски,  карточки с геометрическими фигурами, карточки с изображением  яблок, интерактивная доска, музыкальное сопровождение.

 

                                                                                                       

                                                                                                          Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Фронтальная работа

Организационный момент

 Формирование навыка смотреть и слушать собеседника. Развитие слухового и зрительного  внимания.

– Сначала урок,  потом перемена

–   Смотрю ( показываю на глаза), слушаю ( показываю на уши)

Смотрят на карточку на доске

 

 Смотрят в лицо учителю  

Учитель следит за детьми, чтобы они смотрели ему  в глаза, поощряет  словесно

Формирование навыка произвольного действия,   определение количества заданий на урок

–  Берём карточку, считаем.(1, 2,. 8 заданий).

Считают по карточке

Учитель  следит за  одновременной последовательностью действий детей

Этап подготовки к познавательной деятельности.

1 задание (учитель показывает карточку) Письмо.

 Формирование графических навыков через развитие чувства  ритма

- Беру карандаш, ставлю руку на локоток. Пишу.

Пишут линии вверх – вниз  на листе под музыку.

Учитель следит за одновременным выполнением задания,  словесно поощряет за правильное выполнение заданий

     Для «неречевых» детей с РАС очень важны методы обучения, которые помогают решать задачи оздоровления:   «растормозить»  речь, развить подражание, вызвать двигательную и речевую активность. Таким методом является  педагогическая эвритмия. Эвритмия – это звук, выраженный в движении. Она основана на закономерностях речи, музыки и жеста,  и выражается  в видимой, образной форме в движении и пространстве.  Эвритмия  также обучает    общечеловеческим навыкам, которые нужны  детям  в  жизни:  быстрое реагирование, умение слушать, точно воспринимать и повторять, желание и способность  учиться, общаться, Все эти навыки   развиваются и оттачиваются в процессе   их выполнения.

2 задание (учитель показывает карточку) Счёт.  

Формирование речевого навыка

   

Развитие   мелкой моторики,   ритмической стороны речи, внимания

- Беру папку. Открываю . Достаю цифры.  

 

- Покажи цифру.  

- Возьми 1 яблоко, положи на цифру 1, возьми 4 яблока, положи на цифру 4.

- Покажи, где 1, покажи, где много.

Берут папку, открывают, раскладывают цифры:  1, 2, 3, 4, 5. Проверяют порядок. Считают  обратно.                            Показывают названную цифру, обводят пальцем и говорят: «1 – о о о о, 2 – а а а а , 3 – и и и и , 4 – ы ы ы ы».

Выполняют задание, используя карточки с яблоками, показывают количество предметов  указательным  жестом.

Ученики, обучающиеся по АООП  варианта 8.4, переходят в зону для индивидуальных занятий и выполняют задания

Ученики  работают  около учителя  и на местах (названные ученики по одному выходят и выполняют задания на столе учителя).

      Цель педагогической эвритмии:  проделать с телом  такие движения, которые воздействовали бы на душу и продвигали ее вперед в моральном, познавательном отношении и в отношении чувства.  Использование педагогической эвритмии    благотворно влияет на весь организм ребенка,  способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей  Для того, чтобы выполнять движения, которые соответствуют услышанным звукам, школьникам необходима большая концентрация. С одной стороны, дети  должны очень внимательно слушать, с другой стороны, они должны хорошо знать движения, для того, чтобы выполнить их точно и в правильный момент времени. Педагоги, решившие взять её на вооружение, должны проявить собственное педагогические творчество. Однако, следует обратить внимание на следующие особенности данной технологии:

В первую очередь, необходимо научить детей чувствовать ритм. Для этого можно использовать сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т.п.) и музыки и/или слова. Чем же ценна эвритмия для человека? Вживание в звуки языка и музыки, их выражение в виде эвритмических жестов превращается в захватывающую душу человека деятельность, подчиняющую себе его тело. Именно в этой области кроются самые большие возможности для реализации в школе одной из основных целей вальдорфской педагогики — создание «одушевленной культуры тела». Суть особой воспитательной значимости эвритмии была однажды особенно четко сформулирована Рудольфом Штейнером в курсе народной педагогики, когда он подчеркнул, что эвритмия «помогает выработать такую волю, сила которой сохраняется у человека на протяжении всей его жизни, в то время как иные способы формирования воли приводят к тому, что с возрастом она ослабевает».

(от греч. eurhythmia - слаженность, ритмичность)

   — искусство движений, разработанное в 1-й трети 20 в. на основе антропософии Р. Штейнера. Придаёт видимую образную форму звучанию речи и музыки и может выступать в сочетании с другими искусствами (например, в "Технике актёра" М.А. Чехова).

Этап закрепления материала

3 задание (учитель показывает карточку)  Решение задачи.

Формирование знаний по составу числа 4 , умений  решать задачи на основе предметно-практических действий.

Развитие саморегуляции, памяти, мышления.

- Слушаем задачу.                       Курочка (картинка курочки) снесла 3 яичка (показ), потом ещё 1. Сколько яиц снесла курочка?                                   - Решаем задачу. Снесла 3 яичка.                                                        - Снесла ещё. Это больше или меньше? Плюс или минус?

- Снесла 1 яйцо.

- Считаем, сколько снесла курочка.

Слушают и смотрят.

Ставят цифру 3

Названные ученики выбирают знаки  на карточках  ( больше- меньше, плюс-минус). Ставят знак плюс.

Ставят цифру 1.

Ставят цифру 4.

Читают решение.

Работа осуществляется на листе с липучками. Если ребенок допускает ошибки, тьютор   даёт подсказку. Учитель  словесно  поощряет за правильное выполнение заданий

4 задание (учитель показывает карточку). Состав числа 4.

Закрепление  знаний по составу числа 4. Игра «Засели домик»     Развитие речи, способности подражать. Формирование  навыков счёта через ритмическое упражнение.

 

Показывает на  интерактивной доске «домик» с цифрами.

После нажатия на экран   изображает ответ с помощью длинных палочек

(1 – 1 палочка, 2 - .., 3- …)

 «Вставляют» нужную цифру по составу числа нажатием на экран.

  Повторяют за учителем, стучат ладонями  по столу столько раз,  сколько показано палочками

Учитель вызывает речевую  и двигательную реакцию на выполнение задания. Поощряет словесно  за правильное выполнение заданий

     Педагогическая  эвритмия опирается на способность   к подражанию. Дети живут историями в движении. Благодаря соединению внутренних образов истории с движением, которое связано с речью, это движение становится     дифференцированным.

5 задание (учитель показывает карточку) Физминутка

Формирование подражательной деятельности,  пространственной ориентировки, координации движений.

Развитие чувства  ритма.

Задание «Сделай, как я».

 Выполняют подражательные движения

Учитель и ученики  выполняет движения под  музыку.  При возникновении затруднений тьютор использует тактильную подсказку.

       Педагогическая эвритмия  связана с ритмикой и динамикой музыки и речи.   Таким образом, при использовании данного метода одновременно осуществляется два различных вида деятельности: координация ног и рук, а также приведение их в движение услышанной музыкой или речью. Активность конечностей  осуществляется вместе с восприятием. Эта двойная активность требует одновременно  высокой концентрации  и  своевременного действия.     Ученики двигаются сообща, при этом каждый несет ответственность за отдельный аспект этого движения.

Индивидуальная работа (работа с тьютором)

Этап проверки знаний

6 задание. (учитель показывает карточку) Решение примеров. Развитие мелкой моторики и координации движений   рук  Закрепление знаний по решению примеров в пределах 4

7 задание (учитель показывает карточку) Сравнение цифр. Формирование письменных навыков Закрепление знаний по сравнению чисел.

Выполнение ритмических упражнений  для  развития  речи.

Тьютор контролирует и помогает ученику выполнить задания

Решают примеры  на карточках  в пределах 4, используя, по необходимости, чётки, изготовленные из макарон.

Пишут на индивидуальных досках  цифры  до 4  и сравнивают числа.

Тьюторы и ученики  переходят в зону для индивидуальных занятий. Учитель контролирует действия учеников.

С учениками другого варианта  обучения (вариант 8.4) учитель   работает индивидуально,   выполняет с ними два задания:  

1.распределение  кубиков по цветам;

2.нахождение цифры 1.

 

        

Фронтальная работа

8 задание (учитель показывает карточку) Коммуникативная игра по нахождению предметов определённой формы.  

Развитие зрительного восприятия,     представления о форме с помощью движения. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие   способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, навыков коммуникации.

Предлагает работу по нахождению  карточек  с разными геометрическими фигурами   на вертикальных поверхностях (стене).  

Находят карточку – предмет  с нужной геометрической фигурой, обводят пальцем по сторонам

(квадрат – печенье, круг – апельсин, треугольник – кусок торта, прямоугольник – конфета)

Игра на коммуникацию «Дай мне…». Ответная реакция:  «На»

     Восприятие и запоминание  геометрических фигур напрямую связано с движением. Встречаясь, например, с треугольником, наш глаз проделывает молниеносное движение по  его сторонам  и отражает  увиденное в  головном мозге.   При помощи чувства равновесия мы оцениваем пропорциональность геометрической формы, соотносим части и целое. Сложности  восприятия и запоминания  геометрических законов могут быть связаны с тонкими нарушениями в организме ребёнка. То есть, если мы хотим достичь   качественного улучшения знаний в этой сфере, мы должны работать не только с мышлением ученика, но и с его движением.

Заключительный этап

Развитие навыков саморегуляции.

Поощряет сенсорными мотиваторами.

- Руки сложили,  как я. Смотрим  (на доске карточки). Урок окончен ( убираю карточку). Перемена(убираю карточку) Колокольчик. Идём на перемену.

Смотрят на учителя. Выполняют задания учителя.

Учитель  следит за детьми, чтобы они смотрели ему  в глаза, одновременно выполняли действия,  

     Исполняемые внешним образом жесты в движении на уроке математики  влияют  положительно  на обучающегося с расстройствами аутистического спектра. С помощью  педагогической эвритмии у таких  обучающихся   можно:

  •  сформировать правильную речь, вызвать двигательную и речевую активность;
  • развить чувство ритма, координацию движения,  подражание;
  • развить концентрацию внимания, мышление;
  • улучшить мелкую моторику;
  • развивать эмоционально-волевую сферу, саморегуляцию.

   Такая коррекционная работа   на уроке математики ( и на других уроках) также  помогает организовать произвольное поведение, развить способность к коммуникативному взаимодействию. Всё это способствует ребёнку с расстройствами аутистического спектра социализироваться и адаптироваться в обществе. Для таких детей это является главной задачей. При этом у обучающегося  достигается улучшение качества жизни.  

 Литература по эвритмии:        

Штейнер Р. «Эвритмия как видимая речь» – лекции

Штейнер Р. Эвритмия. – М., Парсифаль, 1996.

Эвритмия // Ф. Карлгрен. Воспитание к свободе. М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с применением кейс-технологий

"Как помочь будущему хозяину выбрать свою собаку"...

Конспект урока с применением приёмов технологии критического мышления

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России" по произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ для учащихся 1-х классов

КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ для учащихся 1-х классов...

Конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий по предмету "Изобразительная деятельность " на тему: "Рисование и раскрашивание круга по шаблону"

Конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий  по предмету "Изобразительная деятельность " на тему: "Рисование и раскрашивание круга по шаблону"...

Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творчества и креативности личности ребенка, по утверждению Н.Г. Герасимовой, интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, так как на данном возрастном этапе закладываются основы творчес...

Технологическая карта урока с применением здоровьесберегающих технологий «Закрепление правописания сочетаний "ж и - ши", "ч а - ща", "чу-щу"»

Урок-путешествие, комплексное применение знаний и умений  здоровьесберегающих технологий....