Методические подходы повышения мотивации обучающихся на уроках в начальной школе
презентация к уроку (4 класс)

Обеременко Наталья Владимировна

Выступление на КМО учителей начальной школы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические подходы повышения мотивации обучающихся на уроках в начальной школе

Слайд 2

Для формирования мотивации детей важно обеспечить следующие условия: включать в учебную программу материал, близкий личному опыту учащихся; удовлетворять познавательные запросы ребят; способствовать диалогу детей между собой; вознаграждать за решение сложных заданий; содействовать ровному характеру отношений между учениками; развивать активную самооценку своих возможностей; способствовать саморазвитию, самосовершенствованию; прививать ответственное отношение к учебе.

Слайд 3

Методы развития учебной мотивации Метод «Дидактические игры» - ученикам предлагаются ситуации, аналогичные реальным, из которых требуется отыскать выход. Метод «Ситуация успеха» - совокупность условий, преодоление которых дает возможность добиться значительных результатов в деятельности. Метод «Соревнование» - соревновательных характер заданий способствует формированию необходимых качеств. Конкуренция приводит к освоению социального опыта, развитию черт характера. Метод проектов - большое значение имеет проектная деятельность, которая развивает навыки самостоятельного выстраивания своих знаний, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление. Метод создания проблемной ситуации - предполагает создание ситуации поиска через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера.

Слайд 4

Приемы повышения интереса к учебному материалу Приём «Привлекательная цель». Ученикам предлагается простая и понятная цель, при достижении которой они выполняют учебные действия, запланированные учителем. Приём «Прогнозирование» . Например, урок литературы. Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события.

Слайд 5

Приемы повышения интереса к учебному материалу Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Прием «Автор». Представьте себя автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Прием «Профи». Как изучение данной темы может помочь в освоении будущей профессии? Прием «Кумир». Как ваш кумир объяснил важность и нужность изучаемой темы? Прием «Фантазёр». Укажите несколько областей применения знаний по теме в будущей жизни. Прием «Верные - неверные утверждения». Из предложенных утверждений по будущей теме ученикам необходимо найти «верные» утверждения, используя собственный опыт. Таким образом, они настраиваются на изучение темы.

Слайд 6

Приемы повышения интереса к учебному материалу Прием «Лови ошибку». Учитель специально допускает неточности при изложении учебного материала. Ученики должны сигнализировать о них, что помогает сохранять концентрацию на протяжении всего урока. Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Создается необычная ситуация. Например, тема: «Круговорот воды». Детям необходимо представить себя снежинкой и описать все, что с ними происходит. Приём «Удивляй». На уроке ученикам приводятся интересные факты. Например, на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа , листья которых достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Приём «Да- нетка ». Ученики стараются найти ответ на поставленную проблему, задавая учителю лишь наводящие вопросы. Игровые приемы. Их применение целесообразно, если следует выполнить множество однотипных заданий.

Слайд 7

Приемы повторения пройденного на уроке Прием «Своя опора». Ученик самостоятельно разрабатывает опорную схему ответа по новому материалу. Прием «Повторение с расширением». Дети формулируют ряд вопросов, дающие возможность расширить знания. Прием «Свои примеры». Учащиеся создают свои примеры к новому материалу. Прием «Повторение с одновременным контролем». Ребята составляют тест, кроссворд по изученной теме, а затем обмениваются ими между собой. На этапе самоконтроля и самооценки применима работа в паре «ученик - ученик». Ученик отвечает на поставленный вопрос соседу по парте, после чего они меняются ролями. Затем принимается общее решение и озвучивается классу. На уроке периодически можно предлагать ученикам поменяться тетрадями, исправить ошибки в работах друг друга, участвуя таким образом во взаимопроверке. Хорошей идеей является связывание домашнего задания с будничной жизнью учащихся. К примеру, приготовить доклад о домашнем животном или любимом виде спорта.

Слайд 8

за внимание! СПАСИБО



Предварительный просмотр:

Методические подходы повышения мотивации обучающихся на уроках в начальной школе

Формирование мотивации к обучению - центральная тема сферы образования. Её важность обусловлена необходимостью выработки навыков самостоятельного приобретения знаний. Главная задача, на которую должно быть обращено внимание современного образования, - создание условий для формирования положительной учебной мотивации.

Как повысить познавательный интерес?

Образовательный процесс следует выстроить в зависимости от особенностей детей:

  • материал урока должен быть интересен детям;
  •  темп урока должен соответствовать скорости работы обучаемых.

Для формирования мотивации детей важно обеспечить следующие условия:

  • включать в учебную программу материал, близкий личному опыту учащихся;
  • удовлетворять познавательные запросы ребят;
  • способствовать диалогу детей между собой;
  • вознаграждать за решение сложных заданий;
  • содействовать ровному характеру отношений между учениками;
  • развивать активную самооценку своих возможностей;
  • способствовать саморазвитию, самосовершенствованию;
  • прививать ответственное отношение к учебе.

В педагогической практике требуется многообразие методов и приемов обучения, подбор таких их комбинаций, которые увеличивают степень учебной мотивации учащихся.

На уроках я применяю следующие методы.

Методы развития учебной мотивации

Метод «Дидактические игры» - ученикам предлагаются ситуации, аналогичные реальным, из которых требуется отыскать выход.

Метод «Ситуация успеха» - совокупность условий, преодоление которых дает возможность добиться значительных результатов в деятельности.

Метод «Соревнование» - соревновательных характер заданий способствует формированию необходимых качеств. Конкуренция приводит к освоению социального опыта, развитию черт характера.

Метод проектов - большое значение имеет проектная деятельность, которая развивает навыки самостоятельного выстраивания своих знаний, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление.

Метод создания проблемной ситуации - предполагает создание ситуации поиска через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера.

Приемы повышения интереса к учебному материалу

На каждом этапе уроке следует помнить о мотивации учеников. Чтобы заинтересовать ребёнка в самом начале, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого подойдет приём «Привлекательная цель». Ученикам предлагается простая и понятная цель, при достижении которой они выполняют учебные действия, запланированные учителем. Например, изучается тема: «Свойства воды». Цель урока - описать свойства воды. Ученикам ставится цель - выяснить, почему морозной зимой разрываются водопроводные трубы. Часто необычная формулировка не только привлекает, но и удерживает внимание до самого конца урока.

При определении темы урока может быть использован приём «Прогнозирование». Например, урок литературы. Прочитайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события.

Для любого учащегося важно осознание ситуации успеха. Для появления интереса необходимо понимание нужности и важности данной темы. В этом могут помочь следующие приёмы:

  • Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
  • Прием «Автор». Представьте себя автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
  • Прием «Профи». Как изучение данной темы может помочь в освоении будущей профессии?
  • Прием «Кумир». Как ваш кумир объяснил важность и нужность изучаемой темы?
  • Прием «Фантазёр». Укажите несколько областей применения знаний по теме в будущей жизни.
  • Прием «Верные - неверные утверждения». Из предложенных утверждений по будущей теме ученикам необходимо найти «верные» утверждения, используя собственный опыт. Таким образом, они настраиваются на изучение темы.
  • Прием «Лови ошибку». Учитель специально допускает неточности при изложении учебного материала. Ученики должны сигнализировать о них, что помогает сохранять концентрацию на протяжении всего урока.
  • Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Создается необычная ситуация. Например, тема: «Круговорот воды». Детям необходимо представить себя снежинкой и описать все, что с ними происходит.
  • Приём «Удивляй». На уроке ученикам приводятся интересные факты. Например, на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа, листья которых достигают 8 м в длину и 6 м в ширину.
  • Приём «Да-нетка». Ученики стараются найти ответ на поставленную проблему, задавая учителю лишь наводящие вопросы.
  • Игровые приемы. Их применение целесообразно, если следует выполнить множество однотипных заданий.

Приемы повторения пройденного на уроке

На этапе повторения материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Какими приемами этого можно достичь?

  • Прием «Своя опора». Ученик самостоятельно разрабатывает опорную схему ответа по новому материалу.
  • Прием «Повторение с расширением». Дети формулируют ряд вопросов, дающие возможность расширить знания.
  • Прием «Свои примеры». Учащиеся создают свои примеры к новому материалу.
  • Прием «Повторение с одновременным контролем». Ребята составляют тест, кроссворд по изученной теме, а затем обмениваются ими между собой.
  • На этапе самоконтроля и самооценки применима работа в паре «ученик - ученик». Ученик отвечает на поставленный вопрос соседу по парте, после чего они меняются ролями. Затем принимается общее решение и озвучивается классу. На уроке периодически можно предлагать ученикам поменяться тетрадями, исправить ошибки в работах друг друга, участвуя таким образом во взаимопроверке.
  • Хорошей идеей является связывание домашнего задания с будничной жизнью учащихся. К примеру, приготовить доклад о домашнем животном или любимом виде спорта.

Сейчас, я предлагаю, вам уважаемые коллеги представить себя в роли младших школьников. И приглашаю вас на урок русского языка.

Каждая группа получает задание в котором используется приём  повышения мотивации.

  • 1 группа. Прием «Своя опора». Самостоятельно разработайте опорную схему ответа по теме «Состав слова».
  • 2 группа. Прием «Повторение с расширением». Сформулируйте ряд вопросов, дающие возможность расширить знания по теме «Корень слова».
  • 3 группа. Прием «Свои примеры». Приведите свои примеры слов к новому материалу по теме «Приставка».
  • 4 группа. Прием «Повторение с одновременным контролем». Составьте тест или кроссворд по теме «Состав слова», а затем обменяйтесь ими между собой, проверьте.
  • 5 группа. Прием «Верные - неверные утверждения». Из предложенных утверждений по будущей теме «Корень слова» найдите «верные» утверждения, используя собственный опыт.
  1. В корне заключен смысл слова.
  2. Родственные слова имеют разные корни.
  3. Родственные слова имеют разный смысл.
  4. Подбор родственных слов помогает найти корень.

Необходимо выделять каждый успех ученика. Детям нужен и важен успех. От этого зависит его отношение к миру, готовность трудиться, узнавать новое.   Интересно и ёмко сказал о значении данного педагогического приёма выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Итак, лишь продуманный подбор методов и приемов, их разумное сочетание, учет методических особенностей использования дадут возможность повысить учебную мотивацию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе".

презентация материала по обобщению опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе"....

Презентация "Использование приемов мотивации с обучающимися на уроках в начальной школе"

Презентация "Использование приемов мотивации с обучающимися на уроках в начальной школе"...

Методический семинар «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе как средство повышения учебной мотивации».

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять....

Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе.

Научить ребенка критически мыслить – одна из  задач, которую решают современные педагоги. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляютс...

Использование технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления. Критическое мышление – творческое, рефлексивное мышление, ...

Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе

Данная статья помогает понять, как научить ребёнка критически мыслить.Какие приёмы использует учитель начальных классов для развития критического мышления у учащихся....