Особенности формирования регулятивных УУД у обучающихся с ОВЗ
статья

Никитина  Елена  Викторовна

     В  статье  рассматриваются  особенности  формирования  регулятивных  универсальных  учебных  действий  у  младших  школьников  с  ограниченными  возможностями  здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы

Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила: учитель начальных классов

МОУ «С(К)ОШИ №3» г. Магнитогорска

Никитина Елена Викторовна

Федеральный  государственный  образовательный стандарт начального общего образования  для обучающихся с ОВЗ предполагает формирование универсальных учебных действий (УУД) младших школьников. Очевидно, что недостаточный уровень психофизического развития ребенка с проблемами в  развитии оказывает существенное влияние на овладении данными действиями. Готовность к обучению  в школе предполагает  наличие у ребенка определенного уровня  знаний и   представлений  об окружающем мире,  развитую речь и познавательную активность, сформированную внутреннюю позицию ученика и мотивацию, упорядоченное поведение и произвольность деятельности. У детей с ОВЗ отмечается дефицит всех компонентов, но особые сложности у обучающихся возникают  с принятием учебной задачи и  выполнением поставленных целей, умением  действовать по плану и контролировать свое время,  с реальной оценкой своих возможностей, умением принимать самостоятельно решения, т.е. в целом речь идет регуляции поведения. Эта составляющая психики существенно нарушена у детей с ОВЗ.

Мое внимание привлекла  проблема формирования регулятивных  УУД.   Обучающиеся с ОВЗ требуют особого подхода и коррекционного сопровождения, очень важно заложить прочный фундамент их дальнейшего развития, поэтому такую работу я начинаю уже буквально с первых дней, когда вновь поступившие ребятишки начинают постигать азы наук.

Регулятивные УУД включают: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию.

С учетом особенностей и более низких стартовых возможностей детей с ОВЗ необходимо выделить основные умения, которые необходимо сформировать на самом начальном этапе.

Так, при целеполагании предполагается элементарное соотнесение того, что   уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно. Планирование осуществляется под непосредственным руководством учителя – выделение учебных задач и определение последовательности промежуточных целей и действий. Прогнозирование также носит элементарный характер – сколько потребуется времени, что получится в результате выполнения работы. Контроль осуществляется в форме сличения способа действия и его результата с готовым образцом, а анализ происходит последовательно с участием педагога. Необходимо обучение умению  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия, а по мере усвоения начинать  вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Очень важно выработать у детей механизмы саморегуляции поведения, воспитывать в  них волевые усилия и трудолюбие, учить преодолевать препятствия.

 Такие  базовые навыки  обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в последующих  классах более сложных учебных действий.

 Мне очень важно понять мотивацию моих первоклассников. В день знакомства я провожу беседу «Зачем нужная школа?», а в качестве одного из первых домашних заданий я предлагаю ребятам нарисовать рисунок «Я в школе». Далее совместно с психологом проходит анализ работ по формальным и содержательным характеристикам. Так, используемые цвета в рисунке хорошо показывают эмоциональное состояние ребенка – теплые и яркие говорят о положительном отношении; а темные и холодные могут выражать определенные негативные эмоции (напряжение, страх неизвестного). Интересно увидеть и содержание рисунков. Хорошо, если ребенок изобразил ситуацию урока, учителя у доски, детали школьных предметов (учебники, тетради, оценки). Здесь можно видеть, что для него это является личностно значимой деятельностью, уже начинают формироваться познавательные мотивы. А вот изображение детей, игр, перемены  может означать доминирование игровых предпочтений и недостаточное осознание ребенком позиции  ученика. Придется терпеливо приучать  первоклассников к освоению  новой роли и достижению новой цели – «уметь учиться».

Считаю, что большое значение имеет организация начала учебной недели,  учебного дня в целом. Необходимо создать для обучающихся комфортную рабочую обстановку, создать настрой на учебную деятельность, а главное –  активизировать внимание. Как правило, каждый новый день  в  моем классе начинается с игры-приветствия или  психологических упражнений-пожеланий. «Здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня замечательный день: мы продолжаем наше путешествие в Страну Знаний! Вы готовы?» - такие простые, но в то же время такие нужные  слова  вызывают позитивную ответную реакцию ребят, а это и мне самой помогает настроиться на рабочий лад.  

В классе на удобном месте  я помещаю яркий календарь и расписание уроков: помимо того, что с их помощью происходит закрепление ориентировки во  временах года, месяцах  и днях недели, сразу начинается работа по осознанию  действия планирования. Я знакомлю  ребят с понятиями – «учебный год», «учебная четверть», «рабочая неделя»,  «выходной день», «каникулы».  Каждый  новый день начинается с отчета дежурного: число, день недели, какие уроки будут сегодня, кто отсутствует и почему. Перед звонком на урок дети готовят необходимые принадлежности, а дежурный проверяет их наличие. В конце учебного дня  дети называют уроки следующего дня; я спрашиваю у них, какие  тетради, учебники и другие предметы нужно приготовить на завтра. Календарь используется и во внеклассной работе: мы совместно с детьми планируем и отмечаем важные дела, например: «во вторник будет поход в театр», «в пятницу проводим день именинника», «к концу месяца нужно подготовить проект с родителями», «через две недели будут каникулы»  и т.д.

Одним из требований, предъявляемых к современному уроку, является организация целеполагания. Для ребят с ОВЗ это очень трудно,  как правило, они ограничиваются общими фразами: «будем читать», «будем писать буквы».  Но мне важно, чтобы дети не формально представляли себе цель того, в чем им предстоит участвовать. В работе с первоклассниками хорошо срабатывают многие известные приемы, но особенно – «Яркое пятно». Для ребят, которые только недавно пришли из детского сада,  учебная работа является очень сложной, а порой и скучной. Чтобы активизировать их интерес,  я часто использую яркие картинки, фрагменты мультфильмов, художественное слово,  загадки, погружение в сказку, приход на урок сказочного героя (особенно хорошо им знакомых из современных мультфильмов – Смешарики, Фиксики, Маша и Медведь и др.). Часто вместе с героем создаю проблемную ситуацию, которую необходимо помочь решить в ходе урока. Конечно, бывают уроки, когда я сама формулирую цель работы, но при этом стараюсь, чтобы дети,  не просто прослушали, а услышали ее, могли повторить и рассказать, как они ее поняли. Здесь мне помогают и практические ситуации: «Коля заболел, его нет в школе. Как ты расскажешь товарищу, чему мы учились на уроке математики». Все приемы целеполагания строятся на диалоге, очень важно научить первоклассников воспринимать вопросы и четко отвечать на них.

После осознания детьми цели предстоящей деятельности, мы совместно выделяем задачи и последовательно планируем деятельность. Здесь мною используются таблички: «слушать», «читать», «работать в тетради», «отвечать на вопросы», «учить слова» и т.д. Многие дети приходят в школу  не умея читать, поэтому, чтобы не исключать их из этой работы, я подготовила схематические рисунки – пиктограммы. Пиктограммы размещаются на доске, дети могут видеть порядок действий («читать план»), отслеживать ход выполнения. Следует подчеркнуть, что в работе с детьми с ОВЗ широко используются вспомогательные таблички, наглядные  алгоритмы деятельности. Чтобы закрепить навыки необходимо использовать максимально все анализаторы – дети должны иметь возможность видеть, слышать, действовать практически. Необходимо постоянно привлекать учеников к анализу предстоящей и уже выполненной работы. На каждом этапе мы возвращаемся к плану урока, я задаю вопросы: «Что мы делали?», «Что будем делать далее?». Так, параллельно идет тренировка планирующей  функции речи: «Сначала.., потом.., затем.., наконец…».

При формировании действий планирования отдельно следует сказать о развитии у детей чувства времени. Как правило, у детей с ОВЗ  снижен темп деятельности, наблюдается неравномерное выполнение заданий детьми. Очень часто запланированные задачи в полной мере решить не удается.  На это я обязательно обращаю внимание детей. Уже с первого класса приучаю стремиться работать в общем темпе класса, напоминаю о времени окончания деятельности. Мы вместе выясняем причины: «Кто не успел? Почему? Что мешало работать? Что нужно сделать, чтобы успеть?». Например: «Наташа долго искала нужную страницу в учебнике, у нее нет закладки», «Вова видел, что у него сломался карандаш, но не стал точить его на переменке».  Важно, чтобы ребята осознали необходимость порядка на рабочем месте и в учебных принадлежностях, не тратили время на поиск нужных предметов. Нельзя забывать о дифференцированном подходе: кому-то из учеников необходимо снизить дозировку задания (списать на одно предложение меньше, решить только примеры первого столбика и т.п.), кому-то сделать дополнительные визуальные отметки в учебнике, в тетради (начало работы, строки), с кем-то проработать упражнение индивидуально. Отстающих детей следует обязательно стимулировать – «Постарался», «Справился вместе со всеми». Положительная оценка позволит вселить в ребенка уверенность в своих силах, он и дальше будет стремиться достигать большего наравне со своими сверстниками.

Следующее регулятивное действие – контроль. Считаю, что необходимо научить своих первоклассников, прежде всего, просматривать заново, а в дальнейшем  и  читать написанное в тетради (слова, предложения, примеры). Буквально с первых дней даю прямые указания. Например, на уроке математики: «Ребята, вы закончили упражнение. Посмотрите свою работу, что вы делали: писали наклонные палочки, слева-направо, через одну клеточку. Проведите пальчиком по строке. Получилось?». К некоторым ребятам подхожу, непосредственно показываю указкой, контролирую, чтобы  ученик проследил взором всю строку». При обучении письму цифр и букв, предлагаю детям самостоятельно найти и подчеркнуть, самую, по их мнению,  красивую букву или цифру.

Огромное значение имеет обучение списыванию. Чтобы исключить механическое копирование, побуквенное списывание, сразу приучаю правильному алгоритму письма: прочитать смысловой кусок (предложение-словосочетание-слово), повтори 1-2 раза, как написано, пиши с проговариванием, по окончании списывания заново прочитай,  проверь (подчеркни начало и конец предложения, обозначь  орфограмму). Дополнительно для проверки написанного практикую такие приемы: выделение гласных букв и слоговой анализ для предупреждения пропусков букв; для выявления слабой позиции гласной – постановку ударения; выделение предлогов и т.д. На начальном этапе на это уходит много времени, но впоследствии это дает положительный результат: дети  пишут действительно осознанно, приучаются делать проверку сразу в ходе выполнения упражнения и достаточно быстро.

Для  обучающихся с ОВЗ, которым очень трудно сконцентрироваться на работе в своей тетради,  хорошо  применять вспомогательные средства.  Так, я использую  специальную карточку-«проверялку»: это пособие из картона  в виде прямоугольника с вырезанным «окошком». Дети постепенно передвигают карточку, в окошко попадает часть написанного в тетради.   Передвигая карточку по написанному тексту, ученик концентрирует свое внимание и видит в «окошке» слова, примеры, может заметить недочеты и ошибки.

Учебная самостоятельность невозможна без оценивания собственной работы. Ребенок,  который не умеет оценивать свой учебный труд, так и будет постоянно нуждаться в руководстве и оценке учителя, будет зависим от внешней оценки своих усилий. Согласна с мнением методистов, что самооценка учеников, должна предшествовать учительской. Я  даю возможность своим первоклассникам  это сделать на каждом уроке  с помощью «Лесенки успеха». Здесь следует подчеркнуть, что зачастую мои ученики не всегда  осознанно подходят к этому процессу. Часто  в начале обучения можно видеть, что ребята ставят себя на самую высокую ступеньку, ориентируются на других, иногда просто   берет понравившуюся    картинку (например, «веселый смайлик»), при этом не могут объяснить свой выбор, сравнить свою работу с другими, увидеть ошибки. Если на это не обращать внимания, то работа по оцениванию может стать формальной, а ученики так не научаться видеть границы своих возможностей.  

С детьми с ОВЗ это необходимо делать постепенно,  наглядно учить и подводить к адекватной и  дифференцированной оценке своих усилий. Для этого я сначала  использую резко контрастные шкалы: самая высокая ступенька - «У меня все получилось, я молодец!», самая низкая ступенька – «Я не сделал работу. Плохо». Конечно, все ребята выберут первое. Тогда я продолжаю диалог, задаю вопросы: «Разве вы все поработали одинаково?», «Сколько раз ответил Сережа?», «У Лены все ответы были правильные?» и т.д. Совместно с детьми выясняем, что добраться до самой высокой ступеньки может только тот, кто действительно сделал все правильно и работал активно. А кто-то допустил ошибку или отвечал меньше, он только начал взбираться по этой лесенке. Главное обеспечить для детей положительный посыл, что у них все получится, совсем не страшно ошибаться и не знать.  В своей практике я учу детей использовать  для оценивания самые различные формулировки: «Я слушал и не понял», «Мне трудно, надо еще повторить», «Все понял и сделал», «Все понял, сделал и могу научить другого» и т.д. Различные оценки, которые в итоге выберут ученики, помогут и мне: наметить индивидуальную работу, предусмотреть задания повышенной сложности, назначить ученика-помощника и др.

В целом следует отметить, что для детей с ОВЗ характерна недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными учебными действиями, в том числе регулятивными. Регуляция субъектом своей деятельности предполагает высокую произвольность, т.е. умение действовать по образцу и подчиняться правилам. Для этого необходимы серьезные волевые усилия.  У детей с ОВЗ наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения явлений психомоторной расторможенности; наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, что проявляется как в апатии, плаксивости, так и в возбудимости, склонности к раздражительности, упрямству и даже агрессии. Именно поэтому все обучение должно строиться на здоровьесберегающих принципах.

Педагогу коррекционной школы просто необходимо владеть правильной организацией образовательной работы. Речь идет о строгом соблюдении режима и гигиенических требований, общедидактических  приемов (смена видов деятельности, повторяемость, учет индивидуальных особенностей и др.), создании благоприятного психологического климата. На своих уроках я в обязательном порядке провожу офтальмологические паузы и двигательные физминутки, которые предупреждают утомление детей. Но помимо этого возникают ситуации, когда необходимо срочно среагировать и изменить привычный ход урока. Например, если я чувствую, что дети малоактивны, не удается привлечь их внимание к учебному материалу, то могу провести минутку-разрядку: «Наступила весна.   А вы сейчас похожи на спящие деревья под тяжелым зимним одеялом. Вот солнышко греет все сильнее. Снег начал таять. От воды вы проснулись, потянулись и расправили свои веточки. А вот на них уже набухли почки и начали пробиваться первые зеленые листочки. Вот они зашелестели, задрожали от теплого весеннего ветерка». При этом дети выполняют движения – тянут руки вверх, сжимают и разжимают кулачки, покачиваются из стороны в стороны. Далее продолжаю: «Все радуются весеннему теплу и  солнцу! И все готовы дальше работать на уроке!».  А если дети излишне возбуждены, перебивают друг друга, отвечают громко с места, то  их, напротив надо успокоить. Тогда могу ввести правило: «Поднимать руку и отвечать на вопрос только после моей команды». Задаю вопросы, делаю небольшую паузу и говорю: «Отвечай!». Так удается контролировать импульсивные действия учеников, успокаивает их и учит выдержке.

Вот такая планомерная и кропотливая работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ проводится мною на каждом уроке. В результате мои ученики, несмотря на свои особенности и ограниченные возможности, уже в первом классе овладевают базовыми умениями, дающими возможность ставить цель, планировать свою работу, контролировать и корректировать свои действия, оценивать успешность усвоения учебного материала.

Список использованных источников:

  1. Асмолов, А.Г. ФГОС 2 поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе «От действия к мысли». /А.Г. Асмолов. – М.: Дрофа, 2011. – 125 с.
  2. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. / О.С. Гребенюк, М.И. Рыжов. – М.: Владос-пресс, 2004. – 160с.
  3. Диагностика развития младших школьников: психологические тесты. / Составитель Т.Г. Макеева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 125 с. 2010. - 32с.
  4. Малофеев, Н. Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-11.
  5. Науменко, Ю. В. Примерные требования реализации ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ: образ выпускника [Текст] / Ю. В. Науменко, О. В. Науменко // Педагогическая диагностика. - 2014. - № 1. - С. 79-93
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ. / https://sevdnz24.edusev.ru/uploads/1000/691/section/30704/FGOS__OVZ/FGOS_OVZ.pdf 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных уч...

«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»....

Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью ...

Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников.

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов...

«Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсаль...

Программа самообразования учителя начальных классов по теме: «Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников»

Программа самообразования учителя начальных классов по теме:  «Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников»...