«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
учебно-методический материал по теме

Волегова Алёна Владимировна

«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре.

«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

             «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные результаты.

Умение учиться выступает существенным фактором  повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. (1 слайд)

В современном мире одной из самых популярных специальностей является менеджер: по продажам, по туризму, в автосалоне, по рекламе, топ-менеждер и т.д. А что должен уметь каждый менеджер?

Итак, менеджер должен управлять процессом, а именно:(2 слайд)

- Ставить цель.

- Составлять план действий.

- Делать прогнозы для своей деятельности.

- Контролировать  результат своей деятельности.

- Корректировать план действий (в случае необходимости).

- Оценивать свою деятельность.

- Преодолевать препятствия.

Но только ли менеджерам нужны эти навыки?

Конечно, такие навыки являются универсальными, и одной из задач образования и является формирование этих навыков, которые носят название регулятивных универсальных учебных действий. (3 слайд)

Несомненно, овладение этими действиями является огромным преимуществом для школьника, поскольку он:

1. Может поставить учебную задачу.

2. Может составить план и последовательность действий.

3. Составить прогноз деятельности.

4. Контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности

5. Вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия

6. Способен преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки.(4 слайд)

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников мы учим решать сложные математические примеры и задачи, но не помогаем в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Конечно, формирование регулятивных УУД, как и другая деятельность в начальной школе, проходит под руководством учителя.

Функция регулятивных УУД - организация учеником своей учебной деятельности. 
   К регулятивным УУД относятся: (5 слайд)

 • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

                Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки.

В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

— формирование основ оптимистического восприятия мира.

Показатели успешности формирования регулятивных УУД будет ориентация школьника на выполнение действий выраженных в категориях:

   знаю/могу

   хочу

   делаю

Хочется дать несколько рекомендаций по развитию регулятивных универсальных учебных  действий:

1. Учить ребенка:

а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по  заданной теме;

б) выполнять свои действия по заданному образцу и правилу;

 в) исправлять ошибки.

 2.  Помогать ребенку:

 - научиться адекватно оценивать выполненную работу.

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня –это требование времени. А мы,  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

        А сейчас мы потренируемся. Я буду называть задание, а Вы уважаемые педагоги, высказывать свое мнение: относится ли это задание к группе заданий, которые формируют регулятивные УУД или нет.

(6 слайд)

  1. Назовите героев сказок. В каких сказках они встречаются? Какие еще сказки ты знаешь? Каких авторов (писателей) ты знаешь? Расскажи о своей любимой сказке.
  2. Расскажи, что было до того, как мальчики начали играть в снежки. Что может быть после того?

Покажи на рисунке предметы, которые могут покатиться. Покажи предметы с прямыми (острыми) углами.

Назови, что находится выше всего. Сзади девочки? Рядом со снеговиком? Назови, кто находится между мальчиками. Сзади мальчиков? Над ребятами?

  1. На рисунке обведи красным карандашом маленькие арбузы. Самый маленький закрась. На самом большом арбузе поставь точку. Соедини линией одинаковые арбузы.
  2. Как ты думаешь, пройдет ли слон через эту дверь? А человек?
  3. Рассмотри рисунки. Что было сначала? В клеточку рядом с рисунком поставь цифру 1. Что случилось потом? В клеточку около этого рисунка поставь цифру 2. Как все закончилось? В клеточку поставь цифру 3.
  4. Поставь точку рядом с самым длинным карандашом. Обведи самый короткий карандаш. Соедини линией пару карандашей из одного набора.
  5. Возьми красный карандаш, отсчитай от точки вверх 3 клеточки и нарисуй точку.

Возьми зеленый карандаш. От красной точки отступи вправо 5 клеточек и нарисуй точку.

Возьми синий карандаш и спустись вниз от зеленой точки на 4 клеточки. Нарисуй точку.

Возьми черный карандаш и от синей точки влево отсчитай 2 клеточки. Нарисуй точку.

  1. Закрась одним цветом все квадраты на картинке. Закрась другим цветом все круги.

Вывод. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Выступление на МО ."Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе". ...

Доклад на тему: "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе."

 Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возмож...

Мастер – класс « Научи себя учиться: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на муниципальном методическом объединении учителей начальных классов...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

   Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы,  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востре...

Презентация к докладу "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Данный материал - презентация подготовлена к докладу "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

Методическая разработка.Выступление на ШМО укчителей начальных классов.Регулятивные учебные действия на уроках в начальной школе....