Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"
статья на тему

Подина Наталья Владимировна

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-metodicheskaya_statya.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В.Подина,

 учитель начальных классов

МОУ СОШ №26 г.Волгоград 

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Почему именно сейчас мы во главу угла процесса обучения ставится формирование УУД, ведь образование как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института? Ответ на этот вопрос очевиден. Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению общей парадигмы, т.е. подхода, образования, что находит отражение в переходе: · от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);  от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.      
Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Функции УУДвключают: 
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять      деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Виды универсальных учебных действий:

 1. личностный;

2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

 3. познавательный;

4. коммуникативный.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. 
К регулятивным УУД относятся:

 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.

 Одной из задач начального обучение является освоение нового вида деятельности – учебной, поэтому в процессе обучения ребенок должен овладеть способами и приемами, которые помогут ему продолжить обучение самостоятельно.  Для взрослого человека часто сложно ответить на вопрос, как пересказать текст или как составить план, как отличить вопрос задачи от условия и т.д., поэтому учителю бывает сложно понять, почему ребенок испытывает затруднение при выполнении задания. Одной из причин неуспеваемости ребенка становиться не непонимание материала, а неумение с ним работать.

Приведем практический пример: вы взяли рецепт нового блюда, в нем записаны не только продукты, которые нужны для него, но и обязательно способ (алгоритм) приготовления. Успех приготовления зависит от того, насколько подробно и четко будет описан способ приготовления и последовательность действий, а после нескольких раз вы будете готовить его без подсказки. То же происходит и в учебном процессе. Чем четче и подробнее мы будем объяснять, как выполняется задание, тем лучше наши ученики будут его выполнять. В учебниках УМК «Перспектива» много внимания уделяется осмыслению и формированию различных способов учебной деятельности (различным способам вычисления, способам пересказа текста, способов охраны здоровья).

 При изучении темы «Согласные звуки и буквы» ставится задача освоения способов выделения согласного звука и его фонетического анализа. Используется «Азбука», стр.78-96, часть 1, а также прописи № 2,3. Как уже было сказано ранее, учитель формулирует цель выполнения задания, объясняет способ выполнения задания, последовательность действий; затем учащимся предлагается выполнить аналогичное задание самостоятельно и обязательно оценить полученный результат – таким образом, формируются регулятивные УУД.

Примеры использования учебника математики при формировании регулятивных УУД:

При изучении темы «Множества к формированию регулятивных УУД относится освоение способов объединения предметов и выделение их из группы по определенным признакам.

Учебник «Математика. 1 класс» часть 1, стр. 9, стр. 30, 32, 26.  Сначала дети знакомятся критериями, по которым можно объединять предметы в множества.  Затем  детям предлагается  самостоятельно определить признаки объединения в множества  и объяснить их значимость с различных точек зрения (по бытовым признакам — игрушки для мальчиков и девочек, посуда, по математическим признакам — имеют определенную формы, размер).

Учебник «Математика: 1 класс» часть 1 стр. 15 № 1 — определяем последовательность расположения объектов на рисунке:

  • какие животные идут по правой дорожке;
  • кто идет между черепахой и ежиком (впереди, позади и т.д.);
  • кто придет в школу позже всех и почему?

Учебник «Математика: 1 класс» часть 1, стр. 33 — составь картинку. Ориентирование на листе, например: в верхнем левом углу, поставили точку, в правом нижнем углу нарисуйте домик, перед ним растёт ель,  в середине листа – солнышко, под ним цветочек.

Учебник «Математика: 1 класс» часть 1, с.106, № 2 , 3 — нахождение закономерности.

  • Как можно прибавить число 3? Обратите внимание — предлагаются 3 способа.
  • Как можно вычесть число 3? Обратите внимание — предлагаются 3 способа.
  • Использование числового луча как помощника.

Какие же регулятивные умения формируются в процессе обучения в начальной школе?             Ученик научится:

— понимать, принимать и сохранять учебную задачу,

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

— ставить цели, позволяющие  решать учебные и житейские задачи;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

— учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— различать способ и результат действия;

— оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

— выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме.

       —  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

— проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

— уметь самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом  учебном материале;

 —  осуществлять  контроль по результату и по способу действия; осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  —   самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые    коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

  —  использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции     своей деятельности.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

-обсуждение готового плана решения учебной задачи;

-работа с деформированным планом решения учебной задачи;

- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

-  составление своего плана решения учебной задачи.

 Так, примером работы с деформированным планом решения учебной задачи может служить  урок технологиии в 1 классе по теме: « Аппликация из геометрических фигур. Изделие «Бабочка.»,где детям предлагается в группах составить алгоритм выполнения аппликации по данным шагам-действиям:

 1.Обвести шаблоны кругов.

 2.Вырезать, разделить на части.

 3.Распределить на тельце бабочки.

 4.Приклеить.

 5.Обвести шаблон для узора.

 6.Вырезать, разделить на части.

 7.Из частей собрать узор.

8.Приклеить.

Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.

 На уроках технологии планирование последовательности выполнения действия удобно проводить по технологической карте, данной в учебнике или составленной учителем.

Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

 На уроке технологии во 2 классе по теме: «Объёмная аппликация. Изделие «Букет роз» дети работают по технологической карте и в процессе пошагового выполнения действия вносят коррективы.

- Определим, какой вид бумаги подойдет для выполнения работы (фон – картон, ваза – цв.бум., розы и листья – салфетка).

- Почему используем салфетку? (мягкая, легко изменяет форму).

- Что подскажет нам, как выполнить розу из салфетки? (технологическаякарта - ТК).

- С помощью ТК определите из какой части салфетки выполнена роза? (четверть).

- Какие действия нужно выполнить? (скатать трубочкой, свернуть трубочку жгутиком).

- Как лучше приклеивать?(намазать одну сторону жгутика и прикладывать )

 При выполнении действия внесена корректива- удобнее сначала намазать клеем, а затем выкладывать жгутик по спирали.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка.Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать:

1.что нужно оценивать

2. зачем оценивать

3. какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны.Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.  Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:

1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения,

2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.

3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.

4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием

5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.

6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.

7) Должен преобладать процессуальный контроль над результативным

.Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении)

Дети в 1 классе оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства.

Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:

Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.

Светофор – оценивать  выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:

Красный – нужна помощь!

Зелёный – я умею сам.

Жёлтый – умею, но не уверен ещё.

Смайлики – весёлый –я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

Портфолио

Основной смысл портфолио – показать всё, на что ты способен. Есть специальный раздел, где ребёнок оценивает свои ЗУН на начало изучаемой темы и на конец.

Портфель достижений может помочь ученику:

-оценить его успехи;

- спланировать дальнейшее обучение;

- показать свои достижения окружающим.

подкоторыми понимается точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами.

Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.

Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения.

 В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами:

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?

Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка.

Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.

После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

Показатели успешности формирования регулятивных УУД будет ориентация школьника на выполнение действий выраженных в категориях:

   знаю/могу

   хочу

   делаю

    Хочется дать несколько рекомендаций по развитию регулятивных универсальных учебных  действий:

1. Научить ребенка:

      а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;

      б) выполнять свои действия по заданному образцу и правилу;

в) исправлять ошибки.

 2.  Помогите ребенку:

     - научиться адекватно оценивать выполненную работу.

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы,  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Выступление на МО ."Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе". ...

Доклад на тему: "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе."

 Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возмож...

«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»....

Мастер – класс « Научи себя учиться: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на муниципальном методическом объединении учителей начальных классов...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

   Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы,  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востре...

Презентация к докладу "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Данный материал - презентация подготовлена к докладу "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

Методическая разработка.Выступление на ШМО укчителей начальных классов.Регулятивные учебные действия на уроках в начальной школе....