Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
материал на тему

Бондарева Ольга Леонидовна

     Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы,  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться.

   Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

                                              МКОУ «Ш-И №18»

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Составитель: учитель начальных классов

Бондарева О.Л.

2016

 (Слайд №1)Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

      Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».

Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

(Слайд №2) Предлагаю подробно рассмотреть регулятивные универсальные учебные действия.  Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности.

      К регулятивным УУД относятся:  (Слайд №3)

 целеполагание 

На начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть, например ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

• планирование – это определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Например, определить «Что сначала нужно сделать, а что потом?», «Как это делать?», «Что и как нужно сделать, чтобы получился правильный результат?»

• прогнозирование – это предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. К этой группе принадлежат задания с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы: «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

  • Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка.        Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача — научить учеников самостоятельно контролировать и оценивать свой труд. Можно предложить ребятам задания типа: «Кто из героев поступил правильно?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то, что…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…», используя например сигнальные карточки.

 коррекция – это внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Например можно использовать типовые задания «Помоги исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок слов в предложении…».

• волевая саморегуляция рассматривается  как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово и дойти до вершины горы, выполнив ряд заданий», а также на тренинговых упражнениях психологического характера, дыхательной гимнастике.

 (Слайд №4) Регулятивные универсальные учебные 
помогают: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

анализировать собственную работу – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

(Слайд №5) Формирования  регулятивных УУД идёт от простого к сложному  на общеобразовательных уроках и во внеурочное время. Планируются  в 1 классе регулятивные действия под руководством учителя; во 2-3 классе идёт переход от руководства учителя к самостоятельной организации своей работы, а в 4-м и 5-м классе дети самостоятельно организуют свою деятельность, умеют ставить перед собой цель, добиваться её и давать оценку.

(Слайд №6)

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий. Приведу примеры упражнений для формирования регулятивных УУД из личного опыта.

На  уроках русского языка, при изучении слов, отвечающие на вопросы (Что делают? Что делали? Что сделали? и т.д.), предлагаю ученикам такие виды заданий, как «Прочитай тексты. Сравни тексты. Чем они отличаются? … … Одинаковые ли эти картинки? Чем похожи эти слова?», «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».  Таким образом, проверяю умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки. «Всё ли было верно в твоем предложении?»

На уроках литературного чтения учимся с учащимися составлять план текста, устного рассказа, проводить самопроверку и  редактирование текста, учимся осваивать элементы технологии продуктивного чтения, выделять  героев текста  по названию произведения « Прочитайте название и скажите о чём этот текст?». Работаем с эталонами, с картинным планом сказки, с планом с недостающими или избыточными пунктами и т.д.

На уроках математики одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений, является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели.  Учимся формулировать цель и тему урока, работать с учебником, выполнять задания на самоконтроль и взаимоконтроль, выполняем упражнения «Преднамеренная ошибка», задания  в «окошечках», «Числовые таблицы», «Кодировка»,  чтение примеров разными способами, подведение итога урока и т.д.

(Слайд №7) Диагностика и оценка регулятивных универсальных учебных действий

 С 1- 5 классы ведётся индивидуальная карта развития учащихся, куда вносятся результаты диагностики сформированности УУД, в том числе и  регулятивных по определенным показателям и методам оценки представленных на слайде хранятся в ПОРТФОЛИО ученика.

 (Слайд №8)  В результате анализа диагностического исследования уровня сформированности  РУУД учащихся 2 класса, проведённой в начале учебного года,  можно сделать следующие выводы, что   у большинства учащихся регулятивные учебные действия находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития и психо – физиологическим особенностям учащихся, есть дети, у которых выявлен низкий уровень. Они испытывают трудности в организации своей учебной деятельности и нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи для формирования данного вида УУД. Аналогичная диагностика будет проведена в декабре  и в конце учебного года. Ее результат позволит увидеть есть ли рост уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий.

(Слайд №9)

Не менее важным для формирования регулятивных действий является использование учителем современных образовательных технологий. Если мы возьмём используемую на всех предметах проблемно-диалогическую технологию, то она напрямую соответствует формированию регулятивных УУД. Эта технология даёт ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе выстроенного учителем диалога. Главное отличие проблемного диалога – участие детей в открытии знаний.

        Развитие организационных умений осуществляется и через технологию оценивания учебных достижений. Данная технология развивает умения:

•        определять, достигнут ли результат деятельности;

•        у учащихся развивается умение самостоятельно оценивать результат своих действий;

•        контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

•        идёт мотивация на успех.

Третья технология – проектная технология. Это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся. Проектная деятельность осуществляется по следующей схеме:

Задумал ->спроектировал ->осуществил ->(т.е. получил продукт)

 (Слайд №10)

По завершении начального обучения определяются следующие планируемые результаты формирования регулятивных действий в учебной и в контрольно-оценочной деятельности.

Показатели успешности формирования регулятивных УУД будет ориентация школьника на выполнение действий выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю, «Я могу»        , понимаю и «действую», контролирую «ситуацию», думаю, пишу, говорю, показываю и «действую».

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

 • выбирать средства для организации своего поведения;

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

 • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

 • тормозить ненужные реакции.

 ( Слайд №11)

     Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы,  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться.

   Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

В завершении своего выступления хочу поделиться материалами полезными для вашей практической деятельности.

Спасибо за внимание!

Литература:

Брославская Т. Л. Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 605-608.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Выступление на МО ."Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе". ...

Доклад на тему: "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе."

 Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возмож...

«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»....

Мастер – класс « Научи себя учиться: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на муниципальном методическом объединении учителей начальных классов...

Презентация к докладу "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Данный материал - презентация подготовлена к докладу "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

Методическая разработка.Выступление на ШМО укчителей начальных классов.Регулятивные учебные действия на уроках в начальной школе....