Педагогический опыт на тему: "Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности"
опыты и эксперименты (3 класс)

Банюкова Наталья Николаевна

Общение – одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности.

Развитие коммуникативных умений и  навыков является важной проблемой в деятельности, как педагога, так и родителя. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения.

Новизна данного опыта заключается в усовершенствовании работы по созданию системы комплексного подхода к развитию коммуникативных умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями.

В данном педагогическом опыте представлена система работы, как на уроках, так и во внеурочное время, включающая в себя использование различных видов деятельности, с целью формирования и создания мотивации общения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Тема  опыта: «Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности»

Автор педагогического опыта: Банюкова Наталья Николаевна, тьютор ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность педагогического опыта

Еще Аристотель сказал, что человек-существо социальное. Его жизнедеятельность неразрывно связана с обществом, которое играет огромную роль в формировании личности.

Умение человека устанавливать и поддерживать связь с людьми из своей и других социальных групп называется коммуникативными навыками. Они являются приобретенными и развиваются на протяжении всей жизни. Каждый раз, переходя новый возрастной и смысловой рубеж (семья, детский садик, школа, университет), мы проходим процесс социализации, который прямо и опосредованно оказывает влияние на нашу способность взаимодействовать с другими. Таким образом, развитие коммуникативных навыков – процесс длиною в жизнь, фундамент которого находится в раннем детстве.

Коммуникация и общение – два ключевых понятия, которые играют важную роль в повседневной жизни. Они взаимосвязаны.

Общение – одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.). Общение сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учеба, труд, игра, социальная ориентация и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей и в частности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в обществе. В то же время общение не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения и коммуникативных навыков.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются реальными субъектами учебно-воспитательного процесса в современных образовательных учреждениях. Исследования показали, что недостаточная сформированность коммуникативных навыков детей с интеллектуальными нарушениями, отрицательно влияет на развитие личности ребенка, его межличностных отношений, затрудняет установление контактов с окружающими, отрицательно влияя на социализацию, тогда как современная педагогика и психология ставят перед собой цель создания условий успешной социализации ребенка с ограниченными  возможностями здоровья, что и делает данную работу актуальной.

Идея педагогического опыта

Основная цель работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – повышение их качества жизни. Ребенок должен стать более самостоятельным, адаптированным к окружающей среде.

Для всех категорий детей с интеллектуальными нарушениями характерны нарушения речевого общения. У некоторых совершенно отсутствует речь и страдает  понимание обращенной речи и коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств (улыбка, жесты, прикосновения, выражения лица). Практически всем детям присущи дефекты звукопроизношения, у них затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок. Связная речь отсутствует, либо не соответствует возрасту. Дети с интеллектуальными нарушениями не умеют ориентироваться в ситуации, отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний. Все это приводит к нарушению речевого общения, а общение, в свою очередь, является обязательным условием существования человека.

Ведущая идея моего педагогического опыта – это преодоление трудностей в общении, путем включения ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:

  • в игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры);
  • через беседы, обсуждения;
  • в творческой деятельности (изготовление поделок, коллективных работ).

Теоретическая база опыта

Каждый человек в мире занимает своё определённое место, выполняет свою социальную роль. Для эффективного исполнения своих задач и функций, познания себя и окружающего мира, понимания других людей, а так же полноценной самореализации люди используют общение.

Каждое умение формируется в деятельности и развивается в процессе его неоднократного применения. Формирование и развитие коммуникативных умений происходит в процессе общения.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений человека в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, И.А. Зимней,  М.И. Лисиной, Н. И. Шевандрина.

Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, а также психического развития ребенка. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование и развитие коммуникативных умений и навыков детей с интеллектуальными нарушениями, является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня развития коммуникативных умений субъектов общения.

Развитие коммуникативных качеств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья всегда было в центре внимания отечественных педагогов, т. к. общение для таких детей выступает в качестве одного из основных условий развития, формирования  личности ребенка, познания и оценки самого себя.

Данной проблемой занимались такие исследователи, как Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина,  М.И. Запорожец, Л.М. Шипицина,  А.Г. Самохвалова,  С.Д.Забрамная,  Е.Е.Дмитриева, И.А.Емельянова. Они отмечали, что для формирования и развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья возможно использование различных комплексов специальных занятий, игр, а также воспитательных технологий.

Научные исследования показали, что развитие коммуникативных умений и  навыков является важной проблемой в деятельности, как педагога, так и родителя. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения, в котором наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности и речевой культуры во взаимоотношениях между людьми.

Новизна

В последнее время у детей с ограниченными возможностями здоровья все чаще отмечается тяжелое нарушение речевого развития, включающее разнообразные речевые расстройства. Нарушения речи у таких детей имеют сложную структуру дефекта, разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню нарушения. Имеет место слабость мотивации и как правило снижение потребности в речевом общении.

Новизна опыта заключается в усовершенствовании работы по созданию системы комплексного подхода к развитию коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями.

Мною разработана и обоснована система работы, как на уроках, так и во внеурочное время, включающая в себя использование различных видов деятельности, с целью формирования и создания мотивации общения у данной категории детей.

  • игры (настольные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
  • беседы;
  • обсуждения;
  • творческие работы;
  • прогулки, экскурсии;
  • практические занятия.

Технология опыта

Работая в коррекционной школе, технология опыта, показала, что игра является ведущим видом деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья и одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков. Игра имеет важное  значение для нормального психологического развития и  эмоционального состояния ребенка.

В процессе игровой деятельности дети  взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается словарный запас, развивается грамматический строй речи. Они учатся  слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Для детей с интеллектуальными нарушениями всегда нужно создавать особые игровые ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепет или звукоподражание. Нужно заставлять ребенка повторять отдельные слова, фразы, заучивать короткие четверостишия.

Применяемые мною игровые упражнения показали, что у учащихся формируются знания и умения доброжелательного общения,  меняется культура общения (хорошие манеры), дети учатся  распознавать эмоции своих сверстников (радость, огорчение, грусть, гнев). Со временем, дети с интеллектуальными нарушениями приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Играя, учащиеся учатся следовать установленным правилам, постигать определенные роли социальных отношений, учатся переживать неудачи и радоваться  успехам. Развитие в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Поэтому в своей работе я использую различные виды игр:

Сюжетно-ролевые игры–являются средством формирования социального сознания ребенка. В игре предполагается создание воображаемой ситуации и ее условное обыгрывание. При использовании данных игр, у учащихся воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Ребенок выбирает роль и пытается ее обыграть, используя свои способности (речь, эмоции).

В свою внеурочную деятельность я включаю такие ролевые игры, как: «Я – ученик»; «Поход в магазин»; «Я – пассажир»; «Встречаем гостей»; «Идем в гости»;  «Безопасная дорога»;  «Учимся быть  вежливыми».

Словесные игры–являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями. Они направлены на развитие таких психических процессов, как: мышление («Что перепутал художник», «Что лишнее», «Вежливые слова», «Что бывает осенью»); память («Узнай предмет», «Запомни картинки», «Выложи по памяти»); внимание («Сьедобное - несьедобное», «Четыре стихии», «Повтори, не ошибись»).

В ходе таких игр дети решают различные мыслительные речевые задачи: отгадывают по описанию, группируют предметы, описывают предмет, учатся строить диалог, как с.педагогом, так и друг с другом. Как показала практика, данные игры способствуют не только  познавательному, но и двигательному развитию детей.

Подвижные игры–с одной стороны  являются средством физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а с другой в них создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, мышления и общения. Тьютор во внеурочной деятельности или на перемене, вместе с учащимися обсуждает правила, ход игры, распределяет роли. Дети запоминают, повторяют,  что способствует формированию у них коммуникативных навыков.

Для проведения подвижных игр создается благоприятная и доверительная атмосфера, налаживается контакт между детьми и педагогом-тьютором.

Данный вид игр включает в себя игры с мячом и обязательно с речевым сопровождением («Назови ласково»; «Передай другому»; «Овощи и фрукты»; «Придумай слово»), соревновательные  (командные) игры («Кольцеброс»; «Сбей кеглю»). С уверенностью могу сказать, что данные игры создают атмосферу радости, расширяют общий кругозор учащихся, пополняют словарный запас, т.к. в ходе игры коммуникация может идти между детьми, один ребенок может объяснять правила игры другому ребенку или группе сверстников, а так же быть ведущим.

В процессе обучения детей той или иной игре, тьютору необходимо  постоянно помогать детям вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами высказать просьбу, желание, мысль в словесной форме.

Беседа. В формировании коммуникативных навыков важное место занимают словесные методы. В своей деятельности я широко использую беседу и обсуждения различных ситуаций. Данные виды деятельности играют большую роль в повышении речевой активности у сопровождаемых мною учащихся. В процессе беседы, обсуждения я учу их логически мыслить, рассуждать, отвечать полным ответом на заданный вопрос. В своей работе применяю обсуждение с детьми ситуаций, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в процессе беседы: «Поведение во время еды»; «Культура отношений человека с человеком»; «Что такое дружба»; «Правила поведения на дороге»; «Правила гигиены»; «Добро и зло». Так же провожу обсуждение литературных, музыкальных произведений, сказок.

Некоторые сопровождаемые мною учащиеся, в силу своих особенностей, не владеют навыками беседы. Им требуется длительное время, чтобы научиться формулировать свои высказывания, рассуждать, задавать вопросы, выражать свои мысли. Поэтому очень часто  словесные методы  я сочетаю с применением наглядных и практических материалов, с использованием компьютерных технологий (интерактивная Smartдоска, компьютер, презентация).

Творческая деятельность – метод, который я так же применяю в своей деятельности, как средство формирования коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе такого рода деятельности происходит саморазвитие ребенка. Основная цель творческой деятельности - научить учащихся с удовольствием мастерить, работать с подручным материалом, фантазировать, делать поделки своими руками так, чтобы и процесс и результат приносили радость и удовлетворение.

В своей работе я активно использую такие виды творческой деятельности, как:

– работа с бумагой (оригами, аппликация, работа из рванной бумаги);

– работа с пластилином (лепка фигур, размазывание пластилина);

– рисование, раскрашивание;

– выполнение коллективных работ.

В процессе выполнения данных работ у ребят развивается образное мышление, воображение, зрительная память.Они учится самостоятельно работать, выражать свои мысли и идеи, пытаются проговаривать свои действия, выражать эмоции, что так же благоприятно влияет на речевое развитие сопровождаемых мною детей.

Важное значение в развитии коммуникативного общения имеют прогулки, экскурсии.

  мною проводятся в разное время года, где дети могут пообщаться в неформальной обстановке и  поговорить на различные свободные темы, понаблюдать за явлениями и изменениями, происходящими в природе. В осенний период организуем с детьми сбор природного материала для изготовления поделок, сбор семян с цветов.

В ходе экскурсий, которые организовывались мною в детскую Республиканскую библиотеку им. С. Я. Маршака и в краеведческий музей, у учащихся происходит формирование и расширение кругозора об окружающем мире, развитие нравственных качеств, общения.

Так же ежегодно дети принимают участие в общешкольных праздниках, мероприятиях, участвуют в сценках: читают стихи, поют, танцуют.  Выступать и принимать участие в мероприятиях любят все ребята и делают это с большим удовольствием. Все это является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков.

Исходя из личного опыта работы в коррекционной школе, могу сказать о необходимости постоянного  использования различных методов  и приемов работы,  в целях достижения максимального коррекционного эффекта.

Результативность опыта

Результаты работы показали, что систематическое использование различных видов деятельности: игр и упражнений,  проведение групповых дискуссий, бесед, обсуждение различных ситуаций, выполнение творческих работ, проведение экскурсий  способствует формированию коммуникативных умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. У них наблюдается положительная динамика, которая заключается в следующем: учащиеся становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в школе и в обществе.

Таким образом, в процессе совместной деятельности, дети учатся общаться, адекватно выражают свои эмоции, чувства, желания. Навыки общения начинают формироваться с ориентировки в пространстве и времени, с ориентации в мире предметов, с эмоционального развития.

Конечно, возможности детей с ограниченными возможностями здоровья  не так велики, как у здоровых детей, поэтому для достижения результата необходимо подбирать доступные для них задания  и запастись большим терпением. Для таких детей важны даже самые незначительные, едва заметные успехи. Вся наша учебная и воспитательная деятельность направлена на то, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья были добрыми, дружными, трудолюбивыми, и чтобы могли реализовать эти качества в самостоятельной жизни.

Результаты моего педагогического опыта были представлены во время проведения открытых уроков и воспитательных мероприятий:

1. Открытое коррекционное занятие для детей и тьюторов школы: «Времена года. Сезонные изменения».

2. Открытое воспитательное мероприятие для детей: «Веселая Масленица».

3.    Внеурочное занятие: «Азбука гигиены».

Данный педагогический опыт может быть полезен педагогам начальных классов, тьюторам при организации работы с детьми с интеллектуальными нарушениями  и студентам факультета коррекционной педагогики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алышева Т.В., Васенков Г.В., ВоронковаВ.В.Олигофренопедагогика: учеб.пособие для вузов / Т. В. Алышева.– М: Дрофа,– 2009.– С. 22–30.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб: Союз, – 1999. – С. 94–100.
  3. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина.– М: Книголюб, 2006. С. 67.
  4. ЕкжановаЕ.А., Фроликова О.А. Коррекционная педагогика. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях/ Е.А.Екжанова. – СПб: – 2021. – С. 47–58.
  5. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5–9 лет / С. В. Коноваленко. – М: Гном, 2019. – С. 7–12.
  6. Самохвалова, А. Г. «Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: учебно-методическое. пособие / А. Г. Самохвалова. – СПб: Речь,  2021.– С. 35–39.
  7. Шипицына, Л.М., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицына. – СПб: «Детство-ПРЕСС», 2020. – С. 14–18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе УМК Л.В.Занкова

Задача учителя – научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают  социальную компетентность, умение слушать и всту...

«Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова»

В данной статье речь идет о формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка....

Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности

Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а часто без специального обучения не происходит в...

Реферат на тему "Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом"

Организация коммуникативного пространства ребенка с РДА с использованием        технологии воспитания в различных видах социальной деятельности...