Характеристика методов самоуправления эмоциями. «Методы аргументации»
статья

 Федотова Ольга Александровна

Характеристика методов самоуправления эмоциями.

«Методы аргументации»

 

Название метода

Содержание метода

Достоинства

Недостатки

Фундаментальный метод

Представляет прямое обращение к собеседнику, которого мы знакомим с фактами и сведениями, являющимися основой нашей доказательной аргументации

Важную роль здесь играют цифровые параметры

Используя статистические данные, важно соблюдать баланс: нагромождение цифр утомляет слушателей, и аргументы не производят на них необходимого впечатления

Метод «да…, и»

Собеседник приводит хорошо построенные аргументы, но они охватывают или преимущества, или только слабые стороны предложенной альтернативы

Позволяет рассмотреть и другие стороны решения, непременным условием успеха является отличная осведомленность в вопросе

Можно последовательно дополнять предложенную собеседником одностороннюю картину с новой точки зрения

«Метод трех да»

Метод такого построения разговора, когда партнер на ваши первые вопросы отвечает «да, согласен», а потом продолжает соглашаться и по более сложным вопросам

Метод позволяет, логически задавая вопросы подвести собеседника к нужному нам вопросу

Использовать нужно аккуратно и задавать собеседник вопросы заранее их продумать цепочку вопросов

Метод расчленения

Метод предполагает разделение аргументов партнера на:

а) верные,

б) сомнительные,

в) ошибочные с последующим доказательством своей точки зрения и несостоятельности общей позиции партнера

Разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные

При этом целесообразно не касаться сильных аргументов, а ориентироваться на слабые стороны и пытаться опровергнуть именно их.

Метод классической риторики

Суть метода заключается в том, что после аргументации собеседника, мы ему вообще не возражаем и не противоречим, а наоборот, приходим на помощь

Можно внезапно опровергнуть все его доказательства с помощь одного сильного аргумента

 

Требует особенно тщательной подготовки, собеседник чаще всего агрессивно настроен

 

Метод перелицовки

Постепенное подведение собеседника к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним

Метод излагает ход решения партнера и медленными шагами доказывается партнеру своя точка зрения

 

Задавать иные вопросы, кроме вопроса «Согласны ли вы...», не рекомендуется

Метод «бумеранга»

Дает возможность использовать «оружие» собеседника против него самого

Метод оказывает исключительное действие, если его применять с изрядной долей остроумия

Метод не имеет силы доказательства

Метод двусторонней аргументации

Метод действует, когда собеседник представляет как преимущества, так и слабые стороны в своей аргументации и в аргументах партнера

 

 

Можно повлиять на собеседника, позиция которого не совпадает с вашей

Нужно указать на плюсы и минусы своего предложения, все недостатки, которые могли бы стать известны ему от других людей

 

 

  Для учителя в педагогической деятельности управлять эмоциями — это прежде всего умение контролировать и осмысливать свои эмоциональные реакции, находить адекватный способ выражения чувств и эмоций.

   Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управлением мышечным тонусом и дыханием.       

    Главная задача саморегуляции - научиться разряжаться, сбрасывать лишнее напряжение, отреагировать цивилизованным путем или правильно направлять энергию на творчество и созидание, чтобы избежать разрушения (внешнего и внутреннего)

    Важной составляющей имиджа учителя в педагогической деятельности является умение владеть собой в критических ситуациях, понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения других людей, умение избавляться от негативных эмоций и необдуманных эмоциональных реакций и поступков. Учителю требуется быть мудрым, терпеливым, всегда обдумывать свои слова и действия, защищать себя от стрессовых ситуаций и снимать негативные эмоции.

   Целый ряд методов и способов саморегуляции позволяют целенаправленно влиять на изменение своего эмоционального состояния, помогают дать выход эмоциям в такой форме и виде, которые не задевают эмоции и чувства других людей.

   Способы саморегуляции, основанные на психофизиологических механизмах разрядки, позволяющих человеку освободиться от отрицательных эмоций, оказывают восстанавливающее воздействие на учителя. Одним из таких приемов может послужить откровенный разговор с самим собой о создавшейся негативной ситуации, что позволит разобраться в себе и снять внутреннее напряжение. В эмоционально взрывоопасных ситуациях наиболее эффективно использовать сосредоточение своего внимания на дыхании: сделать глубокий вдох, задержать дыхание на несколько секунд и медленно выдохнуть, что позволит снять напряжение и успокоиться.

    Достаточно эффективны способы саморегуляции, основанные на замещении отрицательных эмоций положительными. Важной составляющей эмоциональной культуры учителя является владение собой, своими эмоциями и чувствами. Современные техники саморегуляции, основанные на самовнушении, позволяют заменить негативные эмоции и мысли позитивными, например созданием позитивного собственного «Я» в сознании: «Я способна», «Я смогу это сделать» и т.д.

     Создать положительный эмоциональный настрой учителя на общение с учащимися позволит метод управления собой, основанный на воздействии слова на себя самого с помощью самовнушения: «Я уверен в себе» и т.п. Эффективно применение самовнушения для негативных эмоций, неуверенности в себе: «Я молодец», «Я это сделал» и т.п.

 

Для восстановления, я  использую размышления о хорошем, приятном,  наблюдение за пейзажем за окном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_metodov_samoupravleniya_emotsiyami.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика методов самоуправления эмоциями.

«Методы аргументации»

Название метода

Содержание метода

Достоинства

Недостатки

Фундаментальный метод

Представляет прямое обращение к собеседнику, которого мы знакомим с фактами и сведениями, являющимися основой нашей доказательной аргументации

Важную роль здесь играют цифровые параметры

Используя статистические данные, важно соблюдать баланс: нагромождение цифр утомляет слушателей, и аргументы не производят на них необходимого впечатления

Метод «да…, и»

Собеседник приводит хорошо построенные аргументы, но они охватывают или преимущества, или только слабые стороны предложенной альтернативы

Позволяет рассмотреть и другие стороны решения, непременным условием успеха является отличная осведомленность в вопросе

Можно последовательно дополнять предложенную собеседником одностороннюю картину с новой точки зрения

«Метод трех да»

Метод такого построения разговора, когда партнер на ваши первые вопросы отвечает «да, согласен», а потом продолжает соглашаться и по более сложным вопросам

Метод позволяет, логически задавая вопросы подвести собеседника к нужному нам вопросу

Использовать нужно аккуратно и задавать собеседник вопросы заранее их продумать цепочку вопросов

Метод расчленения

Метод предполагает разделение аргументов партнера на:

а) верные,

б) сомнительные,

в) ошибочные с последующим доказательством своей точки зрения и несостоятельности общей позиции партнера

Разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные

При этом целесообразно не касаться сильных аргументов, а ориентироваться на слабые стороны и пытаться опровергнуть именно их.

Метод классической риторики

Суть метода заключается в том, что после аргументации собеседника, мы ему вообще не возражаем и не противоречим, а наоборот, приходим на помощь

Можно внезапно опровергнуть все его доказательства с помощь одного сильного аргумента

Требует особенно тщательной подготовки, собеседник чаще всего агрессивно настроен

Метод перелицовки

Постепенное подведение собеседника к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним

Метод излагает ход решения партнера и медленными шагами доказывается партнеру своя точка зрения

Задавать иные вопросы, кроме вопроса «Согласны ли вы...», не рекомендуется

Метод «бумеранга»

Дает возможность использовать «оружие» собеседника против него самого

Метод оказывает исключительное действие, если его применять с изрядной долей остроумия

Метод не имеет силы доказательства

Метод двусторонней аргументации

Метод действует, когда собеседник представляет как преимущества, так и слабые стороны в своей аргументации и в аргументах партнера

Можно повлиять на собеседника, позиция которого не совпадает с вашей

Нужно указать на плюсы и минусы своего предложения, все недостатки, которые могли бы стать известны ему от других людей

  Для учителя в педагогической деятельности управлять эмоциями — это прежде всего умение контролировать и осмысливать свои эмоциональные реакции, находить адекватный способ выражения чувств и эмоций.

   Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управлением мышечным тонусом и дыханием.      

    Главная задача саморегуляции - научиться разряжаться, сбрасывать лишнее напряжение, отреагировать цивилизованным путем или правильно направлять энергию на творчество и созидание, чтобы избежать разрушения (внешнего и внутреннего)

    Важной составляющей имиджа учителя в педагогической деятельности является умение владеть собой в критических ситуациях, понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения других людей, умение избавляться от негативных эмоций и необдуманных эмоциональных реакций и поступков. Учителю требуется быть мудрым, терпеливым, всегда обдумывать свои слова и действия, защищать себя от стрессовых ситуаций и снимать негативные эмоции.

   Целый ряд методов и способов саморегуляции позволяют целенаправленно влиять на изменение своего эмоционального состояния, помогают дать выход эмоциям в такой форме и виде, которые не задевают эмоции и чувства других людей.

   Способы саморегуляции, основанные на психофизиологических механизмах разрядки, позволяющих человеку освободиться от отрицательных эмоций, оказывают восстанавливающее воздействие на учителя. Одним из таких приемов может послужить откровенный разговор с самим собой о создавшейся негативной ситуации, что позволит разобраться в себе и снять внутреннее напряжение. В эмоционально взрывоопасных ситуациях наиболее эффективно использовать сосредоточение своего внимания на дыхании: сделать глубокий вдох, задержать дыхание на несколько секунд и медленно выдохнуть, что позволит снять напряжение и успокоиться.

    Достаточно эффективны способы саморегуляции, основанные на замещении отрицательных эмоций положительными. Важной составляющей эмоциональной культуры учителя является владение собой, своими эмоциями и чувствами. Современные техники саморегуляции, основанные на самовнушении, позволяют заменить негативные эмоции и мысли позитивными, например созданием позитивного собственного «Я» в сознании: «Я способна», «Я смогу это сделать» и т.д.

     Создать положительный эмоциональный настрой учителя на общение с учащимися позволит метод управления собой, основанный на воздействии слова на себя самого с помощью самовнушения: «Я уверен в себе» и т.п. Эффективно применение самовнушения для негативных эмоций, неуверенности в себе: «Я молодец», «Я это сделал» и т.п.

Для восстановления, я  использую размышления о хорошем, приятном,  наблюдение за пейзажем за окном.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов: принципы, особенности, характеристики".

Проектный метод, исследовательский метод. Этапы работы над проектом....

САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ

В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление это пространство, на котором формиру...

Характеристика деятельностного метода

Краткие тезисы об особенностях деятельностного метода...

Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела

Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела...

Характеристика методов обучения. Лекция.

Презентация содердит методичский материал, который даёт характеристику лекции, как метода обучения....