САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ
статья на тему
В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся. Создается атмосфера свободного творчества в детском и педагогическом коллективах, развиваются личностные качества ребенка. Опытом организации самоуправления в классе делится автор статьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся
В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся. Создается атмосфера свободного творчества в детском и педагогическом коллективах, развиваются личностные качества ребенка. Опытом организации самоуправления в классе делится автор статьи.
В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги.
В результате развития самоуправления постановка управленческих задач во многом зависит от инициативы и самостоятельности учащихся. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Самоуправление в классном коллективе определяется как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально-ценных задач
Основной целью классного самоуправления является формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Задачи, реализуемые в процессе самоуправления в классном коллективе:
- Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через представление различных видов деятельности.
- Стимуляция детей к социальному творчеству, инициативе, формирование активной гражданской позиции.
- Воспитание у школьников демократической культуры.
Формирование умения действовать в интересах совершенствования как своей личности, так и общества, отечества. - Воспитание достойных творческих лидеров
Высшим органом классного самоуправления является классное собрание, в котором участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов - и родители обучающихся. Функциональные обязанности классного собрания:
- планирует работу, представляя предложения учащихся к плану работы на учебную четверть.
- подводит итоги работы за учебную четверть и за год;
- заслушивает отчеты Совета класса о проделанной работе;
- обсуждает важнейшие вопросы жизни классного коллектива.
Классные собрания проводятся не реже 2 раз в учебную четверть.
Решения классного собрания являются обязательными для всех обучающихся.
Ведет классное собрание классный руководитель - председатель классного собрания, который определяет вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.
Председатель, заместитель председателя и секретарь Совета класса, председатель родительского комитета входят в Президиум классного собрания.
Решения классное собрание принимает голосованием (открытым или тайным). Решение считается принятым, если за него проголосовали половина плюс один или более участников.
Функциональные обязанности Председателя Совета класса:
- совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся)
- отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе;
- формирует советы дела для подготовки и проведения классных мероприятий;
- объявляет благодарность и налагает взыскания;
- контролирует выполнение поручений
Функциональные обязанности Заместителя председателя Совета класса:
- контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
- осуществляет контроль за ведением дневников, ведет тетрадь успеваемости;
- совместно с председателем Совета класса руководит группой консультантов;
- ведет работу с отстающими по предметам;
- организует проведение политинформации в классе;
- замещает председателя Совета класса в его отсутствие.
Функциональные обязанности Секретаря Совета класса:
- ведет классную документацию, в том числе папки учащихся;
- руководит работой по проведении культурно-массовых мероприятий;
- контролирует работу советов дела; отвечает за хранение классной
- документации, бланков, архива;
- информирует учащихся о работе Совета класса; организует работу редакционной коллегии;
- отвечает за оформление стендов.
Функциональные обязанности Старшего дежурного:
- организует и контролирует дежурство по школе и классу;
- формирует дежурные группы;
- составляет график дежурств;
- отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря;
- руководит работой департамента труда класса;
- ведет документация старшего дежурного.
Основным контрольным органом классного самоуправления является родительский комитет.
Родительский комитет избирается на родительском собрании прямым (открытым или тайным) голосованием из числа родителей обучающихся в количестве 3 человек сроком на 1 (один) учебный год.
Руководит работой родительского комитета председатель.
Функциональные обязанности Родительского комитета:
- занимается спорными ситуациями, возникающими в процессе деятельности классного коллектива;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся
Для того чтобы детям было интереснее между собой функционировать можно заменить стандартные названия общественных поручений на не совсем обычные.
Например:
Президент класса (другие названия "Председатель Совета класса", "Командир класса") выполняет следующие функции:
- совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся)
- отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе;
- формирует советы дела для подготовки и проведения классных мероприятий;
- объявляет благодарность и налагает взыскания;
- контролирует выполнение поручений
Премьер-министр (другие названия "Заместитель председателя совета класс", "Староста класса", "Старший дежурный") выполняет следующие функции:
- замещает председателя Совета класса в его отсутствие;
- руководит кабинетом министров;
- организует и контролирует дежурство по школе и классу;
- формирует дежурные группы;
- составляет график дежурств;
- отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря;
- руководит работой департамента труда класса;
- ведет документация старшего дежурного.
Кабинет министров (другие названия "Совет класса", "Актив класса", "Совет дела") состоит из ответственных за определенные направления деятельности классного коллектива. Он состоит из министра печати, министра спорта, министра образования, министра культуры.
Министр печати (другое название "Ответственный за редакторскую деятельность") имеет команду из 3-5 человек и выполняет функции:
- организация выпуска поздравительных газет;
- оформление классного кабинета;
- оформление классного уголка;
- организует работу редакционной коллегии;
- отвечает за оформление стендов.
Министр спорта (другие названия "Ответственный за организацию спортивных мероприятий в классе") выполняет следующие функции:
- формирует команду для участия в школьных соревнованиях;
- организует спортивные мероприятия в классе.
Министр образования (другие названия "Учебный сектор") выполняет следующие функции:
- контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
- осуществляет контроль за ведением дневников;
- ведет "Открытый журнал успеваемости";
- совместно руководит группой консультантов;
- ведет работу с отстающими по предметам.
Министр культуры (иначе "Ответственный за культурные мероприятия в классе") имеет команду из 3-5 человек и отвечает за:
- руководит работой по проведении культурно-массовых мероприятий;
- организацию выходов в театр, кино;
- организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, составление развлекательной программы.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном заседании учащихся тайным голосованием. Составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности, можно и свою. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления.Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования индивидуализированного здоровьесберегающего обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному обществу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданской позиции у младших школьников.
из опыта работы...
«Внеурочная деятельность в ГПД как основа формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников»
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Создание условий для достижения учащимися...
Формирование гражданской позиции и воспитание патриотизма.Художественное-эстетическое направление
Формирование гражданской позиции и воспитание патриотизма...
"Роль родителей в формировании активной гражданской позиции учащихся младших классов"
Описание опыта работы с родителями учащихся начальной школы....
ПАТРИОТИЗМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. В 90-е гг. ХХ в. мы часто слышали такие суждения, что-де служение только России для российского гражданина должно уйти в прошлое. Е...
Формирование гражданской позиции у младших школьников во внеурочное время
В статье рассматривается вопрос формирования гражданской позиции младших школьников во внеурочное время. Представлены формы, условия, структура, познавательный компонент фо...
Социальные и инновационные проекты по формированию гражданской позиции у учащихся начальной школы с использованием элементов патриотического воспитания.
Предоставленный в статье материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающе...