Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Ковалева Татьяна Алексеевна

Активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.

Активизировать мышление  обучающихся  можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха и повышение интереса к обучению.

Опыт работы в начальных классах показал, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках значительно способствуют элементы проблемного обучения, новые подходы к использованию различных средств наглядности, исследовательская деятельность.

Активизация –  должна обеспечить не только простое запоминание материала, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.

Активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Цель работы по данной теме: применение целостной системы методов, приемов обучения в сочетании традиционных и нетрадиционных форм работы, ориентированных на развитие основных характеристик мышления, на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие самоконтроля.

Задачи:

•Эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности. 

 • Повышение интереса к предмету «Математика». 

 • Развитие основных познавательных процессов  (внимания, памяти, мышления, воображения,  восприятия). 

 • Развитие инициативы, самостоятельности,  творческого потенциала. 

 • Включение учащихся в поисковую деятельность по  предмету.

Латинское слово activus переводится как «активный», «деятельный». Активизация обучения школьников означает, таким образом, усиление, оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. 

Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. 

Существуют различные пути активизации учебной деятельности: 

  • проблемное изложение материала;
  • комментированные упражнения;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • творческая работа детей;
  • формирование стимулов к учению.

Способы активизации деятельности на уроке: 

  • игровые методы;
  • моделирование;
  • занимательность;
  • проведение нетрадиционных уроков.

Элементы занимательности игры, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. 

По характеру познавательной деятельности игры можно разделить на следующие группы:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. («Составим узор» )
  2. Игры, требующие воспроизводящей деятельности. К этой группе относятся игры, направленные на формирование вычислительных навыков.(«Лучший лётчик», «Математическая рыбалка», «Помоги собрать бананы»)
  3. Игры, в которых запрограммирована преобразующая (контролирующая) деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. («Составь круговые примеры», «Математическая эстафета»)
  4. Игры, в которые включены элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме и опорным словам математического правила. («Угадайка», «Определи курс движения самолёта»)

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.

На уроках математики  в игровой форме происходит формирование  исследовательских знаний посредством следующих заданий: 

  • разгадывание шарад, ребусов;
  • задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
  • фокусы разгадыванием задуманных чисел
  • занимательные задания;
  • игры типа: «Угада - ка», «Найди задуманное число»

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 15, к  результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 21.

Формула для разгадывания фокуса: а + 15+ 6 – а = 21. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже.

Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, уч-ся  несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность.

Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу  только при разгадывании его сути.

Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью  детей: «Живые цифры», «Лови мяч»,  «Решето».

Игра «Решето»

Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 5. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в «решете».

Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач.

  1. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
  2. Самый длинный бал королевства  продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
  3. Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок?
  4. Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?

Дети очень любят «Веселый счет» – рифмованные задачки. Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения.  Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.

Поддерживать интерес детей к учебе мне помогают яркие наглядные пособия. «Приглашаю» на уроки героев детских сказок – веселых человечков. Это Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями.

Шарады, ребусы, кроссворды никого не оставят равнодушными. Большую ценность на уроке представляют загадки. К.Д. Ушинский писал, что «загадка заляжет прочно в памяти, увлекая с собой и всё объясняя к ней привязанное». На различных этапах урока я  использую загадки ( в основе которых лежит сравнение) в качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность.

Для  организации  исследовательской  деятельности младших  школьников на уроках математики были использованы следующие типы  задач: с несколькими  решениями, с    меняющимся содержанием, с не сформулированным  вопросом, с недостающими данными, на понимание, логическое мышление.

Например, задача с не сформулированным вопросом: «В двух кассах магазина находится 150 руб. Если из первой кассы переложить во вторую 15 руб., то в обеих кассах будет поровну. (Сколько денег будет в каждой кассе?)».

Также можно предложить детям такое задание – самостоятельно придумать к задаче несколько вопросов: Задача. «Кукла стоит 800 рублей, а заводная машина 1200 рублей». К данной задаче дети могут придумать несколько вопросов, к примеру: сколько всего стоят игрушки? На  сколько  машина дороже куклы? Во сколько раз машина дороже куклы? и пр.

Пример задачи с недостающими данными: Во второй коробке лежало в 2 раза больше печенья, чем в первой. Сколько всего печенья лежало во второй коробке? Назови условие и требование данной задачи? Можно ли решить такую задачу? Каких данных недостает для решения данной задачи? Дополни условия задачи, чтобы ее можно было решить.

Примеры заданий исследований.

  1. А) Рост Колиного папы 1 м 78 см. Рост Коли 120 см. На сколько см Коля ниже папы?

Б) Узнай свой рост. Запиши его: в метрах и сантиметрах, в сантиметрах и миллиметрах.

  1. Про кого говорят, что у него семь пядей во лбу?

Пядь – это расстояние между большим и указательным пальцами. Измерь по линейке, чему равна твоя пядь. Вычисли, сколько составляют твои семь пядей.

  1. Определи по таблице, кто из детей (Маша и Коля) кто больше времени в день проводит на уроках, кто больше гуляет, кто меньше читает и т.д.

Для организации исследовательской деятельности на уроках

математики были подобраны нестандартные задачи-исследования числовых закономерностей. Учащимся предлагалось исследовать многозначное число, ряд чисел, сумму, разность, часть.

Нестандартные задачи: «Улитка ползет по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь опускается на 4 м. За какое время улитка доберется от подножья до вершины столба?

При решении  таких задач ученики наблюдали, анализировали данные, высказывали предположение,  выдвигали гипотезы, делились своим мнением.

Элементы   исследовательской  деятельности  на  уроках   математики используются во всех программах, но наибольшее значение отведено в системе Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

В своей работе использую методический инструмент для проектирования учебного процесса – конструктор урока (занятия).

Конструктор урока (занятия) разработан с учетом федерального государственного стандарта (ФГОС).

С помощью методических приемов (в конструкторе их большое разнообразие)  можно создать сценарий урока (занятия). Конструктор помогает в развитии таких компетенций: креативности, критического мышления, коммуникации, кооперации, метакогнитивных навыков, грамотности.

В заключение хочется сказать, что познавательный интерес у детей младшего школьного возраста важно формировать и развивать, в частности на уроках математики. Помочь в этом может систематическое и последовательное использование элементов исследовательской деятельности.

Знания школьников необходимо обогащать новой  и интересной информацией,   которая будет вызывать у них положительные эмоции и

интерес к изучаемому материалу и к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.

Для учителя необходимо формировать интерес  к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...

Доклад "Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики по ФГОС."

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе к...

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО

Проблемы активизации познавательной  деятельности и исследовательской культуры младших школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И ...

«Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках обучения грамоте»

    Качество знаний по русскому языку - это система знаний, умений, навыков по фонетике, лексике, фразеологии и синтаксису, которыми учащийся владеет в совершенстве. А без этих знаний...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках русского языка с использованием дидактических игр, занимательных заданий и упражнений

Ш.Амонашвили утверждает, что «В играх ученики начальной школы реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои основные духовные потребности. Именно это открывает взрослым широк...

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффект...

Развитие познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики

Проблемы Развития познавательной  деятельности и исследовательской культуры младших школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, так как учение - ведущи...