Доклад "Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики по ФГОС."
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бирюкова Фарида Махмутовна

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.

Проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся побудили и меня искать более эффективные и рациональные пути добывания знаний учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики по ФГОС.

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это - то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Я считаю, что главное - это профессиональная готовность к реализации ФГОС начального общего образования.

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.

Проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся побудили и меня искать более эффективные и рациональные пути добывания знаний учащимися.

В результате собственных исследований, наблюдений и исканий, можно утверждать, что внедрение инновационных педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного.

Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха и повышение интереса к обучению, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся.

Опыт работы в начальных классах показал, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках значительно способствуют элементы проблемного обучения, новые подходы к использованию различных средств наглядности, исследовательская деятельность.

Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.

Достигаю решения этих задач, в том числе и через использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждый урок с применением компьютера вызывает у детей эмоциональный подъем.

Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширяет спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Кроме дисков я активно использую интернет и создаю свои презентации к урокам.

Надо отметить, что использование образовательной информации, размещенной на дисках и в презентациях, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности школьников по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет мне представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, «извлечь» любой материал по предметам и использовать его в самостоятельных работах учеников, озвучить любой текст.

21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методами и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Бурное развитие информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или в ноутбуке, который находится в нашем классе.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Наши ученики имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и грамотно использовать на уроках. Необходимо отметить, что охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работу с использованием ИКТ организую чётко продумано, дозировано, опираясь на Санитарно-гигиенические нормы.

Таким образом, применение ИКТ на моих уроках носит щадящий характер, разумное и адекватное сочетании компьютерной и здоровьесберегающей технологий, которые, в сочетании, несомненно, ведут к успешности в обучении.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, могу с уверенностью сказать, что грамотное использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения.
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объём выполняемой работы в 1,5 – 2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • используя данную современную технологию, я учу своих детей пользоваться различными электронными библиотеками и другими информационными ресурсами. Дети видят, что можно не только играть в компьютерные игры.

Итак, применение компьютерной техники в начальной школе развивает познавательные способности обучающихся: внимание, воображение, память, логическое мышление; улучшает восприятие мира, т.е. в полной мере активизирует познавательную деятельность младших школьников и адаптация школы к компьютерному веку необходима, поэтому мы стараемся идти в ногу со временем и включить в образовательный процесс информационные и коммуникационные технологии в качестве средства обучения, воспитания и развития. Таким образом, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса начальной школы позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»

На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за инфор...

Формирование исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира

Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.Учебное исследование р...

«Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках обучения грамоте»

    Качество знаний по русскому языку - это система знаний, умений, навыков по фонетике, лексике, фразеологии и синтаксису, которыми учащийся владеет в совершенстве. А без этих знаний...

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффект...

Формирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира

В отчете по самообразовании на тему: "Форомирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира" обосновывается необходимость усовершенствования, формирования и ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Формирование информационной культуры младших школьников на уроках математики и окружающего мира»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Формирование информационной культуры младших школьников на уроках математики и окружающего мира» составлена в соответствие с требованиями Федерал...