Применение здоровьесберегающей технологии в начальной школе
статья (1 класс)

Спиридонова Людмила Анатольевна

В данной статье рассматривается вопрос применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий

уроках в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной системы образования становится:

-сбережение и укрепление здоровья учащихся,

-формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни,

-выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся.

В младшем школьном возрасте детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Поступление в школу – один из критических этапов, сопровождающихся ломкой привычек, сложившихся в дошкольный период воспитания. Длительные и систематические учебные занятия, значительная нагрузка, новые обязанности и требования, уменьшение игровой и двигательной активности – все это представляет для первоклассников большие трудности. Именно поэтому в последние годы были разработаны и активно внедряются педагогами «здоровьесберегающие технологии», цель которых – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Я считаю, что здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся.

Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:

-учет возрастных особенностей младших школьников;

-учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;

-структура урока в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);

-осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

-положительный эмоциональный настрой на уроке;

-оптимальный темп ведения урока (избежание «скомканности», задержки учащихся в классе после звонка.)

-подача материала доступным рациональным способом;

-наглядность;

-смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);

-физкультминутки, динамические паузы;

-дифференцированный подход в обучении;

-групповая работа, работа в парах;

-игра, игровые моменты

-самомассаж, точечный массаж;

-воспитательные моменты на уроке (беседы), т.е. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности

-соблюдение санитарно- гигиенических требований;

-внешняя мотивация (оценка, похвала, поддержка, соревнование) и внутренняя мотивация (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).

Использование таких несложных приемов на каждом уроке, несомненно, принесет свои плоды. Показателем эффективности проведенного школьного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

С первых минут урока педагогу просто необходимо создать такую атмосферу на уроке, чтобы ребенку было комфортно. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

Можно начать урок с таких небольших стихотворений:
Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

 

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, считать

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи! 
Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.

Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.

Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека. Во время решения задач на движение, можно говорить им о том, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки, а также верховая езда закаляют наш организм и укрепляют здоровье.

На уроках русского языка тщательно подбирая упражнения можно решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья учеников. Нужно обращать внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.

Особенно помогают пословицы, соответствующие данной теме.

Здоровье всего дороже.

Чистота- залог здоровья.

Здоровье разум дарит.

Кто долго жуёт, тот долго живёт.

С курами ложись, с петухами вставай

Здоровье дороже богатства.

Здоровью цены нет. Здоровья не купишь

Что ни болит, все к сердцу валит. Всякая болезнь к сердцу.

Нищий болезней ищет, а к богатому они сами идут.

Деньги – медь, одежа – тлен, а здоровье – всего дороже.

Болезнь человека не красит. Болезнь и скотину не красит и другие.

Уроки литературного чтения также дают широкие возможности воспитывать у школьников чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни.

Но наибольшим потенциалом для формирования навыков здоровьесбережения обладает учебный предмет «Окружающий мир». Содержание указанного курса обеспечивает младших школьников полными знаниями об организме человека, которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.

 На уроках окружающего мира ученики знакомятся не только со строением и работой нашего организма, но и узнают о влиянии на него отрицательных последствий деятельности человека.

В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися. Для эффективности внеклассной работы в этом направлении используют следующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, походы, работа с семьей, диагностика изучения личности, тесное взаимодействие с социально-культурной сферой.

Таким образом, на каждом уроке и во внеклассной работе можно и нужно давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учить ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье и благоговения перед жизнью. Доводить до сознания детей мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни.

На уроках русского языка, математики, окружающего мира организовывать групповую работу и работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Применение на уроках дифференцированного обучения также позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.

В качестве наглядности сегодня активно используются компьютерные технологии. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

При составлению презентации необходимо учитывать:

Фон – светлый, лучше в желтой или зеленой гамме, полупрозрачный, единое оформление на всю работу.

Текст –  на белом фоне жирные буквы крупным шрифтом.

Текста не должно быть много – только необходимое.

Выделение –должно соответствовать уровню текста, только заголовки цветом.

Количество объектов –не более 4-5 объектов на слайде. Менять расположение объектов от слайда к слайду.

Анимация – по необходимости.

Чем меньше летает и вползает, тем меньше нагрузки на глаза.

Физкультминутка - это обязательный элемент здоровьесберегающей организации урока. Проведение физкультминуток- это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время выполнения физминуток обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. 

Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна соответствовать некоторым требованиям:

-включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения;

-для проведения физминутки может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений;

-физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления;

-продолжительность 1,5-2 минуты;

-комплексы упражнений должны меняться.

На уроках можно использовать и другие виды упражнений:

-Пальчиковая гимнастика

-Зрительная гимнастика

–гимнастика для слуха.

-Точечный массаж

–Релаксация на уроках.

-Организация двигательных перемен в школе.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья учеников. Так в 1 классе – за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80% учеников, тогда как к концу 4-го класса процент заболевших снижается. Великий гуманист и педагог Ж.-Ж. Руссо говорил «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе».

Выступление  на педсовете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе" с использованием презентации....

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И хотя традиционно считается, что основная задача школы- дать необходимое образование, не менее важная задача- сохранить в процессе обучения здоровье детей....

Выступление по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе".

В выступлении представлен опыт моей работы по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"....

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

В статье рассказывается о применении здоровьесберегающих технологий в начальной школе....

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе (выступление на МО)

Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых  формируются...